Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития детского организма"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Особенности развития детского организма
Костная система
В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6—7 лет.
Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы.
Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.
К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.
Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
Сердечно –сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78—99 уд./мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст., в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.
Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания.
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос.
Нервная система
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.
Инструктор по ФЗК:
Торопчина И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/19/picture-421455-1395225968.jpg)
Консультация для родителей:"Польза витаминов для детского организма"
Консультация для родителей«О пользе витаминов для детского организма»Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-со...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842917-1478202267.jpg)
«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма» консультация для воспитателей
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспектив...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873922-1483977444.jpg)
Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"
Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1110302-1548925582.jpg)
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма».
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498218-1413271197.jpg)
Консультация для педагогов "5 способов подготовить свой организм к весне"
Консультация для педагогов "5 способов подготовить свой организм к весне"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156102-1354434827.jpg)
Консультация для педагогов " Пять способов подготовить свой организм к весне"
В консультации для педагогов даны рекомендации о здоровье: как правильно заниматься спортом, как часто пить воду, как ухаживать за кожей, и как правильно питаться....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/06/picture-1086458-1730898698.jpg)
Презентация для родителей и педагогов. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Полезный материал для педагогов и родителей в области физического развития дошкольников...