Познавательное развитие дошкольников в повседневной деятельности. Тарасова И.М. (из опыта работы)
материал

Тарасова Ирина Митрофановна

Что такое познавательное развитие ребёнка? Об этом можно написать большую умную лекцию, а педагоги-практики скажут просто: «Это умение поддерживать детское любопытство, не отмахиваться от многочисленных вопросов детей, а отвечать на все их бесконечные: почему? зачем? откуда? Помогать самостоятельно находить ответ» Любое событие, специально организованное или возникшее спонтанно, может способствовать познавательному развитию ребёнка. Я работаю в разновозрастной группе нашего детского сада. И сегодня хочу рассказать о познавательной деятельности, возникшей спонтанно, часто по инициативе детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_poznavatelnoe_razvitie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Познавательное развитие дошкольников в повседневной деятельности. Тарасова И.М. (из опыта работы)

Слайд 2. Что такое познавательное развитие ребёнка? Об этом можно написать большую умную лекцию, а педагоги-практики скажут просто: «Это умение поддерживать детское любопытство, не отмахиваться от многочисленных вопросов детей, а отвечать на все их бесконечные: почему? зачем? откуда? Помогать самостоятельно находить ответ»

     Дошкольный возраст – это возраст почемучек, и познавательное развитие происходит не только в организованной образовательной деятельности, но в большей степени в течении всего дня: в режимных моментах, на прогулке, в игровой и продуктивной деятельности. Любое событие, специально организованное или возникшее спонтанно, может способствовать познавательному развитию ребёнка.

     Я работаю в разновозрастной группе нашего детского сада. И сегодня хочу рассказать о познавательной деятельности, возникшей спонтанно, часто по инициативе детей.

Слайд 3. Познавательная деятельность (экспериментирование, наблюдение, ознакомление с окружающим миром) проводится со всей группой или с подгруппой заинтересованных детей. При этом старшие дети активно участвуют в деятельности, обсуждении и формулировании выводов. Младшие же дети выступают в роли наблюдателей, со временем и при поддержке воспитателя и старших детей включаются в познавательную деятельность. Происходит обогащение сенсорного и моторного опыта малышей, обогащение знаний об окружающем мире, формируются предпосылки исследовательской деятельности. Слайд 4. Чтобы обеспечить интерес и активность всех детей группы, я избегаю длинных бесед и объяснений, больше использую активные методы исследования, наглядный материал, коллективные игровые опыты, обсуждения, хоровые ответы на заданный вопрос.

Слайд 5. Каждый день дети несколько раз моют руки, и это занятие превращается в торопливую обыденную необходимость. Но стоит чуть-чуть задержаться в умывальной комнате, гигиеническая процедура, с подачи воспитателя, превращается в познавательную деятельность и сразу возникает множество вопросов: зачем надо мыть руки? Зачем закатывать длинные рукава? Почему нельзя ходить в мокрой одежде? Можно ли намылить сухое мыло? Отмоется ли краска или пластилин водой без мыла? Чем опасна горячая вода? Получится ли надуть мыльный пузырь? И др. По возможности, проверяем на практике, ищем ответы, формулируем выводы.

Слайд 6. Зимой из-за морозов иногда отменяются прогулки. Однажды спросила детей: «Мы не пошли на улицу, потому что холодно. А что будет, если принести в тёплую группу снег?» Мы беседовали с детьми и вспомнили, как можно узнать свойства снега (ответы детей: рассмотреть, потрогать, сжать в кулаке, подержать на ладошке и др.), рассказали о знакомых свойствах (ответы детей: снег белый, холодный, мягкий, можно слепить снежок, в тепле тает, руки от снега замерзают) Принесла в группу снег, и дала детям возможность свободного экспериментирования.

