«Сторителлинг - современная технология обучения составлению фантазийных рассказов»
статья (подготовительная группа)

Третьякова Ольга Владимировна

1 слайд. Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

2 слайд. Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы,  могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных героях). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

3 слайд. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Разрабатывая свой метод Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

4 слайд. Давайте проведем небольшой эксперимент: как вам будет интересней узнать о появлении сэндвича?

Вариант 1. Сэндвич — это английская разновидность бутерброда. Состоит из 2-х или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом.

Вариант 2. Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в криббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать графа, когда будете готовить себе сэндвич. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.

5 слайд. Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми

Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем, как его правильно использовать.

6 слайд.  Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

7 слайд.  Какие возможности дает сторителлинг.

Метод сторителлинга позволяет:

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

8 слайд.  Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей» Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой»интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения.

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

 

 

9 слайд. В чем заключается техника рассказа историй.

• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.

•  Соблюдайте очередность действий рассказчика.

• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

•  Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.

• Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.

• Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…»«Я вам уже рассказывала про то, как я…»«Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

10 слайд. Как выбрать хорошую историю.

Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший»«черное-белое». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Интерес мало возбудить – его надо удержать.

Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:

• внешний – сослаться на мнение детей, педагогов, родителей, бабушек.

• внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

11 слайд. Структура техники сторителлинг.

Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, должно зацепить их внимание и удерживать его.

 Развитие события. - Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении.

 Кульминация - Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.

 Заключение - Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

12 слайд. Также хорошей можно назвать историю, если:

• ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;

• дети могут самостоятельно ее пересказать;

• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;

• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

13 слайд Вывод.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Сторителлинг - современная технология обучения

составлению фантазийных рассказов»

1 слайд. Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Чтобы научиться правильно и интересно рассказывать, эффективно использовать это умение в работе, предлагаю познакомиться с методом сторителлинга.

2 слайд. Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй.

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы,  могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных героях). Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

3 слайд. Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. Разрабатывая свой метод Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.

4 слайд. Давайте проведем небольшой эксперимент: как вам будет интересней узнать о появлении сэндвича?

Вариант 1. Сэндвич — это английская разновидность бутерброда. Состоит из 2-х или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом.

Вариант 2. Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в криббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать графа, когда будете готовить себе сэндвич. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.

5 слайд. Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми

Остановимся подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности и узнаем, как его правильно использовать.

6 слайд.  Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Задачи:

• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

• систематизировать и донести информацию;

• наглядно мотивировать поступки героев;

• сформировать желание общаться.

7 слайд.  Какие возможности дает сторителлинг.

Метод сторителлинга позволяет:

• разнообразить образовательную деятельность с детьми;

• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;

• обогатить устную речь дошкольников;

• облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.

8 слайд.  Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности?

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.

Историю нужно сделать «живучей» Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах. Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.

История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений. С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения.

Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.

9 слайд. В чем заключается техника рассказа историй.

• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.

•  Соблюдайте очередность действий рассказчика.

• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

•  Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.

• Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.

• Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…»«Я вам уже рассказывала про то, как я…»«Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.

10 слайд. Как выбрать хорошую историю.

Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.

Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший»«черное-белое». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Интерес мало возбудить – его надо удержать.

Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:

• внешний – сослаться на мнение детей, педагогов, родителей, бабушек.

• внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.

11 слайд. Структура техники сторителлинг.

  • Вступление - вызвать у слушателя интерес и увлечь его, должно зацепить их внимание и удерживать его.
  •  Развитие события. - Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или конфликт, о котором рассказывается в вступлении.
  •  Кульминация - Когда напряжение доходит до апогея и обстановка начинает выглядеть нестерпимой, появляется разрешение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. В конечном итоге находится решение, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
  •  Заключение - Должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.

12 слайд. Также хорошей можно назвать историю, если:

• ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;

• дети могут самостоятельно ее пересказать;

• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;

• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

13 слайд Вывод.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №48 «ПЧЕЛКА»

«Сторителлинг - современная

технология обучения

составлению фантазийных рассказов»

Подготовила: воспитатель

                                                                                                      О.В. Третьякова

ТАМБОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа о диких животных с использованием современных технологий.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.Цель: использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов....

«Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине»

Актуальность:Проблема развития связной речи дошкольников знакома всем педагогам: воспитателям, узким специалистам, психологам.Давно известно, что к подготовительной группе, дети  проявляют сущест...

Буклет для педагогов «Технология сторителлинг, как метод составления сюжетных рассказов детьми дошкольного возраста с использованием кубиков истории»

Буклет для педагогов «Технология сторителлинг, как метод составления сюжетных рассказов детьми дошкольного возраста с использованием кубиков истории»...

Сторителлинг – инновационная технология обучения составлению творческих рассказов старших дошкольников

Сторителлинг – инновационная технология обучения составлению творческих рассказов старших дошкольников...