Проектная работа на тему "Мыло пенится, смотрите!"
проект
Проектная работа в первой группе раннего возраста. Цель: ознакомление детей с нетрадиционным материалом - пеной через игры-эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 55.81 КБ |
proekt_mylo_penitsya_smotrite_wecompress.com_.pdf | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов
«От знаний - к опыту, от опыта - к мастерству»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Мыло пенится, смотрите!»
Автор работы: Дремина Дарья Николаевна
воспитатель МАДОУ детский сад № 25
Стаж работы: 1 год 7 месяцев
2022 г.
Педагогический проект: «Мыло пенится, смотрите!»
Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А., Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, согласно ФГОС ДО.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети первой группы раннего возраста, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный
По форме деятельности: групповой, коллективный.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.
По организованным формам проведения работы над проектом: в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.
Актуальность: тема проекта возникла не случайно, так как я заметила, что дети, увидев пену на руках, во время мытья рук, очень этому удивляются и не торопятся смывать руки.
Я решила поддержать познавательный интерес детей, которые удивлены появлением пены во время умывания мылом. Познакомить детей со свойствами мыла и пены.
Чтобы сформировать элементарные представления детей о пене, откуда она появляется я разработала проект «Мыло пенится, смотрите». Этапы проекта позволят сформировать у детей представления о мыле и пене.
Гипотеза: если мыло намочить и потереть в руках, то получится пена, которая состоит из множества пузырьков с воздухом.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.
Цель: ознакомление детей с нетрадиционным материалом - пеной через игры-эксперименты.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая»; познакомить детей со свойствами мыла: «жидкое», «твердое»;
- поддерживать стремление детей к самостоятельности;
Развивающие:
- способствовать развитию тактильных ощущений, эмоционального восприятия, наблюдательности, навыков экспериментальной деятельности;
- поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе коллективной работы.
Продукт проекта:
- Фото отчёт проведения проекта;
- Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста;
- Веселое развлечение «Праздник мыльных пузырей»;
- Коллективная работа с детьми. Работа с родителями;
- Консультация «Развитие культурно-гигиенических навыков»;
- Ширма для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков».
- Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий;
- Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.
Результаты реализации проекта: в ходе проектной деятельности у детей будут сформированы элементарные представления о мыле и пене, их значении. Дети узнают о свойствах пены и мыла (твердое, жидкое, пенится) в процессе практических опытов с ним. У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с мылом и пеной.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный.
1. Обсуждение темы, определение целей, задач проекта;
2. Подбор методической и художественной литературы, дидактических игр;
3. Обогащение предметно - развивающей среды;
4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
5. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.
Изготовление картотеки «Игры – эксперименты с пеной».
Оформление ширмы для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков».
Консультация для родителей: «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях»
2 этап – Основной этап реализации проекта.
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в совместной деятельности взрослых и детей, в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы и в самостоятельной деятельности детей, рассматривание иллюстраций по теме проекта.
Исходя, из своего профессионального опыта и возможностей детей я создала план реализации проекта.
