План на лето. ПЕСКОТЕРАПИЯ
план-конспект занятия

Орехова татьяна владимировна
Песок- загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека- своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим или лёгким. Игра с песком, как способ развития и само терапия ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya.docx67.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города  Ростов-на-Дону  «Детский сад № 243»

344112 г. Ростов-на-Дону ул.Урожайная, 2 тел. 252-64-81

                                                         "УТВЕРЖДАЮ"

                                                                          Заведующий МБДОУ №243

                                                                           ___________Холодюк О.В.

Групповые занятия с психологом «Пескотерапия»

«Песочная фантазия»

 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их  пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения.

 Немаловажную роль при этом играет эмоционально- личностное благополучие ребенка. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, непонимания со стороны взрослых и сверстников приводит к формированию у ребенка  чувства тревожности, незащищенности, неуверенности в себе.

          У этих детей часто наблюдается низкий уровень речевого общения, они агрессивны, не умеют и не желают уступать друг другу, не хотят быть терпимее и доброжелательнее.

  Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.

     Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно.

Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении .

Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи.  Он проигрывает тревожащие  его ситуации, создает картину собственного мира из песка, ,освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций. И наступает момент, когда  я могу заметить в поведении ребенка изменения. Он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.   Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

    Концептуальные подходы к содержанию программы  песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка - быть здоровым, эмоционально благополучным.

1. Актуальность программы

В старшем дошкольном возрасте, для детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление в дошкольном возрасте, в детской группе детей. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит!

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. Игра с песком обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Так же пескотерапия помогает ребенку стать более ответственным в своих действиях и поступках; вырабатывает большую способность к самопринятию.

 2. Цели и задачи:

Цель программы:

  Главная цель песочной терапии – не «переделать» ребенка, не научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть самим собой, любить и уважать себя таким, какой он есть, показать ребенку его нужность и необходимость.

Задачами программы являются:

  1. Способствовать  развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью  совместной   игровой   деятельности.
  2. Развивать тактильную чувствительность как основу   раскрепощения сознания детей.
  3. Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
  4. Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.

  3.Основные направления работы

Вся работа ведется в трех направлениях:

Социально- личностное

Здоровьесберегающее

Интеллектуальное

Эмоциональное благополучие

физкультурно – оздоровительная работа

расширение кругозора детей

положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям

профилактическая работа

формирование целенаправленного интереса к познанию

развитие коммуникативной компетентности ребенка

работа по ОБЖ

развитие интеллектуальных способностей детей

развитие социальных навыков у детей

организация опытно – экспериментальной работы.

бережное отношение к окружающему миру

  Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно  ориентироваться в доступном  ему социальном окружении, осознавать  самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

          Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Вся работа идет в три этапа:

Диагностика.

С детьми  проводятся разные виды диагностики:

А) эмоциональные проявления детей

Б) умение общения и взаимоотношения дошкольников с взрослыми и сверстниками, проявление активности, инициативности.

В) личностные проявления в разных видах деятельности.

Коррекционная работа с детьми включает в себя:

А) индивидуальные и групповые занятия

Б) исследовательская деятельность

Г) проектная деятельность

Д) игры ТРИЗ и РТВ

Ж) моделирование

З) релаксация

И) работа по схемам

В работе  с родителями используются:

Круглые столы,  посещение занятий, беседы, анкетирования,  деловые игры.

4. Структура и формат занятий 

Занятия проводятся  2 раза в неделю,  продолжительностью 25- 30 минут ( в зависимости от возраста). Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.  

5. Структура занятия

    Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

                  Часть 1. Вводная

    Цель – настроить   детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между  детьми.   

 Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.

                   Часть 2. Основная   

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы ребенка.

    Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

                  Часть 3. Завершающая

    Основные цели: подвести итог  занятия, создать у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепить  положительные эмоции  от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.

   

  5. Ожидаемые результаты.

  1. Развитие творческого потенциала дошкольников;
  2. Развитие мелкой моторики кисти;
  3. Развитие плавности, изящества и точности движений;
  4. Развитие умения работать кистью и пальцами обеих рук;
  5. Развитие координации руки и глаза;
  6. Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность;
  7. Гармонизация психоэмоционального состояния детей;
  8. Развитие коммуникативных навыков дошкольников.

6. Оборудование  для песочной терапии:

Водонепроницаемый ящик

Песок

Лопатки

Миниатюрные игрушки ( люди, животные, растения, насекомые)

Кубики из разного материала (дерево, железо, пластмасса)

Камешки

Бусинки

Пуговицы

Мячики

Набор мелкой посуды

Палочки

Веточки

Список литературы:

М.Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»

Журнал «Дошкольник» 2011 № 7

Журналы «Дошкольная педагогика»  2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.

Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»

С. Д. Сажина « Составление  рабочих учебных программ для ДОУ»

        

Приложение № 1

        Тематическое планирование занятий для детей младшего возраста:

Июнь:

1 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: развивать внимательность друг к другу

- упражнение « Машинки» Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения

- игра «Комплимент» Цель: создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию

2 занятие:

- приветствие «Снежный ком» Цель: развивать внимательность друг к другу,

 говорить друг другу приятное

- упражнение «По тропинкам, по дорожкам» Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие

- игра «Бутон» Цель :учить создавать позитивное настроение

3 занятие:

- приветствие «Радуга» Цель:  устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение , логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья» Цель: развивать эмоционально – выразительные движения рук

4 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу

- упражнение «Песочная аппликация» Цель: развивать внимание, речь, мелкую моторику рук

- игра «Волшебный сон» Цель: снимать психомышечное напряжение

5 занятие:

- приветствие « Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Веселые науки» Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать

- игра «Я радуюсь, когда…» Цель : развивать самосознание детей

6 занятие:

- приветствие « Снежный ком» Цель: побуждать  говорить друг другу добрые слова

- упражнение «Детские секретики» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

- игра « Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

7 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Подуй» Цель: развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость

- игра «Театр прикосновений» Цель: побуждать детей устанавливать позитивный тактильный контакт

8 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию

- игра «Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность

Июль:

1 занятие:

- приветствие «Радуга» Цель: развивать у детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

2 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Звери на дорожках» Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке

- игра «Найди себе пару» Цель: развитие  самосознания у детей

3 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение « Волшебный клад» Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»

- игра « Солнышко и тучка» Цель: развивать психомышечную тренировку

4 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: побуждать детей быть внимательными  друг к другу

- упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

- игра «Бутон» Цель : создавать позитивное настроение

5 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки» Цель :развивать доброжелательность детей

- упражнение « Зигзаги» Цель: устанавливание  закономерностей

- игра «Два барана» Цель: помогать снимать напряжение

6 занятие:

- приветствие «Снежный ком» Цель: побуждать детей говорить друг другу ласковые слова

- упражнение «Песочный денек» Цель: помогать регулировать мышечное напряжение, расслабление

- игра «Радуга» Цель: развивать у детей сдержанность, отзывчивость

7 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

- игра «Кораблик» Цель: помогать детям стать уверенными в себе , не бояться страхов

8 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: побуждать к внимательности к друг другу

- упражнение «Мы создаем мир» Цель: развивать и расширять представления детей

- игра « Тух, тух» Цель: помогать  детям снимать мышечное напряжение

Август:

1 занятие:

- приветствие «Снежный ком» Цель: подталкивать детей говорить друг другу комплименты

- упражнение «Мы едем в гости» Цель: развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке»

- игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание у детей

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Песочные прятки» Цель: развивать внимание, воображение

-игра «Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

3 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: помогать детям стать  внимательными  друг к другу      

- упражнение « Волшебный клад» Цель: упражнять детей в ориентировке на «песочном листке»

- игра « Солнышко и тучка» Цель: развивать психомышечную тренировку

4 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Игра с игрушками» Цель: развивать воображение , логическое мышление, фантазию

- игра «Дружная семья» Цель развивать эмоционально – выразительные движения рук

5 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Что пропало?» Цель: развивать внимание, наблюдательность, память

- игра «Другое животное» Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки

6 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

- игра «Два барана» Цель: помогать детям  снимать напряжение, злость

7 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение « Машинки» Цель: развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения

- игра «Комплимент» Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию

8 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки» Цель :развивать доброжелательность детей

 - упражнение « Город фантазий» Цель: развивать воображение, творческое мышление

- игра « Дождь» Цель: развивать выдержку, коммуникативные навыки

Тематическое планирование занятий для детей среднего возраста:

Июнь:

1 занятие:

знакомство детей с правилами поведения в песочнице

- приветствие «Ладошки» Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение « Здравствуй, песок» Цель: знакомство детей с песком, его свойствами.

