Картотека игр и упражнений, направленных на преодоление застенчивости у детей
картотека

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_preodolenie_zastenchivosti.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Индивидуальные

  1. «Незнайка»

Ребенок в роли Незнайки.  Предварительно говорите ребенку, что будете задавать ему разные вопросы, а он должен с помощью мимики и жестов показывать, что ничего не знает (пожимать плечами, разводить руками и характерно поднимать брови). Нужно, чтобы ребенок, разводя руки в стороны, показывал свои ладони (это важно, так как это готовность к контакту, значимый психологический момент).

  1. «Назови свои сильные стороны»

Ребенок должен в течении нескольких минут рассказать о своих сильных сторонах (что люблю, что ценю, что принимаю о себе). Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Упражнение развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других. Если ребенок стесняется, назовите его положительные черты сами. Можно попросить, чтобы он повторил за вами то, что вы сказали.

  1. «Закончи предложение»

Ребенок по очереди заканчивает предложение, заданное родителем:

- Я хочу…

- Я умею…

- Я смогу…

- Я люблю…

- Я добьюсь…

Ребенка можно попросить объяснить свой ответ. Упражнение повышает уверенность в себе и в своих силах.

  1. «Паровозик»

Дети (и родители) встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети -«вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий. И если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Вариант 2. Дети (или же взрослый и ребенок) становятся в паре друг напротив друга. Один из них – ведущий. Он показывает движения, а стоящий напротив него человек повторяет за ним движения. Затем меняются местами.  

  1. «Выразительные  движения»

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта и т.д.
 Взрослый предлагает детям  показать жестом слова. Например: высокий, маленький, там, я, здесь, он, толстый  и т. п.
 Взрослый предлагает ребенку произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку и т.п.

  1. «Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

  1. «Живая иллюстрация» (для детей 5-10 лет)

      Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Детям больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше - «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и др.

    Если игроков несколько, то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.

Групповые

  1. «Близнецы»

Обыгрывается сюжет, когда двое детей стали абсолютно одинаковыми. Одинаково думают, одеваются и т. п. Ребенка застенчивого или замкнутого нужно поставить в пару с более смелым и уверенным в себе ребенком. Последний начинает показывать, что он хочет, а первый повторяет за ним, угадывая его желания. После этого дети меняются ролями.

Упражнение помогает снять ребенку барьеры защиты и действовать открыто и уверенно.

2. «Магазин игрушек»

Дети делятся на две подгруппы: покупатели и игрушки. Дети-покупатели встают в очередь, а дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечках, изображая товар, расставленный на полках в магазине.

Продавец подходит к каждому ребенку (изображающему товар) и спрашивает, какой игрушкой он будет. Можно договориться, как изобразить эту игрушку. Покупатель должен по представленному догадаться, что это. Кто не угадает, тот уходит без покупки. Роли могут меняться.

Упражнение направлено на развитие игровой инициативы, поддержку индивидуальных замыслов ребенка и развивает умение выполнять различные роли в игре, раскрепощаясь и снимая психологические защиты и барьеры.

3.«Сборщики»

Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки (в руках должна быть корзинка).

По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая пара, тройка должна собрать как можно больше игрушек. После того как все игрушки и предметы собраны, пары и тройки подсчитывают имеющиеся у них предметы и игрушки. Во время упражнения можно использовать веселую и энергичную музыку.

Упражнение способствует развитию дружеских контактов между детьми и сближает их интересы. Если возникнут конфликты, то можно использовать разбор ситуаций с целью установления положительных взаимоотношений.

4.«Волшебные заросли»

   Цель:  Снятие телесных барьеров, развитие умения добиваться своей цели приемлемыми способами общения.

   Содержание: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями» — всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь, чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить участника в центр круга, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».

    Затем следует обсуждение: когда водоросли расступались? Когда нет?

5.«Зоопарк»

   Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

   Количество играющих: две команды.

   Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

   Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

  1. «Газета»

Цель: развитие коммуникативных навыков, пре-одоление тактильных барьеров.

   Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

  Необходимые приспособления: газета.

   Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

   Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

   Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате.

   После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

  1. Упражнение «Поймай мяч»

   Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

  1. «Быстрые ответы»

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость и смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка как его зовут, сколько ему лет, какого цвета крокодил и т.п.). Дети могут отвечать на вопросы как угодно – и серьезно, и шутливо. При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими.

9. «Мяч в кругу»

Участники игры – взрослые и дети – встают в круг и бросают мяч друг другу. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Картотека подвижных игр, направленных на преодоление застенчивости и тревожности детей старшего дошкольного возраста.  (Рекомендации для педагогов и родителей)...

Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр....

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста

Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, снятие психоэмоционального напряжения.

Подобранные игры и упражнения направлены на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать сво...

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, игр и упражнений, направленных на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эм...

Памятка для родителей: "Детская застенчивость. Преодоление застенчивости у детей"

В данной памятки представлена информация о застенчивости,признаках и причинах ее появления ее появления. В буклете также разобраны игры, помогающие корректировать застенчивость в домашних условиях, пр...

Игры и упражнения на преодоление застенчивости у детей.

Игры и упражнения на преодоление застенчивости у детей...