Картотека коммуникативных игр и упражнений для успешной адаптации детей
методическая разработка
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных проявлений в физическом и психическом состоянии ребенка. В связи с особенностями развития дети с ОВЗ наиболее тяжело переносят любые изменения. Смягчить процесс адаптации ребенка к детскому саду поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов: «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок», которая включает проведение игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 17.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека коммуникативных игр и упражнений для успешной адаптации детей
«Зеркало» Цель: наладить доверительные отношения с ребенком, посредством мимических упражнений учить управлять своими эмоциями, переключить малыша со слез на положительные эмоции. Воспитатель, находясь напротив ребенка, говорит: «Я знаю, ты расстроен, я понимаю твое состояние. Ты расстроен вот так (копирует мимику ребенка). А еще ты наверно сердит. А сердимся мы вот так (Ребенок повторяет мимическое выражение). А когда мы радуемся у нас лицо вот такое (показ воспитателя, мы поднимаем бровки, делаем веселыми глазки, а губки растягиваются в широкую улыбку.» Предлагает ребенку: «А теперь ты попробуй, у тебя получится. Педагог вместе с ребенком меняют эмоции несколько раз, заканчивая упражнение на положительных эмоциях. 1 вариант игры: взрослый копирует мимику ребенка; 2 вариант игры: ребенок копирует мимику взрослого. | Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем» Цель: снятие мышечного напряжения. В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки; • приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты. |
«Шарик возьми - стишок расскажи». Оборудование: воздушные шарики с изображением игрушек. Цель: создать хорошее настроение; вызвать желание проговаривать знакомые стихи с воспитателем или хором; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитатель предлагает детям выбрать любимый цвет шарика, надувают, смотрят-какая игрушка нарисована, про ту и рассказывают стихотворение. | Хороводная игра «Ау!» Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, развивать способность преодолеть барьер в общении. Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. |
«Коготки- царапки» Цель: наладить контакт с ребенком. Взрослый читает стихотворение и изображает котенка: «У белого котенка мягкие лапки (поглаживает одной рукой другую). Но на каждой лапке коготки-царапки! (сжимает и разжимает пальцы)». Затем он предлагает ребенку изобразить котенка, можно предложить игру в паре: взрослый сначала гладит его руку, затем делает вид, что хочет «поцарапать» его «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем взрослый и ребенок меняются ролями. | «Найди свою звездочку» (с воздушным шариком) Цель: Вызвать положительные эмоции, воспитание доверительных отношений между детьми и взрослым, доброжелательное отношение друг к другу. Воспитатель предлагает детям посмотреть, как он надует шарик. Но шарик этот не простой. (Надувается шарик с изображением звездного неба). Рассказ воспитателя о том, что у каждого есть своя звезда и предлагает детям найти свою звездочку и назвать ее своим именем, рассуждают о том, что небо у звезд общее и им вместе не тесно, и не скучно. |
«Дай ручку!» Цель: наладить контакт с ребенком. Педагог протягивает руку ребенку: «Давай здороваться. Дай ручку.» Не стоит проявлять излишнюю напористость, чтобы не напугать ребенка. Необходимо присесть, чтобы находиться с ребенком на одном уровне, смотреть в лицо друг другу. | «Найди свою улыбочку» Цель: успокоить ребенка, переключить эмоции. Педагог говорит ребенку: «Тебе грустно? Ты наверно потерял свою улыбочку. Пойдем ее поищем». Подводит ребенка к зеркалу и предлагает улыбнуться, описывая при этом как он хорош, когда улыбается. |
«Давай знакомиться!» Цель: формирование групповой сплоченности. Дети со взрослым становятся в круг. Ведущий держит мяч. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный участник ловит его, называет свое имя и имя следующего игрока… | «Гусеница» Цель: формирование групповой сплоченности. Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении нужно подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через дремучий лес, спрятаться от «диких животных»… |
«Кленовые листочки» Цель: снятие мышечного напряжения. Под спокойную музыку взрослый раздает каждому ребенку кленовые листочки. Произносит: «Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру». Дети, изображая листья, кружатся под музыку | «Догонялки» Цель: снятие мышечного напряжения. Игра проводится с 2-3 детьми. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!». |
«Нам мешают слезки» Цель: успокоить ребенка, сбросить эмоциональное напряжение. Педагог берет за руку плачущего малыша, присаживается возле него и говорит: «Тебе грустно, давай поговорим, но тебе мешают слезки». Ребенку предлагают вырезанные из голубой бумаги капельки-слезки, их нужно хорошенько смять, скомкать. Ребенок успокаивается, выполняя задание. Взрослый может ему помогать. | Игра «Рисунки на песке» Цель: снятие мышечного напряжения. Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками. |
Игра «Разговор с игрушкой» Цель: снятие эмоционального напряжения. Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать. | Чей голосок? Цель: снятие эмоционального напряжения. Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал. Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Социально–коммуникативное развитие ребенка как залог успешной адаптации к школе»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648488","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17648490","...
Игры и упражнения для успешной адаптации к школе
Накануне 1 сентября, нового и радостного для многих детей и родителей события в их жизни, и тех, и других охватывает волнение, терзают сомнения: а справится ли ребенок с новыми физическими и психологи...
Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....
Коммуникативные игры и упражнения в период адаптации детей.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому ...
Методическая разработка по теме "Развитие коммуникативной функции речи, как условие успешной адаптации в школе"
Опыт работы по теме...
Коммуникативные игры и упражнения в период адаптации.
Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенност...