Применение методов ТРИЗ в одной игровой ситуации
консультация (подготовительная группа)
итог: формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
• Появляется смелость общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_primenenie_metodov_triz_v_odnoy_igrovoy_situatsii.docx | 237.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение методов ТРИЗ в одной игровой ситуации
К методам управления творческим процессом, пусть в ограниченных пределах, относятся:
• Метод фокальных объектов;
• Морфологический анализ;
• Мозговой штурм;
• Системный оператор;
• Метод противоречий.
Прошу отгадать задуманный объект. Игра «Да-нетка». Перед вами несколько объектов: дерево, лампа, кошка, кастрюля. Внимание, я загадала объект, задавайте вопросы – так звучит начало игры. Но, прежде чем, задать вопрос, вам необходимо помнить, что в вопросе не должно быть прямого указания на объект. Ответ содержит только да или нет. Для правильной постановки вопроса необходимо опираться на карточки с выделением признаков объекта. Вычленим главное: природный или рукотворный, живое или не живое, классификация объекта: части, цвет, место обитания, поверхность, материал и другие признаки, указанные на карточках-схемах.
- ЭТО ПРИРОДНОЕ?
- ЭТО РУКОТВОРНОЕ?
- ЭТО ЖИВОЕ?
- ЭТО НЕ ЖИВОЕ?
- ЭТО БЫВАЕТ ГОРЯЧИМ?
- У ЭТОГО ЕСТЬ РУЧКИ?
- У ЭТОГО ЕСТЬ ДНО?
- У ЭТОГО ЕСТЬ СТЕНКИ?
- У ЭТОГО ЕСТЬ КРЫШКА?
- ЭТО…
1 шаг МФО- 1)Объект - кастрюля (фокальный объект).
Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, усовершенствование данного объекта, повышение спроса на эту продукцию.
2) Случайные объекты: птица, лампа, кошка. Необходимо выделить главные признаки случайных объектов и наделить необходимыми признаками кастрюлю для ее усовершенствования.
3)Признаки случайных объектов: какое? какой? Какая?
Птица - черная, с перьями, летающая, клюющая.
Лампа - электрическая, светящаяся, разбитая, цветная.
Кошка - игривая, пушистая, нюхающая, мяукающая,
4) Присоединяем к кастрюле признаки
птицы: черная кастрюля, кастрюля с перьями, летающая кастрюля, клюющая кастрюля;
лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, цветная кастрюля, светящаяся кастрюля;
кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля, игривая кастрюля, пушистая кастрюля
Выбираем самые интересные словосочетания
«летающая кастрюля» - с крыльями
«нюхающая кастрюля» - у кастрюли есть нос.
«разбитая кастрюля» - у нее должны быть отсеки.
2 шаг МА - Развиваем полученные идеи – как это будет выглядеть, ДЛЯ ЧЕГО ЭТИ ПРИЗНАКИ: кастрюля с крыльями - кастрюля с крыльями, что бы не переносить ее самому; нюхающая кастрюля - кастрюля с носом, определяющим свежесть продуктов; разбитая кастрюля – с несколькими отсеками для приготовления нескольких блюд
3 шаг МШ - Как это можно использовать и для чего это нужно?
ТАКУЮ КАСТРЮЛЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ПОХОДЕ, В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА надо приготовить много и быстро, ВО ВРЕМЯ ДАЛЬНИХ ПУТЕШЕСТВИЙ.
Кому это сможет использовать?
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, ВОЕННЫМ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕСТОРАНАХ И КАФЕ, в семье
Кто это будет покупать, и платить за это деньги?
ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК
4 шаг СО – был – стал – может быть. Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.
объект - ОБЫЧНАЯ КАСТРЮЛЯ,
СТАЛА – ОПРЕДЕЛЯЕТ СВЕЖЕСТЬ ПРОДУКТОВ, НЕ ГОРЯЧАЯ СНАРУЖИ, САМА ГОТОВИТ,
была – простым чугунком
5 шаг МП– что хорошего? – что плохого?
ХОРОШО – не нужно ее поднимать, НЕ ДАСТ ОТРАВИТЬ СЕБЯ, можно приготовить несколько блюд сразу
ПЛОХО – ПОД РУКОЙ ЕСТЬ ПРОДУКТЫ НЕ СОВСЕМ СВЕЖИЕ, НО СЪЕДОБНЫЕ, КАСТРЮЛЯ НЕ ДАСТ ПРИГОТОВИТЬ, ОСТАНЕШЬСЯ ГОЛОДНЫМ, УЛЕТИТ И НЕ ВЕРНЕТСЯ
В одной игровой ситуации были применены 5 методов технологии ТРИЗ:
1.МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)
Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, кастрюля, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к кастрюле (2 - 3 объекта).
2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он, оно, она, они? Что умеет делать?»
Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения
4. Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания:
Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать кастрюле нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
Работать можно по одному из направлений:
- рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;
- вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;
- выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;
- составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все).
2.Морфологический анализ
Цель этого метода - выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Чтоб быть успешными в современном мире детям необходима активная жизненная позиция и умение решать проблемы. Это значит, что воспитанник должен уметь работать с информацией, понимать происходящие события и ситуации, быть гибким к изменениям, уметь быстро находить верное решение и обладать гибким и творческим мышлением. Такие задачи решает РТВ и ТРИЗ - технологии и их нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития воображения детей является морфологический анализ. Суть метода в том, что мыслительные операции основаны на комбинировании и осуществляются с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели.
3.Метод «Мозгового штурма»
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.
Перед началом мозгового штурма четко ставится задача - вопрос.
С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры - занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения).
Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
4.Системный оператор
Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего. Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.
5.Метод противоречий:
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.
В итоге, у дошкольников:
• Формируется своя точка зрения на различные вещи.
• Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
• Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
• Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
• Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
• Появляется смелость общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение дошкольников составлению рассказа по картине путем применения методов ТРИЗ и РТВ
Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подраст...
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....
ТРИЗ. Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиск...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...
«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»
laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...