Современный взгляд на организацию предметно-развивающей среды музыкального зала.
статья

Бордак Елена Ивановна

А ваш музыкальный зал для детей или для проверяющих?

Как создать в нем развивающую среду по-настоящему соответствующую ФГОС? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps_muz_zala.docx22.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современный взгляд на организацию

предметно-развивающей среды музыкального зала.

 

А ваш музыкальный зал для детей или для проверяющих?

Как создать в нем развивающую среду по-настоящему соответствующую ФГОС?

 

Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

Задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие творческих и музыкальных способностей детей.

Что же для этого нужно? Что необходимо для того, что бы дети с пользой, а главное с удовольствием проводили время в нашем музыкальном зале? 

Необходима современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и появляются ростки музыкальных и творческих проявлений детей. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Музыкальным руководителем должно уделяться большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.
Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Использование пространства перед музыкальным залом- так же часть работы по организации музыкальной предметно-развивающей среды. Это «Живая зона» с различными заданиями, дидактическими играми, которые дают возможность детям, активно взаимодействовать с наполняемым их материалом. Это вызывает большой интерес у детей, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшей деятельности в музыкальном зале. В настоящее время очень актуально воплощать идею «Голос  ребёнка в среде». У нас это рисунки детей на различные темы: «Я и музыкальный инструмент», «Портрет  музыкального руководителя» и другие. Дети  пытаются обозначить свой рисунок, т.е. подписать. Да, это могут быть и каракули и какая-то фигура, кружок или крестик и т.д., но для детей это является обозначением своей работы. Наполняя среду своими достижениями, дети видят свою значимость, свой «голос в среде».

Оформление пространства зала к различным мероприятиям - это совместная работа педагогов, воспитателей детей и родителей, создаются украшения, элементы декора, декорации, как « яркие пятна» используются рисунки детей, Значимые для детей элементы- творческие и исследовательские работы, как индивидуальные так и коллективные( рисунки, аппликации) всё то, что даёт ребёнку ощущать себя частью коллектива, в котором важен каждый.

 

Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

 Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

♫  Содержательно-насыщенной : среда должна соответствовать содержанию образовательной программы и возрастным особенностям детей;

♫  Трансформируемой: среда должна обеспечивать возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

♫ Полифункциональной (многофункциональность): среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих среды;

♫  Вариативной: в среде должна просматриваться периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов;  

♫ Безопасной: соответствие элементов требованиям, таким как санитарно-эпидемиологические, правилам пожарной безопасности и другим;

♫ Эстетично-привлекательной;

♫ Доступной: среда обеспечивает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Поэтому мы придерживаемся нескольких правил при создании

РППС в музыкальном зале:

Каждому ребёнку – доступный материал! 

Возможность выбора – поддержка инициативы!

Контейнеры и корзинки следует ставить в один ряд, исключив многослойность. Это позволяет обеспечить доступность, комфортность, многофункциональность и динамичность среды, даёт возможность свободного выбора и разнообразие использования. Для детей младшего возраста материалы лучше хранить в прозрачных контейнерах или корзинах без крышек;

♫ Личность развивается в деятельности!

♫  Всё на своих местах!

Всё нужно для чего-то!

Типичные ошибки при построении РППС в музыкальном зале:

Неиспользованные ресурсы помещения;

Большое количество «музейных экспонатов»;

Недоступность оборудования;

Отсутствие в среде продуктов детского творчества.

Наполнение музыкальной предметно-развивающей среды музыкального зала.


Материалы  для развития музыкального слуха
♫ Шумовые коробочки.
♫ Колокольчики из разных материалов (керамика, металл, дерево и т.д.), диатонические цветные колокольчики разного размера и способов звукоизвлечения.

♫ Треугольники разных размеров и соответственно разного по высоте звучания.
♫ Лесенка из восьми ступенек.
♫ Набор звучащих предметов – предметы и материалы, издающие звуки разного качества и высоты (коробочки или бутылочки с шумами разных наполнителей, связка ключей, сеточка с камешками, деревянные бусинки на тесьме, тикающие часики и т.д.).


Материалы  для развития предпосылок к пению
♫ Звучащие картинки с изображениями животных.
♫ Звучащие игрушки.
♫ Книжечки для пения с хорошо знакомыми песенками.


Материалы для слушания музыки
Коллекций аудиозаписей музыкальных презентаций доступных инструментов и карточки к ним.
Коллекция известных, хорошо знакомых песенок.


Материалы для формирования музыкального словаря
♫ Картинки сюжетные (характер исполнения).
♫ Картинки сюжетные (жанры музыки).
♫ Набор карточек «Шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты

Материалы для развития чувства ритма
 Набор перкуссий.
Фонограммы простых ритмов для ритмического музицирования.
Фонограммы простых музыкальных произведений для ритмического музицирования.

Музыкальные и шумовые инструменты
Шумовые ударные – тонблоки, клавесы, барабаны, коробочки, мешочки, ритмические браслеты, кастаньеты, маракасы, деревянные кубики, бумвокерсы.
Природные инструменты – дождевая палка, высушенная тыква, каштаны, стручки растений, камушки, ракушки и т.д.
Звуковысотные ударные – глокеншпили, ксилофоны, металлофоны.
Инструменты системы «Цветные ноты» - чайм-бары, колокольчики с кнопками, на ручке, на подставке.
Народные – ложки, трещотки, рубель, шаркунок, колотушка, коробочка, свистулька и др.
Инструменты из окружающего быта –Пластиковая, деревянная посуда: бутылки и большие емкости для воды, тарелки, стаканы; подносы и коробки для хранения и т.п.

Сопутствующее оборудование и инвентарь
Спортивное, игровое и модульное оборудование; наборы кукол, игрушек, элементов костюмов, раздаточного материала для переноски, сюжетных игр и сказок;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Предметная среда музыкального зала ДОУ"

Фотопрезентация музыкального зала МБДОУ 3 169 г. Оренбурга...

«Развивающая среда музыкального зала по видам музыкальной деятельности».

Предметно- развивающая среда музыкального зала по видам музыкальной деятельности важное условие для успешного развития музыкальных способностей дошкольников....

ОТЧЁТ об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала и музыкальных центров в групповых ячейках

ОТЧЁт об особенностях РППС музыкального зала и музыкальных центроы в групповых ячейках музыкального руководителя МБДОУ д/с КВ №3 ст.Кущёвской Краснодарского края Шевцовой Татьяны Николаевны...

Отчет музыкального руководителя Шориковой Юлии Николаевны об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала.

Современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио-видео техника. Дети слушают музыку доступную и недоступную их пониманию, близкую, ...