Презентация "Социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность"
презентация
Презентация к педсовету "Социально-эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый родитель желает видеть своего ребёнка здоровым, успешным, довольным. Но что делать, если ребёнок – особенный? Если с самого раннего детства у малыша проявляется отставание в физическом, психическом и речевом развитии, если ребёнок испытывает трудности в усвоении учебного материала и общении с окружающими людьми? Каждый воспитатель в своей работе использует многообразие технологий, форм, методов и приёмов, направленных на коррекцию имеющихся у детей нарушений. Одним из таких методов является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность- это способ получения и переработки впечатлений, знаний окружающего мира. Чтобы изобразить героя, ребёнок должен знать особенности и характер персонажа, понять причины его поступков, представить его состояние, чувства, его переживания, обстановку, в которой развиваются события, развивает воображение. Театр – это прежде всего сказка, а каждая сказка имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Через сказку ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, учится различать добро и зло, подражает любимым героям. Театр в детском саду – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития малыша.
Взаимодействуя с другими персонажами, ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его. Происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Театр раскрывает внутренний мир ребенка, снимает груз «зажатости», раскрепощает самых застенчивых детей. Тем самым театрализованная деятельность помогает формированию у детей более устойчивой эмоционально-волевой сферы. Формируется воля, выдержка и самоконтроль. Ребёнок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия. В процессе отработки диалогов персонажей активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, интонация и выразительность речи, дети учатся выстраивать диалоги и использовать их в различных ситуациях.
2 1 Описание расстройств социально-эмоционально сферы детей с ЗПР Появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. Сложно сконцентрироваться на целенаправленной деятельности . Причиной этого является низкий уровень произвольной активности . 3 Проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей с ЗПР, так как никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями . Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей с ЗПР различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации. У одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность.
Коррекция социально-эмоциональной сферы включает снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление неустойчивого настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успехи и неудачу, а так же на поражения и победы сверстников.
С увеличением числа игрушек, широким внедрением компьютеров и компьютерных игр, резко сократилось стремление детей к совместной деятельности. В едь именно в ней происходит адекватное и полноценное личностное развитие ребенка и его социализация. Для того, чтобы поступление в школу не привело к дезадаптации, следует и в младшем в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделять развитию умения у детей эмоционально раскрепощаться, снимать «зажатость» и неуверенность в себе, обучать их внимательности и наблюдательности, а так же связной речи. И все это способны дать театрализованная деятельность, специальные игры, упражнения , позволяющие детям играть, чувствовать, фантазировать и сочинять .
Для этого необходимо отбирать различные театрализованные этюды и упражнения, подбирать дидактические игры и литературный материал. Для развития двигательной активности и координированной моторики использовать пальчиковую гимнастику. Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовать рассказы и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим лицом.
Необходимо уделять большое внимание созданию условий в группе: Отвести место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности. Подобрать игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры, Приобрести и изготовить маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. Изготовить несколько ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму. Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования – подбирать этюды и упражнения. В речевой зоне выставляются игрушки, театры для самостоятельного обыгрывания сказки. Знакомить детей с разными вариантами сказки, а с помощью этюдов и упражнений учить достоверному изображению персонажей. Для самоконтроля над мимикой и жестами можно использовать зеркало.
Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу, воспитатель читает потешки, сказки, подражая голосам животных. Это вызывает у детей положительную эмоциональную реакцию. Пальчиковый театр – незаменимый помощник в общении с детьми. Знакомство начинается с формированием умений детей управлять движениями собственных пальцев. Первые занятия с малышами проходят в виде кукольных представлений, которые показывает воспитатель, а дети в этом случае являются зрителями. Основная задача – познакомить детей с театром, вызвать интерес к занятиям, создать доброжелательную атмосферу взаимодействия воспитателя с детьми. В младшей группе дети поначалу испытывали затруднения при разыгрывании этюдов, стеснялись, чувствовали себя скованно. Постепенно они становились более раскрепощёнными, учились импровизировать, почти совсем избавились от стеснения, стали более открытыми, обрели уверенность в себе.
Дети с ЗПР часто не распознают и не выражают, либо выражают неадекватно, даже основной спектр эмоций, дают слабый эмоциональный отклик на окружающие события. Они испытывают сенсорную и эмоциональную нехватку , эти дети остро нуждаются в дополнительном источнике положительных эмоций. Театрализованная деятельность служит одним из таких источников, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняет её яркими впечатлениями и радостью.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать своё поведение и поведение других детей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и эмоционально-волевого развития ребёнка становится плодотворным тогда, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-520690-1415629960.jpg)
Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/16/picture-464318-1405497350.jpg)
Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/06/picture-841795-1478451919.jpg)
«Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
За последние годы отмечается увеличение количества детей имеющих нарушения связной речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Речь во всём своем многоо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-1035940-1525491472.jpg)
«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Выступление перед педагогами ДОО с мастер-классомна тему«Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста черезтеатрализованную деятельность»Мастер-класс для педагоговЦель:обучение учас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-595365-1424166623.jpg)
Эмоциональное развитие детей с ЗПР через театрализованную деятельность
Характеристика детей с ЗПР, структура занятий, найстрой детей на занятие,занятие, варианты игр....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-813146-1473276458.jpg)
Проект по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Проект направлен на социально-коммуникативное развитие навыков дошкольников со сверстниками, правильной самооценки, воспитание доброжелательного отношения к окружающим через театрализованную деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/09/picture-1392008-1646849589.jpg)
Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ
Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...