Консультация для педагогов и родителей "Особенности развития детского организма"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов и родителей
Особенности развития детского организма
Костная система
В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Суставы у детей очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается, сухожилия короче и слабее, чем у взрослых.
Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до 6—7 лет.
Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы.
Мышечная система
Мышцы у детей развиты относительно слабо и составляют всего лишь 20—22% массы тела. Мышцы у детей богаче насыщены водой и беднее белковыми веществами, жирами.
Прежде всего у дошкольников развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая.
К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.
Работа с переменным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и к костям, что обеспечивает их интенсивный рост.
Сердечно –сосудистая система
У дошкольников она хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Кровеносные сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых. В связи с этим кровяной напор слабее, но он возмещается частотой сердечных сокращений.
В младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений колеблется в пределах 85—105 уд./мин. Пульс изменяется в зависимости от физиологического состояния организма: во время сна уменьшается, а в период бодрствования (особенно при эмоциональном возбуждении) учащается.
В старшем дошкольном возрасте (6—7 лет) пульс становится более устойчивым и достигает 78—99 уд./мин. Причем у девочек на 5—7 ударов больше, чем у мальчиков.
Нагрузка считается оптимальной, если частота пульса составляет 150—180% по сравнению с исходными данными. В том случае, когда показатели пульса выше указанной нормы, физическую нагрузку следует снизить.
Артериальное давление у детей до 7 лет почти не изменяется: в 3—4 года оно составляет 96/58 мм рт. ст., в 5—6 лет — 98/60 мм рт. ст.
Дыхательная система
Верхние дыхательные пути у детей относительно узки, а их слизистая оболочка, богатая лимфатическими и кровеносными сосудами, при неблагоприятных условиях набухает, в результате чего дыхание резко нарушается.
Отличительной особенностью детей в этом возрасте является преобладание поверхностного дыхания.
У дошкольников через легкие протекает значительно большее количество крови, чем у взрослых. Это позволяет удовлетворить потребность детского организма в кислороде, вызываемую интенсивным обменом веществ.
С трехлетнего возраста ребенка следует приучать дышать через нос.
Нервная система
Важно учитывать также существенную особенность центральной нервной системы ребенка — способность сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда становится понятным способность детей к быстрому и легкому запоминанию показанных им движений. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения.
Большая возбудимость, реактивность, а также высокая пластичность нервной системы у детей способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных двигательных навыков — ходьбе на лыжах, фигурному катанию на коньках, плаванию и др. Причем правильное формирование двигательных навыков у дошкольников с самого начала имеет большое значение, так как исправлять их очень трудно.
Инструктор по ФЗК:
Торопчина И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Польза витаминов для детского организма"
Консультация для родителей«О пользе витаминов для детского организма»Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-со...
«Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма» консультация для воспитателей
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспектив...
Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"
Консультация для воспитателей "Двигательная активность в полноценном развитии детского организма"...
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма».
Консультация для воспитателей «Двигательный режим как фактор формирования полноценного развития детского организма»....
Консультация для педагогов "5 способов подготовить свой организм к весне"
Консультация для педагогов "5 способов подготовить свой организм к весне"...
Консультация для педагогов " Пять способов подготовить свой организм к весне"
В консультации для педагогов даны рекомендации о здоровье: как правильно заниматься спортом, как часто пить воду, как ухаживать за кожей, и как правильно питаться....
Презентация для родителей и педагогов. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Полезный материал для педагогов и родителей в области физического развития дошкольников...