- игра «Интервью» Цель: развивать навыки общения детей

2 занятие:

- приветствие «Чуткие руки» Цель: развивать доброжелательность детей

Упражнение «Песочный ветер» Цель: учить детей управлять вдохом и выдохом

- игра «Дракон кусает свой хвост» Цель: помогать детям снимать напряженность, донести правила общения в кругу друзей

3 занятие:

- приветствие « Снежный ком» Цель: побуждать детей говорить приятное друг другу

- упражнение «Песочный дождь» Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабления

- игра «Сказка Репка» Цель: помогать детям снимать внутреннее напряжение

4 занятие:

- приветствие: «Радуга» Цель:  устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

- игра «Настроение» Цель: развивать  позитивное настроение у детей

5 занятие:

- приветствие: «Солнечные лучики» Цель: развитие сплоченности детей

-упражнение «Отпечатки» Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия

- игра «Подари улыбку» Цель: помогать ребенку справляться с грустью

6 занятие:

- приветствие: «Радость» Цель: Развивать наблюдательность детей

- упражнение «Дорожки из песка» Цель: учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности

- игра «Представь себя».     Цель: создание позитивного настроения детей

7 занятие:

- приветствие: «Радуга» Цель: помогать детям устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Печем куличики» Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать представление  об изменчивости формы песка

- игра «Ласковое имя» Цель: развитие чувства доверия друг к другу

8 занятие:

- приветствие: «Злость» Цель: знакомство с чувством злость и как его преодолевать

- упражнение «Хлоп и шлёп» Цель: развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей

- игра «Рисунок» Цель: учить детей адекватно выражать свои эмоции

Июль:

1 занятие:

- приветствие: «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Узоры на песке» Цель: побуждать детей рисовать свое настроение на песке ,развивать воображение

- игра «Сочинение сказки» Цель: развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

2 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Мы едем в гости» Цель: развитие пространственных представлений ,ориентировка на песочном листе

- игра «Обзывалки» Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения

3 занятия:

- приветствие «Ладошки» Цель: развивать воображение детей

- упражнение «Мир из песка» Цель: познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию

- игра « Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

4 занятия:

- приветствие «Радуга» Цель: побуждать детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение « Что изменилось?» Цель: учить детей концентрировать внимание

- игра «Жужжа»   Цель: помогать детям справляться с обидой

5 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Путешествие по песочной стране Цель: развивать тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции

- игра «Доброе животное» Цель: помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия

6 занятие:

- приветствие «Злость» Цель: учить детей корректировать свою агрессию

- упражнение « Дорожка из песка» Цель: развивать тактильные ощущения, учить выстраивать композиции на песке

- игра «Вернись в круг» Цель: помогать  детям снимать эмоциональное напряжение

7 занятие:

- приветствие «Радуга» Цель: продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Песочный садик» Цель: развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук

- игра «Глаза в глаза» Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад

8 занятие:

- приветствие: «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Чей это след?» Цель: развивать внимание, речь детей

- игра «День рождение» Цель: помогать  снимать разочарование, дать детям возможность высказать все свои обиды

Август:

1 занятие:

- приветствие «Снежный ком» Цель: побуждать детей говорить друг другу приятные слова

- упражнение «Секреты мокрого и сухого песка» Цель: стимулировать внимание, учить детей сравнивать, развивать моторику рук

- игра «Тух ,тух» Цель: помогать  детям снимать негативное настроение, развивать речь

2 занятие:

- приветствие «Чуткие ручки» Цель: развивать доброжелательность детей

- упражнение «Мы строим ,строим» Цель: учить строить из песка, развивать речь, воображение

- игра «Зайчики».    Цель: учить детей задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях

3 занятие:

- приветствие «Радуга» Цель: устанавливать тактильный контакт

- упражнение «Забавные отпечатки» Цель: развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику

- игра « Попроси игрушку» Цель: показать  детям  эффективные способы общения

4 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание

- игра «Два барана»

Цель: помогать  детям снимать напряжение, злость

5 занятие:

- приветствие «Злюка» Цель: приучать детей быть внимательными друг к другу

- упражнение «Лесные жители» Цель: развивать тактильную чувствительность, слуховую память

- игра «Кораблик» Цель: учить детей быть уверенными в себе, не бояться страхов

6 занятие:

- приветствие «Снежный ком» Цель: побуждать детей говорить друг другу приятное

- упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук

- игра «Найди свою пару» Цель: помогать  детям снимать эмоциональное  напряжение, развивать внимание

7 занятие:

- приветствие «Солнечные лучики» Цель: развивать сплоченность детей

- упражнение «Что пропало?» Цель: развивать внимание, наблюдательность, память

- игра «Другое животное» Цель: развивать коммуникативные навыки

8 занятие:

- приветствие «Радость» Цель: развивать наблюдательность детей

- упражнение «Мы играем»  Цель: развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке»

- игра «Маленькое приведение»

Цель: помогать  детям  выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев

Тематическое планирование занятий для детей старшего возраста:

Июнь:

1 занятие:

Тема: Песочный город»

- упражнение «Мы создаем город» Цель: развивать и расширять представление об окружающем мире

