Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»
консультация

Рузанова Ольга Михайловна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53

 

 

 

 

Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»

 

 

 

 

Составила:

Воспитатель МБОУ

Жаворонковская СОШ

Рузанова О.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Ликино 2021г.

Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»

Воспитатель ни в коем случае не должен

навязывать свою волю ребенку.
Он должен лишь

способствовать естественному росту, создавать

условия для развития его природы.

Жан Жак Руссо

               Обогащение словаря, его закрепление и активизация – одна из важных задач  развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие, обогащение и активизация словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

С каждым годом увеличивается число дошкольников с низким уровнем речевого развития, потому, что социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять  достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки,  телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Родители стали мало общаться с детьми, сами дети свели к минимуму свое общение со сверстниками. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, словарь дошкольника  беден.  Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

Поэтому проблема  обогащения и активизации словаря  не потеряла своей актуальности и практической значимости.

Резюмируя вышеизложенное, выделили   следующие задачи:

-создать условия, способствующие обогащению и активизации словаря;

-обогащать и активизировать словарь детей с учетом возрастных особенностей;

-совершенствовать систему взаимодействия с участниками образовательного процесса по    развитию речи.

Чтобы осуществить решение этих задач, достичь положительных  результатов в  развитии творческого потенциала  личности ребенка начала углубленно работать над темой: «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений»

Изучив направления по развитию, обогащению, и активизации словаря дошкольников  определенные программой, совершенствовала систему работы по взаимодействию с участниками образовательного процесса:

 -дети, родители, специалисты.

В работе с воспитанниками обогащение и активизация словарного  запаса  происходит во  всех видах детской деятельности,  при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях, прогулке, при беседах, в речевых ситуациях,  повседневной жизни, общении,  и   в разнообразных играх.

Например: в занятие по  познавательному развитию «В мире профессии»  включены    такие игры как «Кто где работает»,  «Четвертый лишний » направленные на закрепление и ознакомление с профессиями и орудиями труда.

- в занятие по формированию  элементарных математических представлений  «В гости к Лесовичку» включена  речевая игра  - «На что похоже?», в которой дети придумывают и говорят, на  что похожа та или иная геометрическая фигура, этим самым развивая и  обогащая  словарь и связную речь.

- в занятие по образовательной области  «Чтение художественной литературы»  «Стоит в поле теремок»  подобраны игры  «Доскажи словечко»,  «Кто,  где спрятался», «Назови словечко»  в которых у детей не только формируются и закрепляются представления об окружающем мире, но и развивается связная речь, умение  детей отвечать полным предложением,  обогащается и активизируется словарь.

Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используется  большое  количество игровых упражнений  «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови»,  на обогащение словаря, классификацию.  Игровые упражнения помогают различать предметы  по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Такие игры проводят со всей группой детей, либо  с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Игры и речевые упражнения  по обогащению и  активизации словаря ввожу в часть прогулки,  для ознакомления детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

Например: речевая игра «Что каким бывает»  (Что может быть холодным? - погода, вода, мороженное, лед, ночь)

Реализация системы тесного взаимодействия по обогащению и активизации словаря  невозможна без квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Совместно со специалистами подбираем конкретный игровой материал, проводим совместные развлечения, праздники.

Например:    Учитель – логопед: обмен подборками  игр и упражнений по  обогащению и активизации словаря дошкольников;

музыкальный руководитель:  подборка  логоритмических игр,  художественного слова;

педагог психолог: совместная работа в подготовке материала по просвещению родителей с учетом индивидуальных особенностей  развития детей и по  формированию и развитию психологической базы коммуникативных навыков;

 инструктор по физической культуре: подборка подвижных игр со словами, создание картотеки пальчиковых игр, считалок.

Хорошо развитые процессы это залог успешного речевого развития и богатого словарного запаса детей, но решить задачи по развитию  речи дошкольника  без союза «педагог – родитель» не возможно, так как  именно родители первые педагоги своим детям, и именно они закладывают основу коммуникативных навыков детей. Во взаимодействии с родителями используются следующие формы работы:

- Индивидуальные беседы;

- Консультации;                                                                                                                                        - Работа  информационного стенда;

- Семинары – практикумы.                                                                                

Система работы с родителями  выстроена на основе сотрудничества, единства требований. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают книги, учат с ним стихи, то обычно  своевременно  развивается, обогащается и активизируется словарь дошкольников.