План реализации проекта
№ | Образовательная область | Задачи | Методические приемы | Ответственные. | ||
Подготовительный этап. | ||||||
1 | Разработка проекта. Составление календарно- тематического планирования на неделю. Определение проблемы, цели и задач проекта | Создание условий для реализации проекта | Воспитатель | |||
2 | Подбор художественной и методической литературы | Анализ литературы для организации осуществления исследования | Воспитатель, родители | |||
3 | Изготовление картотеки игр – экспериментов | Развитие познавательной сферы детей через игры - эксперименты Поднятие эмоционального настроя, закрепление полученных знаний о мыле и пене | Воспитатель | |||
4 | Оформление ширмы для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков» | Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста | Воспитатель | |||
5 | Консультация для родителей | Помощь родителям в развитии культурно- гигиенических навыков в домашних условиях | Воспитатель | |||
Основной этап. | ||||||
1 | Познавательное развитие Тема: Беседа – «Как появляется пена». | Познакомить детей со способами образования мыльной пены | Показ воспитателем способов появления пены (картинки) Ответы на вопросы Д/и «Покажи» Физкультминутка «Надувайся пузырь» Итог | Воспитатель. | ||
2 | Речевое развитие Пальчиковая игра «Умывалочка» | формирование культурно-гигиенических навыков у детей через пальчиковые игры | Показ игры воспитателем. | Воспитатель. | ||
3 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Игра – эксперимент «Сделаем пену» | Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится) | Воспитатель. | |||
4 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Игра – занятие с дидактическим материалом «Разложи пену по стаканчикам» | Образовательные: способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая» Развивающие: способствовать развитию тактильных ощущений детей Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к экспериментальной деятельности | Орг. момент. Показ эксперимента воспитателем. Беседа в ходе эксперимента. Итог. | Воспитатель. | ||
5 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Игра – эксперимент «Пенка на ладошках» | Образовательные: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек» Развивающие: способствовать развитию интереса к экспериментальной деятельности Воспитательные: способствовать воспитанию культурно – гигиенических навыков. | Орг. момент Показ эксперимента воспитателем. Беседа в ходе эксперимента. Итог. | Дети, воспитатель. | ||
6 | Речевое развитие ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «Учим куклу мыть руки» | Образовательные: формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания Развивающие: способствовать развитию логического мышления Воспитательные: способствовать воспитанию у детей самостоятельности, формированию привычки к опрятности, последовательности действий | Орг. момент. Проблема: кукла пришла в гости с грязными руками Помощь кукле. Итог. | Дети, воспитатель. | ||
7 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Игра – эксперимент «Поймай пузыри» | Образовательные: формировать представления детей о свойствах пены (лёгкая, воздушная) Развивающие: способствовать развитию тактильных ощущений Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками | Дети, воспитатель. | |||
8 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи | Образовательные: способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье Развивающие: способствовать развитию слухового и зрительного внимания
способствовать воспитанию доброжелательности | Орг. момент Беседа «Как мы маме помогаем» Мытье посуды Итог | Дети, воспитатель | ||
9 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Игра – эксперимент «Найди игрушки» | Образовательные: формировать представления детей о свойствах пены Развивающие: способствовать развитию тактильных ощущений, поисковой деятельности в процессе игры Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками | Орг. момент Показ эксперимента воспитателем. Беседа в ходе эксперимента. Итог. | Дети, воспитатель | ||
10 | Речевое развитие Чтение художественной литературы. Отрывок К. Чуковского «Мойдодыр» | Способствовать формированию у детей желание слушать произведения и понимать их смысл | Слушание отрывка сказки Рассматривание иллюстраций Беседа по содержанию | Дети, воспитатель | ||
11 | Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). Игра – эксперимент «Помощники Мойдодыра» | Образовательные: способствовать обогащению игрового опыта; выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды Развивающие: Способствовать развитию тактильных ощущений
способствовать воспитанию доброжелательности | Орг. момент Показ эксперимента воспитателем. Беседа в ходе эксперимента. Итог. | Дети, воспитатель | ||
Итоговый этап | ||||||
1 | Презентация проекта «Мыло пенится, смотрите!» | Прививать детям стремление узнавать новое, осуществлять поиск новой информации самостоятельно и с помощью взрослых | Дети, родители, воспитатель | |||
2 | Физическое развитие Веселое развлечение с Матрешкой «Праздник мыльных пузырей» | Организация активного отдыха детей, создание благоприятного эмоционального настроя | Орг. момент Игра «Надувайся пузырь Игра с мыльными пузырями «Поймай шарики» Итог | Воспитатель, дети |
3 этап. Заключительный
Презентация проекта.
Проведение веселого развлечения с Матрешкой «Праздник мыльных пузырей».
Выводы: таким образом, в ходе внедрения информационно – исследовательского проекта у детей сформировались представления о свойствах пены и мыла. У детей появился интерес к экспериментированию и исследованиям. Дети научились мыслить, делать выводы.
В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.
Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети стали любознательными. Работа по этой теме будет продолжаться.
Результаты реализации проекта для педагога: повысилась педагогическая компетентность, профессиональный рост: применяются разные формы и методы работы с детьми; повысилось качество работы с детьми и родителями, пополнился наглядно - дидактический материал.
Результаты реализации проекта для родителей: родители стали активными участниками образовательного процесса (помощь при подборе материалов, консультация, ширма).
Ресурсное обеспечение.
Центр речевого развития.