- упражнение «Город и его жители» Цель: развивать воображение и фантазию детей

- игра «Найди себе пару» Цель: развивать самосознание детей

2 занятие

Тема : «Моя вообразилия»

- упражнение «Узоры на песке» Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

- упражнение «Узоры из камешков» Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

- игра «Друзья» Цель: развивать коммуникативные навыки детей

3 занятие:

Тема: «Мы исследователи»

- упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

- упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

 - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

4 занятие:

Тема: «Наше настроение»

- упражнение «Победитель злости» Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие

- упражнение «Азбука настроения» Цель: развивать фантазию, мелкую моторику рук

- игра «Комплименты»

Цель: побуждать детей к  позитивному отношению

5 занятие:

Тема: «Мои друзья»

- упражнение «В гости к мышатам» Цель : развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие

- упражнение «Зверюшки на дорожках» Цель: развивать наблюдательность, учить детей сравнивать

- игра «Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

6 занятие:

Тема: «Сказки»

- упражнение «Три медведя» Цель: развивать воображение, учить располагать предметы по всей плоскости песочного ящика

- упражнение «Песочное царство» Цель: развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение, творческое мышление

- игра «Сочиняем сказки» Цель : развивать умение выражать свое эмоциональное состояние

7 занятие:

Тема: «Мы строители»

- упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

- упражнение «Песочные строители» Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и

зрительную память

- игра «Подари улыбку»

Цель: помогать  детям  справляться с грустью

8 занятие:

Тема: «Мы путешественники»

- упражнение «Путешествие в сказку» Цель: развивать образное мышление, воображение

- упражнение «Морские путешественники» Цель: побуждать детей  реализовывать свой потенциал

- игра «Тух, тух» Цель: помогать детям снимать мышечное напряжение детей

Июль:

1 занятие:

Тема : «Животные»

- упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

- упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

- игра ««Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

2 занятие:

Тема: «Угадалки»

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию

- упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?» Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память

- игра «Угадалка» Цель: развивать коммуникативные навыки детей

3 занятие:

Тема : «Ученики»

- упражнение «Перерисуй правильно точки» Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета

- упражнение «Геометрические фигуры» Цель: развивать память , внимание, мышление

- игра « Школа» Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу

4 занятие:

Тема: «Мы ищем клад»

- упражнение « Волшебные отпечатки» Цель: развивать зрительную память, воображение

- упражнение « В поисках клада» Цель: развивать тактильную чувствительность, усидчивость

- игра «Найди клад» Цель: развивать доброжелательные отношения

5 занятие:

Тема: « Детский сад»

- упражнение «Детские секретики» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

- упражнение «Песочный садик» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,

- игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

6 занятие:

Тема: «Наши ладошки»

- упражнение «Чувствительные ладошки» Цель: развивать интерес, стимуляцию внимания

- упражнение «Волшебные отпечатки» Цель: развивать зрительную память , воображение

- игра «Отпечатки» Цель: развивать коммуникативные навыки детей

7 занятие:

Тема : «Следы»

- упражнение « Необыкновенные следы» Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие

- упражнение «Следы» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей

- игра «Кого не стало?» Цель: развивать наблюдательность детей

8 занятие:

Тема: «Игрушки»

- упражнение «Спрячь игрушки» Цель: развивать тактильное восприятие, мышление, фантазию

- упражнение «Забавы» Цель: побуждать  детей экспериментировать с мокрым песком

- игра « Игрушки» Цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу

Август:

1 занятие:

Тема: «Угадалки»

- упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» Цель: развивать умения представлять предметы по их словесному описанию

- упражнение «Угадай, какую цифру я нарисовала на песке?» Цель: развивать у детей способность к счету, внимание, память

- игра «Угадалка» Цель: развивать коммуникативные навыки детей

2 занятие:

Тема: «Мы исследователи»

- упражнение «Раскопайте мину» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

- упражнение «Археология» Цель: учить находить предмет и определять его на ощупь

 - игра «Гусеница» Цель: развивать навыки взаимодействия и сотрудничества

3 занятие:

Тема: «Моя вообразилия»

- упражнение «Узоры на песке» Цель: развивать зрительно- моторную координацию, воображение

- упражнение «Узоры из камешков» Цель: учить детей создавать картинки, рисунки на песке, используя камешки, развивать фантазию

- игра «Друзья» Цель: развивать коммуникативные навыки детей

4 занятие:

Тема: «Ученики»

- упражнение «Перерисуй правильно точки» Цель: помочь ребенку тренировать внимание и навыки счета