Слайд 7. Свободное экспериментирование – это возможность на практике проверить свойства снега и свои знания, и узнать что-то новое. Например: снег не проходит через воронку, быстро тает в тёплой воде, даже в тёплой группе от снега мёрзнут руки

Слайд 8. Все знают, что вокруг нас находится воздух. А можно ли почувствовать или увидеть воздух? Как создать движение воздуха? Что можно сделать с помощью воздуха? Где люди используют воздух? (Ответы детей: надо подуть или помахать, вентилятор дует, можно надуть шарик и мыльные пузыри, папа колёса накачивает). Вместе с детьми делает то, что доступно в детской деятельности.
Такую познавательную деятельность можно сочетать с ручным трудом (для старших – изготовление веера, для младших – разукрашивание готового веера), с подвижными играми с воздушными шариками, с играми с мыльными пузырями.
Слайд 9. Одуванчиковая поляна. Одуванчик – один из первых цветов, с которым знакомятся дети. Каждое лето мы учим стихотворение Серовой Е.К.

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик,

подрастёт, нарядится в беленькое платьице,

лёгкое, воздушное, ветерку послушное»,

а потом весь процесс наблюдаем на прогулке, запоминаем название, изучаем строение цветка, условия для роста и созревания семян. Вопросы для старших детей: Зачем одуванчику зонтик? Что нужно, чтобы семена полетели? От чего зависит дальность полёта? Малыши пока просто учатся находить одуванчики и сдувать пушистые зонтики, запоминают название.

Слайд 10. Человек. Возможности моего тела.
Такая экспериментально-познавательная деятельность проводится только под моим контролем, с особой осторожностью, чтобы не причинить вред здоровью детей. Дети хотят знать возможности своего тела, сравнивают свои достижения с достижениями своих товарищей, потом мы пытаемся объяснить, почему у одного ребёнка упражнение получается хорошо, а у другого пока не получается, и что нужно делать, чтобы добиться успеха
(заниматься физкультурой, ходить в спортивную секцию и др.)

Слайд 11. Бывает, что у некоторых детей, во время познавательной деятельности (ознакомлении с окружающим миром, проведения опыта), может возникнуть чувство страха, неприязни или брезгливости к какому-либо объекту или действию. В таких случаях я не настаиваю на участии ребёнка в действии, даю ему время привыкнуть к обстоятельствам, своим примером и примером других детей показываю, что – это не страшно.

Слайд 12. Очень интересная деятельность возникла у нас несколько лет назад, совершенно случайно, в детском саду из-за аварии отключили свет. Что такое темнота?

Ответы детей: Это когда ничего не видно. Темно бывает, если закрыть глаза. Темнота бывает ночью. Солнце светит ярко, поэтому днём светло. Луна светит мало, поэтому ночью темно. В комнате становится темно, если выключить свет. Выключаем свет, оцениваем обстановку, описываем свои ощущения.

Слайд 13. Первый вывод, к которому подвожу детей: темноты не надо бояться. И уже потом развиваем познавательную деятельность. Показываю детям разные фонарики. Экспериментируем со светом. Наслаждаемся процессом. Затем обобщаем полученные знания: маленькая лампочка – мало света, большая лампа – много света. Если включить большую лампу, будет светло. А если включить фонарик, он осветит только маленькое пространство. Фонарики бывают разные, чем больше фонарик, тем больше света.

Слайд 14. Задаёмся вопросом: что можно делать в темноте? Можно играть в словесные и пальчиковые игры, построить домик, и сидя там с фонариком, рассказывать друг другу разные истории. В темноте можно показывать теневой театр: на ширме, на стене, и даже на потолке
Слайд 15. Для взрослых людей всё это известно и обыденно,

а для детей это очень интересно и познавательно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".

1. Презентация на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности". 2. Сообщение по теме: "Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания, развития позн...

Презентация на тему "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности"

Искусство несет людям свет, добро, развивая интерес к изодеятельности, совершенствует познавательные способности, эстетическое воспитание, образные представления, воображение, художественно - творческ...

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразительной деятельности"

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразителной деятельности" состоит из трех этапов: аппликация "Цыпленок", лепка "Мышарик - друг Цыпленка" и рисование "Домик для д...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...

«Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности»

Обмен опытом на окружном семинаре для дошкольных работников на тему: "Познавательное развитие дошкольников средствами экспериментальной деятельности"...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...

Статья "Речевое развитие дошкольников посредством создания предметно – пространственной развивающей среды» из опыта работы ДОУ

Статья из опыта работы МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Алексеевкого муниципального района РТ на тему: "Речевое развитие дошкольников посредством создания  предметно ...