Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Алькаева Оксана Алексеевна

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

у детей дошкольного возраста»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Дети не любят учить стихи, не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами.

Мы сталкиваемся со следующими проблемами в речи детей: короткие высказывания, состоящие из фрагментов, логически не связанных между собой, отличающиеся непоследовательностью и содержащие низкий уровень информативности. Дети не владеют приемами и методами запоминания. Поэтому перед воспитателями встаёт задача: найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти, и конечно же обратить внимание на то, чтобы детям было легко и интересно. В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому мы и решили использовать в работе со своими ребятами приемы мнемотехники, что в наше время очень актуально.

Мнемотехника - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности, дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Основной «секрет» мнемотехники заключается в следующем: человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь, и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника- это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Используя приемы мнемотехники, мы развиваем у детей зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, кругозор.

Использование мнемотаблиц способствует развитию связной и диалогической речи, развивает у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Это способствует правильному произношению звуков, развивает умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать и выделять существенные признаки разных предметов.

Так же у детей происходит развитие психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. И её можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Работа с мнемоквадратами (символами).

2этап: Работа с мнемодорожками. Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - это структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. Это схема, в которую занесена определенная информация, с помощью которой дети учатся составлять истории, рассказывать сказки, заучивать стихотворения. Мнемодорожки помогают детям понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация.

Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное- условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине, при заучивании стихов, при отгадывании и загадывании загадок.

Работу с мнемотаблицами рекомендуется начинать уже с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. На этом этапе лучше рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса- рыжая, морковь - оранжевая, елочка- зеленая, а для старших дошкольников можно использовать чёрно-белые. Использование таких схем помогает детям самостоятельно определять при рассматривании предмета его главные свойства и признаки, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков, удерживать в памяти эту последовательность, которая является планом - рассказом описания.

Схемы для составления описательных рассказов о разных предметах (игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных и т. д) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить их последовательность, обогащают словарный запас детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы его нужно выразительно прочитать, затем еще раз проговорить его с опорой на мнемотаблицу, помочь детям уяснить основную мысль, объяснить значение непонятных слов (если они есть, глядя на схему проговорить вместе с детьми отдельно каждую строчку стихотворения, затем дети рассказывают все стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1477543-1558423435.jpg

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях в природе, существуют модельные схемы, которые можно использовать на занятиях экологического содержания. Вот примеры таких мнемотаблиц:

 https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1477543-1558423506.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1477543-1558423525.jpg 

Мнемотехника широко используется при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов. Вместе с детьми проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1477543-1558423633.jpg

  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1477543-1558423653.jpg   

Но следует отметить что, мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов: у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, рассказывать сказки, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень, увеличивается круг знаний об окружающем мире.

Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого, – «искусство запоминания». Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывает...

Самообразование на тему "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

Самообразование: "Использование приемов мнемотехники в развитии детей дошкольного возраста"...

Использование приема мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов по применению метода мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников....

Консультация для педагогов «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данная консультация будет полезна для воспитателей, логопедо, а также родителей, которые желают способствовать речевому развитию ребенка. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений...