Дидактические игры
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Рыхлова Елена Алексеевна

Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию зрительного восприятия

Д/и «Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая-квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

Д/и «Назови величину»

Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например: карандаш длинный и короткий.

В середине круга лежит стрелка. Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка и называют величину предметов.

Д/и «Кто больше запомнит».

Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей.

Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

Д/и «Коробочки».

Цели: развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

Ход игры: Играет 5-6 человек. На подносе лежат мелкие игрушки четырех основных цветов. Педагог показывает 4 коробочки. На дне каждой есть кружок определенного цвета (из 4х). Идя по кругу, педагог открывает одну из коробочек. Дети должны взять с подноса

и положить в эту коробочку игрушку такого же цвета, какого цвета кружок в коробочке. Слова: «На донышке в коробочке огонек горит, какие брать игрушки. Он нам говорит. Смотри не перепутай, внимательно следи, что такого цвета, в коробочку клади.

Д/и «Раз, два, три- назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три.

Потом педагог говорит: «Раз, два, три- цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три-форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

Д/и «Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет-как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета.( в зависимости от возраста). В середине карты стрелка.

Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо положить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди. Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

Д/и «Подбери предмет по форме».

Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.

Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма».

На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.

Д/и «Разложи как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности , по счету( выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым- ромб и т. д.).

Д/и «Что в левой, что в правой руке».

Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

Ход игры: Педагог показывает детям две картинки, одинаковые по сюжету, но разные по расположению предметов. Дети должны назвать расположение предметов на обеих картинках. Например: на картинке справа солнце находится в левом верхнем углу, а на картинке слева- оно в правом верхнем углу. Картинки можно сделать по любой теме. Чем старше дети, тем больше предметов может быть на картинках и больше отличий.

Д/и « Зайка в гости прискакал».

Цель: развивать зрительные память и внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются игрушки в определенном порядке: справа вверху, внизу, слева вверху, внизу, посередине. Приходит в гости зайка и меняет местами игрушки. Слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. Все предметы поменял, а потом он ускакал. Дети должны назвать, как поменял предметы зайка.

Усложнение: предметы можно заменить на геом. фигуры, на цветные карточки и т. д.

Д/и «Кто куда убежал?»

Цель: развивать ориентировку на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

Ход игры: Дети играют парами. Перед каждым ребенком лежит лист бумаги и 7 разных геометрических фигур. Все фигуры лежат в центре листа. По сигналу играющие раскладывают фигуры по всему листу, в центре, в правом верхнем углу, в нижнем левом и т. д. Затем сравнивают расположение фигур на своих листах и рассказывают об этом. Например: У меня квадрат находится в верхнем правом углу, а у тебя? Прямоугольник у меня наверху между квадратом и треугольником, а у тебя? И т. д. Дети поочередно

задают друг другу вопросы.

Усложнение: один ребенок закрывает глаза, а в это время другой меняет положение фигур на листе. Открыв глаза, ребенок рассказывает об изменениях.

Д/и «Раз, два, три-как ты шел- назови».

Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

Ход игры: Детям показывают лабиринт. Нужно помочь зайке пройти к зайчихе. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова: « С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.

Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.

Д/и «Муха».

Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости по клеткам, активизировать слуховое внимание, зрительное внимание, различать цвета, оттенки.

Ход игры: игровое поле 5 на 5 клеток. Они окрашены через одну (или оттенки или цвета, в зависимости от поставленной цели). Можно еще геом. фигуры разного цвета. Центральная клетка занята фишкой- мухой. Игровая ситуация: Сидела муха в своем домике, а потом решила пойти погулять. Ведущий говорит, на сколько клеток и в каком направлении муха продвинулась 3-4 раза. Влево, вправо, наискосок вниз

и т. д. Между какими клетками оказалась? Какая клетка справа вверху, внизу и т. д. Усложнение: можно предложить играть не передвигая муху по индивидуальному полю, а следить глазами путь мухи по демонстрационному полю. Пособия: одно поле демонстрационное, 4- маленьких индивидуальных, 4 фишки.

Д/и «Двенадцать месяцев».

Цель: развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание.

Ход игры: педагог раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраивают по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в 12 месяцев. Педагог задает вопросы: «Первый месяц- как тебя зовут?». «Двенадцатый месяц- как тебя зовут?» «Шестой месяц-а тебя как зовут?» и т. д. Можно сделать подсказку- на обратной стороне написать первую букву месяца.

Д/и «Что пропало?»

Цель: развивать зрительное внимание, зрительную память, предметные представления.

Ход игры: На подставке стоят предметы по любой теме: овощи, животные, посуда и т. д. Или на фланелеграфе картинки или силуэты, геометрические фигуры. Для малышей педагог показывает зайчика и говорит, что он хочет поиграть с детьми. Но сначала надо запомнить картинки или предметы. Дети запоминают, бегают, прыгают вместе с зайчиком. Педагог произносит слова: «Зайка к деткам прискакал, прыгал, бегал и играл. А когда он ускакал, что-то он с собою взял».

Д/и «Угадай-ка».

Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д. ) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок-отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Цифры! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число.  Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Образовательная область: Познавательное развитие

Задачи образовательной деятельности:

Образовательные:

  1. Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта.

Развивающие:

  1. Развивать психологические процессы: слуховое и зрительное внимание.
  2. Развивать социальные навыки: умение работать индивидуально и в коллективе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Материал. Карточки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас очень интересную игру. А вот какую, вы поймёте, если  послушаете стихотворение.

Сколько звезд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С цифрами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.

- Ребята, как вы думаете, в какую игру мы сейчас будем играть?

- Правильно, дети, в игру о цифрах и она так называется  «Живые цифры»

. Чтобы игра получилась весёлой нужно произнести волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, быстро в цифру превратись!»

Дети выбирают карточки с цифрами по желанию. Под музыкальное сопровождение дети гуляют по полянке. По команде воспитателя: «Ну-ка, цифры, станьте в ряд!»,  дети находят свое место и становятся в одну шеренгу.

- Цифры, рассчитайтесь по порядку.

- Молодцы, ребята, замечательно! А если мы сейчас повторим игру, вам будет интересно? Почему? Что нужно сделать, чтобы было интересно играть в эту игру снова?

- Верно, ребята, поменяться карточками друг с другом.

Игра повторяется.

По команде воспитателя: «Ну-ка цифры станьте в ряд!»,  дети находят свое место и становятся в одну шеренгу.

- Цифры, рассчитайтесь в обратном порядке.

- Дети, я тоже хочу стать живой цифрой, кто меня заменит в роли ведущего?

- Три ребёнка хотят быть ведущими. Что же делать? Как нам поступить? Как нам выбрать ведущего, чтобы никто не обиделся.

Дети предлагают варианты.

- Замечательная идея выбрать ведущего голосованием.

Путём голосования выбирается ведущий, дети меняются карточками, игра повторяется. Воспитатель принимает участие в качестве живой цифры. И намеренно допускает ошибку, заняв не своё место. Ведущий-ребёнок и дети-игроки исправляют ошибку воспитателя и ставят его на своё место.

- Дети, наша игра под названием «Весёлый счет» подошла к концу.

Ребята, а теперь скажите, что в этой игре вам понравилось больше всего? А в какую математическую игру вы бы вы хотели поиграть в следующий раз?

- А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданием в игре  – пусть возьмет  звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось, но он старался  – тот пусть возьмет флажок.

Математика тема: Построение

Обучающие задачи:

образовательные: закрепить названия геометрических фигур, умение классифицировать фигуры по разным признакам: величине цвету, форме, упражнять в счете в пределах 10, называть четные и нечетные числа, закрепить умение составлять геометрические фигуры из частей.

развивающие: развивать память, логическое мышление, внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

воспитательные: воспитывать активную любознательность.

Оборудование:  доска

Раздаточный материал: части геометрических фигур, набор геометрических фигур разных по цвету, величине и форме.

Структура занятия:

Методические приемы: беседа, упражнения, игра.

Организация детей на НОД: дети занимают свои места за столами.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами занятие по математике. Сегодня мы будем говорить о геометрических фигурах. Но для начала мы с вами сделаем разминку:

Посчитаем, числовой ряд состоит из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1)

Хорошо, теперь я считаю, а вы внимательно слушаете, какое число я пропустила (1,2,3,5,6,7,8,9,10). Назовите число, которое я пропустила (спросить детей).

Давайте вспомним числа четные и нечетные, шепотом мы называем нечетные числа, а громко четные 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Молодцы, теперь скажите, пожалуйста, какое число я загадала, если оно на 1 больше 7 и на 1 меньше 9? (правильно, к 7 прибавить 1, получится 8; от 9 отнять 1 получится 8).

Воспитатель: Молодцы, разминка закончена.

1.Игра «Узнай меня»

Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник)

Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат)

Я не многоугольник, меня можно катать (круг)    

У меня нет углов, но я не круг (овал)                                

Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник)

Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать.

2.Нарисуйте недостающую фигуру . 

Воспитатель: А теперь нам нужно взглянуть на доску. Вам предстоит назвать недостающую фигуру и объяснить свой выбор. Справитесь?  Давайте попробуем!

круг, треугольник, прямоугольник, (квадрат);

квадрат, круг, прямоугольник, (треугольник)

квадрат, треугольник, прямоугольник, (круг)

квадрат, круг, треугольник (прямоугольник)

3. «Кто быстрее?»

Воспитатель: На столе перемешаны половинки геометрических фигур. Вам нужно собрать свою геометрическую фигуру.

По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Физкультминутка

Быстро встаньте. 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

ИГРА «НАЙДИ И НАЗОВИ».

Цель игры: закрепить умение  быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета: развитие внимания, быстроты реакции.

Правила: ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнившие эти условия ребенок берет фигуру себе.

Ход игры: на фланелеграфе раскладываю в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель говорит «Кто нашел большой круг?» , «Кто нашел большой квадрат?»и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший фигуру, берет ее себе.

  1. «Разложи фигуры»

Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь продолжим наше занятие. Перед вами на столах лежат геометрические фигуры. Нам с вами нужно назвать эти фигуры и ответить на мои вопросы. Готовы? Справитесь? Отлично!

- Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?

- Отложите все зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько всего фигур?

- Отложите все четырехугольники. Назовите их по-другому. Сколько здесь разных четырех угольников?

- Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой формы отложенные фигуры?

- Отложите все желтые фигуры. Какой они формы?

Молодцы! Отлично справились!

  1. «Найди фигуру» сл 5

Воспитатель: А сейчас мы будем работать с карточками. У каждого на столе лежит карточки с изображением геометрических фигур. Вы должны внимательно рассмотреть свою карточку и точно рассказать, как расположены фигуры на вашей карточке.

- Где находиться прямоугольник?
Прямоугольник находится посередине.
- Где находится овал?
Овал находится справа от прямоугольника
- Где находится круг?
Круг находится внизу, под прямоугольником

- Где находится квадрат?

Квадрат находится слева от прямоугольника
- Где находится треугольник?
Треугольник находится сверху, над прямоугольником.

https://lh4.googleusercontent.com/md7E6tYKhZd3hL6RGw6MKJKjUp2rBoJ0hUwT5EAXIynhBMo7vuGdk2riC84_UQNViuaJJDp8kpD8Ph6lkG61mQYzBQzOCDSmoviGIw_RW8dETd7I2_FILmcjsS9ni8tu_QTrYtOr3g-f36Fl0A

Воспитатель: Подошло к концу наше занятие. С чем мы сегодня работали на занятии

Дети: С геометрическими фигурами

Воспитатель: Чему вы научились на занятии?

Дети: выкладывать геометрические фигуры из половинок, находить лишние предметы

Воспитатель: У вас на столах вы можете найти кружочки. Если вам понравилось занятие, то вверх, а если нет, то поднимаем красный кружок. Почему понравилось? Почему не понравилось? А что больше всего запомнилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...