Консультация для педагогов "Бережливые технологии в ДОУ"
консультация

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы в результате повысить произвлдительность труда, теперь применяются  и в государственных  учреждениях образования, в том числе и в детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Бережливые технологии в ДОУ

 

Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей,

хорошо учились в школе и создавали что-то хорошее и полезное, став взрослыми. Только от нас зависит, какими станут наши дети, кто из них

вырастет, и будут ли они счастливы!

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности,

чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу

сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь

применяются и в государственных учреждениях образования,  в том числе и в детских садах.

Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей,

поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными

организмами.

Система 5S

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта

система организации и рационализации рабочего места, разработанная в

Японии, обязательна к внедрению и в детском саду.

"Сортировка", Организация рабочей среды. Отделение нужных предметов от

ненужных и удаление ненужных предметов из рабочей зоны.

«Самоорганизация» Рациональное расположение (упорядочение) Нужные

предметы содержатся так. Чтобы ими было легко воспользоваться.

"Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и

опрятности;

"Стандартизация" – Это состояние, посредством которого мы поддерживаем

результаты, достигнутые вследствие выполнения первых трех правил

"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения

установленных правил, процедур и технологических операций.

Актуальность

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене

одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой

качественной образовательной среды в ДОУ.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей

микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их

родителей, возможностей педагогического коллектива, в образовательный и

воспитательный процесс включена игровая и познавательная деятельность по

формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых

ДОУ.

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

В детском саду должны выработать алгоритмы, которые позволят

оптимизировать процессы в детском саду. Например, уборку игрушек,

системы рационализации, используются указатели направления движения,

цветовые кодировки, проводиться стандартизация ежедневных операций

детей и сотрудников.

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:

- применение визуализации, направленной на повышение безопасности

детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки,

указатели, надписи на шкафах и т.д.);

- разместить цветовые кадировки на траекторию открывания дверей в

коридоре;

- вывесить указатели на входные двери ДОУ, групп; указатели

местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет учителя

– логопеда или музыкальный зал);

- обеспечить наличие визуализированных инструкций и разметки;

- повышение информированности родителей через визуализацию и

организацию открытых мероприятий;

- стандартизация ежедневных операций;

- организовать и оптимизировать рабочее пространство через визуализацию.

- организация электронного пространства персонала.

Ожидаемые результаты:

- формирование в ребенке организацию личности для применения культуры

бережливого мышления в жизни;

- минимизирование потерь (времени, финансов, материалов, усилий);

- повышение качества (образовательных услуг, взаимоотношений субъектов

образовательной деятельности, личного поведения) и др.;

- создание эффективной системы взаимодействия педагогических работников

детского сада с семьями воспитанников.

Все разработанные мероприятия улучшат качество оказываемых услуг.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий

тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной,

понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование

процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения

материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей

совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному

состоянию)

Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в

действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила,

подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке,

находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той

или иной ситуации. Но надо обращать внимание на следующее:

1. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения. Там, где ребенок может обезопасить себя сам, снова используем метод воздействия на сенсорику. Для обозначения возможной опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный стандарт, который должны знать и взрослые и дети:

цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная; назначение и правила применения.

Непосредственная опасность – красный цвет.

Возможная опасность – желтый цвет.

Безопасность, безопасные условия – зелёный цвет.

Указание – синий цвет.

Неподвижный объект.

Подвижный объект.

Направление движения.

Например, красный цвет, он яркий, привлекает внимание, им обозначен

запрещающий сигнал светофора, окрашены ядовитые цветы растения. Таким

образом, у ребенка подсознательно формируется понятие об осторожном

поведении в обозначенном месте. На острые углы, зоны открывания дверей,

и другие места, где ребенок должен быть бдительным, можно нанести

маркёры красного цвета.

2.Порядок в шкафах.

В раздевалке на дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами

размещения вещей. Обратите внимание на то, что инструкция

последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном

месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.

3.Алгоритм «Мытье рук» располагается в туалетной комнате над раковинами. Мытье рук — обязательная гигиеническая процедура для

взрослых и детей, поэтому перед педагогами и каждым родителем стоит

задача научить ребят делать это самостоятельно. Научными исследованиями

подтверждено, что эта несложная манипуляция на 50-60% снижает риск

кишечных инфекций и на 15-20% — возможность заражения гриппом и

ОРВИ. Дети, обученные мыть руки, реже болеют, по сравнению со своими

неаккуратными ровесниками. Начать готовить ребенка к самостоятельному

выполнению этой процедуры можно с годовалого возраста. Но прежде всего,

проанализируйте, соблюдают ли взрослые члены семьи правила гигиены.

Руки необходимо мыть не только при видимых загрязнениях, но и после

прогулки, посещения туалета, игр с животными, до и после еды. В туалетной

комнате ребенок наглядно видит «инструкцию» в картинках и понимает, что

для мытья рук ему сначала нужно открыть кран, затем взять мыло, помыть

руки, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. Вы тоже можете

расположить такую инструкцию дома над раковиной, такие единые

требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти

процедуры быстро и постоянно.

4.Порядок в группе. В воспитании ребенка главное подать нужный пример,

а не тыкать его постоянно в вещи, в беспорядке разброшенные по комнате.

Если родители разбрасывают вещи, оставляя уборку на потом, и не доводят

до конца дела, стоит ли удивляться, что дети не убирают игрушки и одежду?

В группе можно наклеить маркёры в виде картинок, где что должно

находиться и теперь ребенок четко знает, где находятся ножницы и клей, в

каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Родителям

также можно рекомендовать наклеить картинки на места, где должны

располагаться те, или иные игрушки, сделать это лучше с детьми.

5. Игра «Наш день» состоит из карточек с ситуациями в течение дня и

стрелочек. Дети с утра сами составляют, какие события будут

происходить сегодня, так дети строят распорядок дня. Дети, приученные к

порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду,

лучше вольются в школьную жизнь, что избавит родителей хотя бы от части

хлопот.

Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и

школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях

бережливого мировоззрения.

Мы в ответе за наших детей! Только мы! Не государство, не общество,

хоть они и оказывают на них влияние! Только мы! Давайте каждый из

нас будет достойным примером для своего ребенка, вырастит его

здоровым и адекватным человеком. Все в наших руках!

ПЕДАГОГИ

При помощи электронной почты можно без визуального контакта

консультировать педагогов (в любое время), отвечать на вопросы, давать

рекомендации, рассылать документы, бланки, приглашения на педагогический

совет (семинар, мастер-класс), консультации, может принимать и

корректировать отчеты в электронном виде.

Использование e.mail способствует сокращению времени и использованию

бумаги в работе педагогов.

Также, электронная почта служит проводником информации от педагогов

родителям, такой как, о жизни группы, мероприятиях в ДОО, практические

материалы (например, стихи для заучивания с ребенком к празднику, памятки,

фото) и личные сообщения.

Группа в социальной сети

Социальные сети для многих родителей и педагогических работников стали

популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляют ряд

возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн,

обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей

и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа является одним из основных инструментов, позволяющим установить

горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто

в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся

опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых

обсуждениях, выстраивают общение с педагогом и между собой.

У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности

привлечения родителей к общению друг с другом: размещение фотографий с

событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение

видеозаписей с утренников, открытых занятий и т.д.; публикация результатов

творческой и интеллектуальной деятельности детей (поделки, презентации,

проекты); размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде

ссылок на психолого-педагогическую литературу и педагогические сайты и на

сайт ДОО.

Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных

обсуждениях вопросов, комментировать различный материал.

А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в

содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка.

Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность

ДОО, информировать родителей об интересных событиях, обсуждать

достижения воспитанников.

Мобильные мессенджеры (Viber, WhatsApp), которыми оснащены

современные смартфоны, - это еще один ресурс для оперативной связи. В

некотором отличии от электронной почты и страницы в социальной сети, это

приложение позволяет с еще большей скоростью доносить любую информацию

небольшого объема. При условии доступа в интернет, приложение позволяет

передавать по телефону в режиме реального времени бесплатные текстовые,

фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов, срочную

информацию.

Охват родителей с помощью данного приложения достаточно высок.

Диапазон вопросов, решаемых с помощью этих приложений очень широк. Это и

вопросы организационно-бытового характера, как например, украшение группы

или участка, определение более предпочтительного времени для родительского

собрания и ознакомление с повесткой дня и пр., так и обсуждение вопросов,

касающихся образовательных моментов.

Индивидуальные сообщения в том же приложении очень удобны для родителей,

когда им нужно предупредить об отсутствии ребенка, опоздании, задать любой

интересующий вопрос относительно состояния ребенка в настоящий момент.

Воспитатель может не просто ответить, но сопроводить свое сообщение фото

или даже видео. Все это повышает уровень доверия и открытости в общении

педагога с родителями.

Подводя итог, можно сказать, что открытость и доступность ДОУ, экономия

времени педагогов и родителей может быть достигнута за счет внедрения новых

коммуникационных технологий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Технология личностно-ориентированного занятия"

Личностное планирование                    Педагог сообщает детям знания в определенной последовательности. Л...

Консультация для воспитателей « Технология организации контакта педагогов с родителями в новых социальных условиях»

В консультации представлена методика Филоновой, как добиться правильных взаимоотношений с родителями,как целеноправленно строить общение, каждодневно решая  определённую коммуникативную зад...

Консультация "Здоровье сберегающие технологии в детском саду"

Первыми и самыми главными направлениями развития ребенка в детском саду является защита, сохранение и развитие здоровья . Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - Технология «Детский совет»: Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВТехнология «Детский совет» - Технология «Субъект-субъектного» взаимодействия.Подготовила: Копушкина Марина Борисовна,воспитатель высшей квалификационн...

Консультация-практикум «Современные технологии речевого развития дошкольников: ЛЕГО технология, мнемотехника, ТРИЗ»

Консультация-практикум  способствует речевому развитию дошкольников с помощью современных игровых технологий....

Консультация для воспитателей «Технология сотрудничества - как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»»

Технология сотрудничества - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным поиском целей и анализом х...