- упражнение «Геометрические фигуры» Цель: развивать память , внимание, мышление

- игра « Школа» Цель: развивать доброжелательные отношения, учить детей быть терпимее друг к другу

5 занятие:

Тема: «Следы»

- упражнение « Необыкновенные следы» Цель: развивать тактильную чувствительность, восприятие

- упражнение «Следы» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь детей

- игра «Кого не стало?» Цель: развивать наблюдательность детей

6 занятие:

Тема: « Детский сад»

- упражнение «Детские секретики» Цель: развивать воображение, логическое мышление, фантазию

- упражнение «Песочный садик» Цель: развивать мелкую моторику рук, речь, усидчивость,

- игра «Взаимоотношения» Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях

7 занятие:

Тема: «Животные»

- упражнение «Идут медвежата» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображения

-- упражнение «Ползут змейки» Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение

- игра ««Зайчики» Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях

8 занятие:

Тема:  «Мы строители»

- упражнение «Мы строим, строим» Цель: учить детей строить из песка, развивать внимание, воображение

- упражнение «Песочные строители» Цель: развивать пространственные представления, развивать слуховую и

зрительную память

- игра «Подари улыбку» Цель: помогать детям справляться с грустью

Приложение №2

Ритуалы приветствия:

Приветствие «Снежный ком»

Цель: формировать желание сказать приятное товарищу.

Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Приветствие «Солнечные лучики»

Цель: сплочение группы

Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.

Приветствие «Ладошки»

Цель: развитие групповой сплоченности

Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.

Приветствие «Чуткие руки»

Цель: сплочение группы

Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.

А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.

Приветствие « Злюка»

Цель: развивать  навыки сплочения группы

Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.

Приветствие «Радуга»

Цель: снять психомышечное напряжение, развивать воображение

Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.

Приветствие «Радость»

Цель: развивать групповую сплоченность, наблюдательность, снять мышечное напряжение

Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелиевые) и, устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.

Приложение №3

Игры на коммуникацию:

«Интервью»

Цель: развивать навыки общения детей.

Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: снимать напряженность, учить общаться

Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

«Подари улыбку»

Цель: учить ребенка справляться с грустью

Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

«Ласковое имя»

Цель: развивать чувства доверия друг к другу

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

«Обзывалки»

Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения

Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу,давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться).Это могут быть  названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов : « А ты, ……, морковка!». Помните , что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.

«Жужжа»

Цель: помогать детям справляться с обидой

«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет « Жужжей».

«Доброе животное»

Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию

Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: « Встаньте , пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А  теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.

«Тух, тух»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.

«День рождения»

Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды

Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям  предлагается  пофантазировать и придумать будущее имениннику.

«Зайчики»

Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.

Взрослый просит детей  представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений

«Два барана»

Цель: учить снимать напряжение, злость

Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: « Рано – рано , два барана , повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями  и лбами  друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.

«Найди себе пару»

Цель: учить детей развивать самосознание

Ведущий создает карточки, на которых  нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.

«Маленькое приведение»

Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев

Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось  немного похулиганить и слегка напугать друг друга.

«Комплимент»

Цель: учить детей создавать позитивное настроение

Предварительная беседа с помощью вопроса : «Что такое комплимент»

Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник  говорит комплимент по кругу.

«Бутон»

Цель:  учить создавать позитивное настроение детей

 Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться ( отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки ) и качаться на  ветру.

Приложение №4

Упражнения с использованием песка:

« Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Ребенок медленно , а затем быстро  сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза  и кладет  на песок ладонь  с расставленными  пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок  называет этот палец. Затем они меняются.

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок  должен нарисовать  такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.

« Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение знания ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых  сообществ  город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить  самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»

Взрослый в игровой форме знакомит  ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.

«Секретные  задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими  под землей .Взрослый погружает руку  под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.

«Отпечатки»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить  с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных , транспорт, различные по величине.

«Кто к нам приходил»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия

Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.

«Песочные строители»

Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти

Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.

«Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.

«Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».

«Песочный детский сад»

В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных  режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план на лето.Ранний возраст.

Перспективный план работы составлен на  летний период в групе раннего возраста. В план включены закаливающие процедуры, игры, развлечения, работа с родителями,консультации....

План на лето 2011-2012 уч.год.

Создать условия, обеспечивающие охрану и здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.Реализовывать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей, ...

Перспективный план на лето во 2-ой младшей группе.

Перспективный план на лето во 2-ой младшей группе....

План на лето

Воспитательно-образовательная работа на лето...

План на лето

План физкультурно — оздоровительной работы в летний периодФизкультурно — оздоровительные мероприятия ДОУ...

Перспективный план на лето в старшей группе

Перспективный план на лето в старшей группе...