Картотека игр - экспериментов, пальчиковые игры, стихотворения. Художественная литература, альбомы с иллюстрациями.
Формы взаимодействия с семьёй.
Оформление ширмы «Воспитание культурно – гигиенических навыков».
Консультации для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях».
Изготовление «Картотеки игр – экспериментов с пеной».
Список используемой литературы
- Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников, - Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020.
- Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы» / Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада / практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж, 2008.
- Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама – рядом / игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка, -Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.
- Павлова Л.Н., Сотникова В. Ранее детство в системе вариативного дошкольного образования, - Москва: ОБРУЧ, 2013.
- Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду, - Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2005.
- Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста, - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013.
Приложение 1
Методическое обеспечение
Конспекты организованно – образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром).
ООД Игра-занятие с дидактическим материалом
Тема: «Разложи пенку по стаканчикам»
Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста и самостоятельной экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая»;
Развивающие:
- способствовать развитию тактильных ощущений детей;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к экспериментальной деятельности.
Активизация словаря: легкая, воздушная, пенится, пышная.
Средства реализации: ложки, стаканчики, тазик с теплой водой, жидкое мыло, кукла Таня.
Ход занятия.
В гости к детям пришла грустная кукла Таня. Каждый раз, когда она моет руки, у нее на руках образуется пена, пышная и душистая. У вас тоже так бывает? Ей очень интересно как эта пена образуется и как можно с ней поиграть.
Воспитатель: поможем кукле Тане узнать как образуется пена и как с ней можно поиграть?
Дети: да, поможем.
На столе у воспитателя стоит тазик с теплой водой. Воспитатель добавляет жидкое мыло в воду. Дети вместе с воспитателем взбивают венчиком мыльную воду и образует пышную пену.
Воспитатель: дети, посмотрите, что у нас получилось?
Дети: пенка
Дети с воспитателем рассматривают какая получилась пена.
Воспитатель: дети скажите а пена какая?
Дети: белая, пушистая, мягкая, нежная, легкая, пышная, воздушная.
Воспитатель: А на что пена похожа?
Дети: на снег, на облака (если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает).
Воспитатель: дети я знаю одну интересную игру в которую можно поиграть с пенкой.
Воспитатель предлагает детям разложить пену по стаканчикам. Показывает, что пену можно разложить в стаканчики с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.
Воспитатель: дети, что мы сделали с пеной?
Дети: мы раскладывали пенку по стаканчикам с помощью ложки
Воспитатель: мы показали куле Тане в какую интересную игру можно поиграть с пеной, значит мы смогли помочь кукле?
Дети: да, смогли.
Воспитатель: кукла говорит нам большое спасибо, ей у нас очень понравилось, но ей пора домой, давайте попрощаемся с куклой Таней
Дети: до свидания кукла Таня.
Итог занятия.
Воспитатель: дети кто к нам сегодня в гости приходил?
Дети: кукла Таня.
Воспитатель: кукла приходила к нам в гости очень грустная, почему?
Дети: куле было очень интересно как образуется пена и как можно с ней поиграть.
Воспитатель: мы с вами смогли помочь куле Тане?
Дети: да, смогли, помогли.
Воспитатель: а как?
Дети: мы научили куклу делать пену и играть с ней.
Воспитатель: все детки молодцы, спасибо за занятие.
Образовательная область «Речевое развитие»
ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Тема: «Учим куклу мыть руки»
Цель: развитие культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста, посредством игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей самостоятельности, формированию привычки к опрятности, последовательности действий.
Активизация словаря: легкая, воздушная, пенится, пышная.
Средства реализации: тазик с теплой водой, мыло, кукла Катя, полотенце.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на сидящую в углу куклу с грязным лицом и ручками.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте поздороваемся с Катей.
Дети: здравствуй кукла Катя.
Воспитатель: Ой, ребятки, а что - же не так с нашей Катей? Посмотрите внимательно?
(Дети обращают внимание на то, что кукла грязная)
Дети: у куклы грязные руки.
Воспитатель: дети, кукла Катя не умеет умываться и пришла к вам за помощью, чтобы вы научили ее мыть руки, вытираться полотенцем. Поможем кукле Кате?
Дети: да поможем.
Воспитатель: Какие вы молодцы, что хотите помочь кукле Кате. Давайте вспомним с вами последовательность мытья рук, посмотрите на картинку. (Рассматривание иллюстрации).
