Актуальность процесса трудового воспитания дошкольников в ДОО.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Актуальность процесса трудового воспитания детей в дошкольной образовательной организации.
Вопросы трудового воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день являются актуальными. Труд всегда рассматривался одним средств воспитания и необходимым условием для творческого развития личности. В процессе труда происходит становление социального опыта ребенка, он познает значимость труда, учиться выполнять некоторые трудовые действия, оценивать свой вклад в общее дело. В этот период проявляется интерес к труду взрослых, развивается трудолюбие.
Сегодня основным требованием к подготовке выпускника дошкольной образовательной организации является развитие активной личности, которая накапливает способы познания мира, активно его преобразовывает. Это цель обозначена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где уделяется внимание развитию инициативности у детей дошкольного возраста в разных деятельностях. ФГОС ДО говорит о важности формировать в современном обществе социально активную личность. Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» ставит перед педагогами задачи, связанные с «формированием у детей активной позиции – наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее».
В ФГОС дошкольного образования ставится задача, связанная с формированием позитивных установок к различным видам труда. В дошкольном возрасте содержание образования реализуется в различных видах деятельности, среди которых выделено самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).Для реализации поставленных задач необходимо создать условия, которые определены в п. 3.1 ФГОС ДО требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Только при хорошей организации ребенок будет испытывать радость от труда.
Успешная реализация задач трудового воспитания в дошкольной образовательной организации во многом зависит от организации процесса управления в дошкольной организации, создания необходимых организационно-методических условий. По мнению исследователей В.Г.Алямовской, К.Ю.Белой, О.Л.Князевой, Р.М.Литвиновой, Л.В.Поздняк, Р.Б.Стеркиной, П.И.Третьякова, Р.М.Чумичевой и др., пришёл в действие механизм саморазвития дошкольных организаций, его источники находятся в творчестве педагогов, в их инновационной деятельности, которая нашла своё отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий. Профессиональное управление предполагает грамотную работу с персоналом, четкую и результативную организацию образовательного процесса, научной и методической деятельности, способствующей формированию компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания.
XX век актуализировал значимость воспитания трудолюбия у детей, что стало центром научных исследований советских педагогов в 30-80 годы.
В тридцатые годы трудовому воспитанию в детском саду придавали большое значение, в этот период превалировала идея стимулирования активности детей в труде, об общественной направленности детей в труде (Р. И. Прушицкая). Основной формой труда детей были дежурства, которые были основаны на самоуправлении, то есть дети сами распределяли дежурства. Поднимаются вопросы ручного труда с использованием бросового материала (Е.А. Флёрина).
В пятидесятые годы в исследованиях труд начинает рассматриваться как средство воспитания детей дошкольного возраста. В этих работах труд рассматривается как средство воспитания у детей В работах показано что ознакомление детей с окружающим и включение их в разнообразную трудовую деятельность способствует становлению их самостоятельности, ответственности, активности, инициативы, общественных мотивов поведения (З.Н. Борисова, Я.З. Неверович, Л. А. Порембская и др.).
В шестидесятые годы были проведены исследования в которых изучались педагогические условия развития трудолюбия у детей дошкольного возраста (К. И. Исмаилова, Я.З. Неверович, Л.Е. Образцова, М. А. Панова и др.). Некоторые работы изучали особенности формирования у дошкольников положительного отношения к труду (Г.М. Киселева, А.Г. Тугиленова, Шатова, А. Д. и др.). Авторы подчеркивают возможность развития трудолюбия в дошкольном возрасте. Они выделяют положительное отношение к труду одной из составных частей трудолюбия.
В исследованиях рассматриваются особенности развития у детей дошкольного возраста трудовой активности (М.З. Крулехт, В.И. Логинова). Авторы рассматривают понятия трудовой активности дошкольника. Они считают, что условиями ее развития являются овладение детьми системой знаний о труде и трудовыми умениями.
В этот период ведется экспериментальная работа по изучению особенностей формирования общественной направленности труда (Р.С. Буре, Д. О. Дзинтере, Л.З. Неверович, К. А. Климова, С. А. Козлова и др.). Авторы дают различную трактовку данному понятию. Они считают ее элементом трудовой активности дошкольника. Эта личностная характеристика связана с осознанием ребенком дошкольником необходимости участвовать в труде, проявлять интерес к общественно полезному труду и желание им заниматься.
В исследованиях продолжает изучатся характеристики положительного отношения детей к труду (Г.Н. Година, Л. А. Порембская, Д. В. Сергеева, А. Г. Тулегенова и др.). Авторы рассматривают инициативу как одну из таких характеристик. Инициатива авторами понимается как самостоятельный поиск объекта труда, средств его выполнения, то есть инициатива в труде связывается с проявлением творческого отношение к труду. К сожалению, сегодня, на рубеже XX – XXI веков, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания.
В практике работы дошкольных образовательных организаций наблюдается использование традиционной методики трудового воспитания детей. У дошкольников продолжают развивать исполнительность, накапливают трудовой опыт. В не поля зрения воспитателей остаются вопросы, связанные с воспитанием у детей радости труда, инициативности. Воспитатели не умеют актуализировать имеющиеся знания о труде, трудовые умения и навыки в доступных для ребенка видах труда.Проведенные в дошкольных образовательных организациях опросы родителей показывают, что они не придают значения трудовому воспитанию, больше всего их волнуют вопросы умственного развития детей, так как это связано с подготовкой их к обучению в школе. Именно поэтому актуальными оказывается методическое сопровождение трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить ряд педагогических противоречий, актуализирующих тему исследования и высветивших несоответствия между:
- значимостью трудового воспитания в развитии личности ребенка и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного образования;
- признанием значимости трудового воспитания детей дошкольного возраста, и уровнем компетентности педагогов в решении этого вопроса;
- современными требованиями к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования и традиционными подходами к реализации организационно-методических условий, не нацеленными на реформирование образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания".
В консультации рассказывается о задачах, видах трудового воспитания, о его формах и требованиях к организации детского труда....
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».Выделяются две ...
Презентация "Социально-личностное развитие младших дошкольников в процессе трудового воспитания"
В презентации обозначены задачи трудового воспитания младших дошкольников и виды труда....
План проводимых мероприятий творческой группы. По работе над второй годовой задачи детского сада «НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
План проводимых мероприятий творческой группы № 2По работе над второй годовой задачи детского сада«НРАВСТВЕННО – ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Трудовое воспитание дошкольников в процессе обучения конструированию из природного материала.
статья...
Нравственное воспитание в процессе трудовой деятельности дошкольников
Осень - это прекрасное, яркое, разноцветное время года. Но в тоже время это период интенсивного труда: убрать листву на участке, собрать урожай на грядке, привести в порядок клумбу. И в этом нам всегд...
Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"
Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...