В результате системного и комплексного взаимодействия всех участников педагогического процесса в течение двух учебных лет отмечено, что у дошкольников развитие коммуникативных навыков и умений даёт положительные результаты:

- повышение уровня коммуникативных знаний,

- обогащение и активизации словаря дошкольника,

- развитие у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания),

- Показатель развития коммуникативных навыков воспитанников на конец  2019- 2020 учебного года составил  56%,  на начало 2021 – 2022  учебного года составил 69%

        Система работы в направлении «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений» предполагает  положительную динамику в разделе коммуникативных навыков детей к концу 2021-2022 учебного года  на -12%

         Связи с этим определила перспективы дальнейшей работы по направлению «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений»:

- разработать перспективное планирование работы  по развитию коммуникативных навыков детей на  старший дошкольный возраст;

- провести анкетный опрос с целью уточнения степени заинтересованности родителей в вопросах  развития  речи  детей. Использование данных анкетного опроса родителей при   составлении плана   взаимодействия с родителями;

- Оформить картотеку  дидактических игр направленную на развитие коммуникативных навыков по старшему  дошкольному    возрасту;

- Подготовить воспитанников к участию в городском конкурсе

  «Я - исследователь», «Современный урок»;

- Представление опыта  работы по теме «Обогащение и активизация словаря дошкольников  посредством игр и упражнений» средствами  интернет сайтов для педагогов дошкольных учреждений.

         Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения»

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

                             

                                 Речевая  игра   «Какой, какая?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету,  явлению.

Ход игры:

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи  данному предмету.

Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный и т.д.

                                Речевая  игра «Четвертый лишний»

Цель: Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарь.

Задачи: Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, научит детей классифицировать предметы и обогащать.

Ход игры:

Количество детей может быть любым. Воспитатель показывает детям карточки, на которых приведены, четыре предмета из которых нужно выбрать один лишний,  не подходящий по какому либо признаку, к другим, и объяснить, почему именно он является лишним.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Жаворонковская СОШ дошкольное отделение- детский сад №53

Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»

Составила:

Воспитатель МБОУ

Жаворонковская СОШ

Рузанова О.М.

Д. Ликино 2021г.

Консультация для педагогов «Обогащение и активизация словаря дошкольников»

Воспитатель ни в коем случае не должен

навязывать свою волю ребенку.
Он должен лишь

способствовать естественному росту, создавать

условия для развития его природы.

Жан Жак Руссо

               Обогащение словаря, его закрепление и активизация – одна из важных задач  развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие, обогащение и активизация словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения. 

С каждым годом увеличивается число дошкольников с низким уровнем речевого развития, потому, что социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять  достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки,  телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Родители стали мало общаться с детьми, сами дети свели к минимуму свое общение со сверстниками. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, словарь дошкольника  беден.  Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

Поэтому проблема  обогащения и активизации словаря  не потеряла своей актуальности и практической значимости.

Резюмируя вышеизложенное, выделили   следующие задачи:

-создать условия, способствующие обогащению и активизации словаря;

-обогащать и активизировать словарь детей с учетом возрастных особенностей;

-совершенствовать систему взаимодействия с участниками образовательного процесса по    развитию речи.

Чтобы осуществить решение этих задач, достичь положительных  результатов в  развитии творческого потенциала  личности ребенка начала углубленно работать над темой: «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений»

Изучив направления по развитию, обогащению, и активизации словаря дошкольников  определенные программой, совершенствовала систему работы по взаимодействию с участниками образовательного процесса:

 -дети, родители, специалисты.

В работе с воспитанниками обогащение и активизация словарного  запаса  происходит во  всех видах детской деятельности,  при ознакомлении с окружающим миром, на занятиях, прогулке, при беседах, в речевых ситуациях,  повседневной жизни, общении,  и   в разнообразных играх.

Например: в занятие по  познавательному развитию «В мире профессии»  включены    такие игры как «Кто где работает»,  «Четвертый лишний » направленные на закрепление и ознакомление с профессиями и орудиями труда.

- в занятие по формированию  элементарных математических представлений  «В гости к Лесовичку» включена  речевая игра  - «На что похоже?», в которой дети придумывают и говорят, на  что похожа та или иная геометрическая фигура, этим самым развивая и  обогащая  словарь и связную речь.

- в занятие по образовательной области  «Чтение художественной литературы»  «Стоит в поле теремок»  подобраны игры  «Доскажи словечко»,  «Кто,  где спрятался», «Назови словечко»  в которых у детей не только формируются и закрепляются представления об окружающем мире, но и развивается связная речь, умение  детей отвечать полным предложением,  обогащается и активизируется словарь.

Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используется  большое  количество игровых упражнений  «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови»,  на обогащение словаря, классификацию.  Игровые упражнения помогают различать предметы  по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Такие игры проводят со всей группой детей, либо  с её частью. Особое значение игровые упражнения имеют в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Игры и речевые упражнения  по обогащению и  активизации словаря ввожу в часть прогулки,  для ознакомления детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

Например: речевая игра «Что каким бывает»  (Что может быть холодным? - погода, вода, мороженное, лед, ночь)

Реализация системы тесного взаимодействия по обогащению и активизации словаря  невозможна без квалифицированных специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Совместно со специалистами подбираем конкретный игровой материал, проводим совместные развлечения, праздники.