Воспитатель: Катя, сейчас наши детки покажут тебе как правильно умываться.
Воспитатель: ребята, перед тем как открыть кран, скажите и покажите, что мы делаем в самом начале?
Дети: засучиваем рукава.
Воспитатель: правильно. Давайте засучим рукава, можно помочь друг другу. А кто помнит, зачем мы это делаем?
Дети: чтобы не замочить одежду!
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам показать нашей кукле, как нужно мыть руки.
Воспитатель: Катя, посмотри, как наши детки вначале смачивают водой ручки, затем берут мыло и намыливают до густой пены, чтобы получились белые перчатки, моют руки круговыми движениями. Нужно всегда ручки мыть с мылом. Покажите, Кате, какие у вас мыльные, белые перчатки.
Воспитатель: смотри, Катя, как мы смываем мыло водичкой не оставляя на ручках ни капельки мыла. А теперь дети вытрут насухо ручки полотенцем.
Воспитатель: вот видишь, Катя, как наши ребятки умеют умываться и вытираться самостоятельно. Давай мы и тебя умоем. Чтобы твои ручки стали чистыми. (Дети под руководством воспитателя моют кукле руки)
Воспитатель: вот теперь у нашей куклы чистые ручки.
Итог занятия.
Воспитатель: ребятки, как мы помогали сегодня кукле Кате?
Дети: мы научили куклу мыть руки.
Воспитатель: молодцы дети, теперь кукла знает как нужно мыть руки и за это она говорит нам большое спасибо!
Воспитатель: а теперь берите куклу Катю с собой играть и научите ее как правильно себя вести в группе. Дети берут куклу и идут играть.
Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром).
ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Тема: «Мы мамины помощники»
Задачи:
Образовательные:
- способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье
Развивающие:
- способствовать развитию слухового и зрительного внимания, развитию логического мышления
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей самостоятельности, доброжелательности.
Активизация словаря: посуда, помощь, моем, сушим.
Средства реализации: тазик с мыльной и чистой водой, жидкое мыло, кукла, полотенце, игрушечная посуда.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришла кукла.
Воспитатель: дети посмотрите, кукла Таня сегодня пришла к нам в гости, давайте с ней поздороваемся.
Дети: здравствуй Таня
Воспитатель: детки, посмотрите кукла Таня пришла грустная и она плачет. Давайте узнаем что же случилось?
Воспитатель: Таня, что случилось? Почему ты плачешь?
Воспитатель: детки кукла говорит, что она хотела устроить маме сюрприз и помыть посуду, но она не умеет. И она пришла к нам за помощью.
Воспитатель: поможем кукле? Научим мыть посуду?
Дети: да, поможем.
(Воспитатель готовит тазы с водой, сначала сам показывает как нужно мыть посуду, а потом дети самостоятельно моют, полоскают и сушат посуду. Кукла сидит на стульчике и учится как нужно мыть посуду)
Воспитатель: вот Таня смотри учись как правильно нужно мыть посуду
Кукла Таня: спасибо большое Вам, теперь смогу помыть всю посуду и устрою маме сюрприз. Мне пора бежать домой. Досвидания!
Воспитатель: давайте попрощаемся с куклой Таней.
Дети: до свидания кукла Таня.
Итог занятия.
Воспитатель: дети кто сегодня приходил к нам в гости?
Дети: кукла Таня.
Воспитатель: как мы помогли кукле Тане?
Дети: мы научили куклу мыть посуду
Воспитатель: молодцы детки, спасибо вам за занятие.
Образовательная область «Речевое развитие» (чтение художественной литературы).
ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Тема: чтение отрывка К. Чуковсого «Мойдодыр»
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с содержанием отрывка сказки в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»;
- продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;
Развивающие:
- способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым.
Активизация словаря:
Средства реализации: красочные иллюстрации к произведению
Воспитатель: дети, посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это? Вы с ним знакомы?
(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Мойдодыра.)
Воспитатель: а как вы думаете, зачем он к нам пришёл?
Дети: что-то нам рассказать
Воспитатель: да, Мойдодыр пришёл к нам рассказать, как ребята должны самостоятельно ухаживать за собой.
