Современный взгляд на организацию предметно-развивающей среды музыкального зала.
статья
А ваш музыкальный зал для детей или для проверяющих?
Как создать в нем развивающую среду по-настоящему соответствующую ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_muz_zala.docx | 22.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Современный взгляд на организацию
предметно-развивающей среды музыкального зала.
А ваш музыкальный зал для детей или для проверяющих?
Как создать в нем развивающую среду по-настоящему соответствующую ФГОС?
Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.
Задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие творческих и музыкальных способностей детей.
Что же для этого нужно? Что необходимо для того, что бы дети с пользой, а главное с удовольствием проводили время в нашем музыкальном зале?
Необходима современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и появляются ростки музыкальных и творческих проявлений детей. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Музыкальным руководителем должно уделяться большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.
Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Использование пространства перед музыкальным залом- так же часть работы по организации музыкальной предметно-развивающей среды. Это «Живая зона» с различными заданиями, дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом. Это вызывает большой интерес у детей, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшей деятельности в музыкальном зале. В настоящее время очень актуально воплощать идею «Голос ребёнка в среде». У нас это рисунки детей на различные темы: «Я и музыкальный инструмент», «Портрет музыкального руководителя» и другие. Дети пытаются обозначить свой рисунок, т.е. подписать. Да, это могут быть и каракули и какая-то фигура, кружок или крестик и т.д., но для детей это является обозначением своей работы. Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой «голос в среде».
Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей детей и родителей, создаются украшения, элементы декора, декорации, как « яркие пятна» используются рисунки детей, Значимые для детей элементы- творческие и исследовательские работы, как индивидуальные так и коллективные( рисунки, аппликации) всё то, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен каждый.
Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
♫ Содержательно-насыщенной : среда должна соответствовать содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей;
♫ Трансформируемой: среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
♫ Полифункциональной (многофункциональность): среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды;
♫ Вариативной: в среде должна просматриваться периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов;
♫ Безопасной: соответствие элементов требованиям, таким как санитарно-эпидемиологические, правилам пожарной безопасности и другим;
♫ Эстетично-привлекательной;
♫ Доступной: среда обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Поэтому мы придерживаемся нескольких правил при создании
РППС в музыкальном зале:
♫ Каждому ребёнку – доступный материал!
♫ Возможность выбора – поддержка инициативы!
Контейнеры и корзинки следует ставить в один ряд, исключив многослойность. Это позволяет обеспечить доступность, комфортность, многофункциональность и динамичность среды, даёт возможность свободного выбора и разнообразие использования. Для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах или корзинах без крышек;
♫ Личность развивается в деятельности!
♫ Всё на своих местах!
♫ Всё нужно для чего-то!
Типичные ошибки при построении РППС в музыкальном зале:
♫ Неиспользованные ресурсы помещения;
♫ Большое количество «музейных экспонатов»;
♫ Недоступность оборудования;
♫ Отсутствие в среде продуктов детского творчества.
Наполнение музыкальной предметно-развивающей среды музыкального зала.
Материалы для развития музыкального слуха
♫ Шумовые коробочки.
♫ Колокольчики из разных материалов (керамика, металл, дерево и т.д.), диатонические цветные колокольчики разного размера и способов звукоизвлечения.
♫ Треугольники разных размеров и соответственно разного по высоте звучания.
♫ Лесенка из восьми ступенек.
♫ Набор звучащих предметов – предметы и материалы, издающие звуки разного качества и высоты (коробочки или бутылочки с шумами разных наполнителей, связка ключей, сеточка с камешками, деревянные бусинки на тесьме, тикающие часики и т.д.).
Материалы для развития предпосылок к пению
♫ Звучащие картинки с изображениями животных.
♫ Звучащие игрушки.
♫ Книжечки для пения с хорошо знакомыми песенками.
Материалы для слушания музыки
♫ Коллекций аудиозаписей музыкальных презентаций доступных инструментов и карточки к ним.
♫ Коллекция известных, хорошо знакомых песенок.
Материалы для формирования музыкального словаря
♫ Картинки сюжетные (характер исполнения).
♫ Картинки сюжетные (жанры музыки).
♫ Набор карточек «Шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты
Материалы для развития чувства ритма
♫ Набор перкуссий.
♫ Фонограммы простых ритмов для ритмического музицирования.
♫ Фонограммы простых музыкальных произведений для ритмического музицирования.
Музыкальные и шумовые инструменты
♫ Шумовые ударные – тонблоки, клавесы, барабаны, коробочки, мешочки, ритмические браслеты, кастаньеты, маракасы, деревянные кубики, бумвокерсы.
♫ Природные инструменты – дождевая палка, высушенная тыква, каштаны, стручки растений, камушки, ракушки и т.д.
♫ Звуковысотные ударные – глокеншпили, ксилофоны, металлофоны.
♫ Инструменты системы «Цветные ноты» - чайм-бары, колокольчики с кнопками, на ручке, на подставке.
♫ Народные – ложки, трещотки, рубель, шаркунок, колотушка, коробочка, свистулька и др.
♫ Инструменты из окружающего быта –Пластиковая, деревянная посуда: бутылки и большие емкости для воды, тарелки, стаканы; подносы и коробки для хранения и т.п.
Сопутствующее оборудование и инвентарь
♫ Спортивное, игровое и модульное оборудование; наборы кукол, игрушек, элементов костюмов, раздаточного материала для переноски, сюжетных игр и сказок;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развивающей среды музыкального зала на эмоциональное благополучие детей
Иллюстративный материал...
Презентация "Предметная среда музыкального зала ДОУ"
Фотопрезентация музыкального зала МБДОУ 3 169 г. Оренбурга...
«Развивающая среда музыкального зала по видам музыкальной деятельности».
Предметно- развивающая среда музыкального зала по видам музыкальной деятельности важное условие для успешного развития музыкальных способностей дошкольников....
ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках
ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...
Самоанализ деятельности музыкального руководителя по построению развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала в соответсвии с ФГОС ДО"
Данный самоанализ был представлен на муниципальном конкурсе "Предметно-развивающая среда ДОУ"...
Отчет музыкального руководителя Шориковой Юлии Николаевны об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.
Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио-видео техника. Дети слушают музыку доступную и недоступную их пониманию, близкую, ...
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...