Например:    Учитель – логопед: обмен подборками  игр и упражнений по  обогащению и активизации словаря дошкольников;

музыкальный руководитель:  подборка  логоритмических игр,  художественного слова;

педагог психолог: совместная работа в подготовке материала по просвещению родителей с учетом индивидуальных особенностей  развития детей и по  формированию и развитию психологической базы коммуникативных навыков;

 инструктор по физической культуре: подборка подвижных игр со словами, создание картотеки пальчиковых игр, считалок.

Хорошо развитые процессы это залог успешного речевого развития и богатого словарного запаса детей, но решить задачи по развитию  речи дошкольника  без союза «педагог – родитель» не возможно, так как  именно родители первые педагоги своим детям, и именно они закладывают основу коммуникативных навыков детей. Во взаимодействии с родителями используются следующие формы работы:

- Индивидуальные беседы;

- Консультации;                                                                                                                                        - Работа  информационного стенда;

- Семинары – практикумы.                                                                                

Система работы с родителями  выстроена на основе сотрудничества, единства требований. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают книги, учат с ним стихи, то обычно  своевременно  развивается, обогащается и активизируется словарь дошкольников.

В результате системного и комплексного взаимодействия всех участников педагогического процесса в течение двух учебных лет отмечено, что у дошкольников развитие коммуникативных навыков и умений даёт положительные результаты:

- повышение уровня коммуникативных знаний,

- обогащение и активизации словаря дошкольника,

- развитие у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания),

- Показатель развития коммуникативных навыков воспитанников на конец  2019- 2020 учебного года составил  56%,  на начало 2021 – 2022  учебного года составил 69%

        Система работы в направлении «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений» предполагает  положительную динамику в разделе коммуникативных навыков детей к концу 2021-2022 учебного года  на -12%

         Связи с этим определила перспективы дальнейшей работы по направлению «Обогащение и активизация словаря дошкольников посредством игр и упражнений»:

- разработать перспективное планирование работы  по развитию коммуникативных навыков детей на  старший дошкольный возраст;

- провести анкетный опрос с целью уточнения степени заинтересованности родителей в вопросах  развития  речи  детей. Использование данных анкетного опроса родителей при   составлении плана   взаимодействия с родителями;

- Оформить картотеку  дидактических игр направленную на развитие коммуникативных навыков по старшему  дошкольному    возрасту;

- Подготовить воспитанников к участию в городском конкурсе

  «Я - исследователь», «Современный урок»;

- Представление опыта  работы по теме «Обогащение и активизация словаря дошкольников  посредством игр и упражнений» средствами  интернет сайтов для педагогов дошкольных учреждений.

         Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Справедливы слова Н. К. Крупской об игре как «серьезной форме учения»

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Через игру ребенок активизирует и обогащает свой лексический минимум, развивает слуховое внимание и навыки связной речи. Речевые игры помогают нашим детям общаться между собой, понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать что-то новое.

                             

                                 Речевая  игра   «Какой, какая?

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету,  явлению.

Ход игры:

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи  данному предмету.

Белка – пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

Мяч — резиновый, круглый, большой, синий.

Дом — деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный и т.д.

                                Речевая  игра «Четвертый лишний»

Цель: Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарь.

Задачи: Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, научит детей классифицировать предметы и обогащать.

Ход игры:

Количество детей может быть любым. Воспитатель показывает детям карточки, на которых приведены, четыре предмета из которых нужно выбрать один лишний,  не подходящий по какому либо признаку, к другим, и объяснить, почему именно он является лишним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы обогащение и активизации словаря дошкольников 4-5 лет.

Методы и дидактические приемы, направленные на обогащение словарного запаса воспитанников....

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы

Консультация для воспитателей Речевые игры как средство обогащения и активизации словаря детей старшей логопедической группы...

Консультация для родителей. "Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста"

Игры и упражнения для обогащения и активизации словаря для детей старшего дошкольного возраста...

Игры на обогащение и активизацию словаря дошкольников синонимами и антонимами

В данной презентации указаны игры, которые учат детей образовывать глаголы-антонимы, составлять предложения, развивают мышление, развивают умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы...

Консультация для родителей "Советы по активизации словаря дошкольников при помощи игровых речевых упражнений"

Рекомендации логопеда для работы родителей по речевому развитию в домашних условиях....

Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»

Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»Данилова Г.Н.Консультация «Обогащение и активизация словаря ребенка 3-го года жизни»В отечественной метод...

Педагогическая деятельность воспитателя по обогащению и активизации словаря дошкольников

Педагогическая деятельность воспитателя по обогащению и активизации словаря дошкольников...