Воспитатель: дети давайте послушаем сказку Мойдодыра, чтобы знать нам, как ухаживать за собой. (Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций).
Воспитатель: интересная сказка? О ком рассказывается в сказке?
Дети: о мальчике, который не любил умываться и был ленивым.
Воспитатель: да, ребята, мальчик был ленивым, а мы с вами....
Физкультминутка
Каждый день мы по утрам делаем зарядку,
Очень нравится нам всё делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Воспитатель: молодцы ребята. Мойдодыр всё видел и ему понравилось.
Расскажите, а что же случилось с мальчиком?
Воспитатель: каким он был?
Дети: ленивым.
Воспитатель: кто заставил мальчика умыться?
Дети: умывальник Мойдодыр.
Воспитатель: дети, так что нужно делать, чтобы быть чистыми и опрятными?
Дети: умываться, чистить зубы, не разбрасывать вещи, кушать аккуратно.
Воспитатель: молодцы дети, так давайте всегда умываться, мыть руки и купаться!
Приложение 2
Картотека игр – экспериментов с пеной
- Игра – эксперимент «Сделаем пену»
Цель: уточнить знания о свойствах воды( вода пенится ).
Описание: в таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод: мыло в воде – появляется пена.
Оборудование: таз с теплой водой, жидкое мыло, венчик.
- Игра - эксперимент «Пенка на ладошках»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная).
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
Оборудование: жидкое мыло.
- Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»
Цель: развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).
Инструкция: под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –
На ладошке подержать
Оборудование: мыльные пузыри.
- Игра – эксперимент «Найди игрушки»
Цель: развитие навыков поисковой деятельности в процессе игры.
Инструкция: в таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод: пена прячет игрушки (она на прозрачная)
Оборудование: таз с теплой водой, жидкое мыло, маленькие игрушки (тонущие в воде).
- Игра – эксперимент «Помощники Мойдодыра»
Цель: обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.
Ход игры: дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».
Оборудование: таз с теплой водой и жидким мылом, таз с чистой водой, посуда детская.
Приложение 3
Работа с родителями.
- Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях».
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
С самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.
В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки : следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.
При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
В группе раннего возраста нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.
С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.
Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе : дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».
Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
- Ширма для родителей на тему: «Воспитание культурно – гигиенических навыков»
Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития. Культурно – гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Т.е. включает важную задачу – воспитание культуры поведения .Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Физиологической основой культурно – гигиенических навыков и привычек является образование условно – рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно формирование гигиенических навыков начинается у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка (т.е. наличие необходимых предметов быта для осуществления режимных моментов), четкий режим дня, руководство взрослых.
К культурно - гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты Тела (умывание, причесывание и т. п.); культурной еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.); поддержание порядка в окружающей обстановке, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.) и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослым.
Воспитание гигиенических навыков начинается очень рано. Уже в 3—4 месяца при соответствующей работе могут появиться первые навыки опрятности. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным).Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому его формирования может длиться не один, а несколько лет жизни ребенка.
Приложение 4
Сценарий веселого развлечения с Матрешкой
«Праздник мыльных пузырей»
Цель: создать положительный настрой, доставить радость и удовольствие, вызвать эмоциональный отклик во время игры
Оборудование: мыльные пузыри, обручи, корзинка.
Ход развлечения.
Под веселую музыку дети заходят на площадку и рассаживаются на заранее приготовленные места. Появляется Матрешка.
Матрешка: Здравствуйте, детишки
Девчонки и мальчишки!
Начинаем для друзей
Праздник мыльных пузырей!
Меня Матрешка зовут,
Веселиться будем тут?
Дети: да!
Матрешка: ребята, мыльный пузырь круглый, он похож на воздушный шарик! Давайте ручками покажем (вместе с детьми показываем).
И на мячик надувной похож!
Дети: да!
Матрешка: молодцы! А теперь давайте поиграем.
Игра «Надувайся пузырь»
Взявшись за руки, дети подходят к центру круга: это маленький пузырь.
Дети медленно отходят назад, произнося слова:
Раздувайся, пузырь, (встают на вытянутые руки, не размыкая их).
Надувайся, большой, Да не лопайся, большой пузырь!
Он летел, летел, летел (движутся по кругу)
И за веточку задел (расходятся в разные стороны).
Хлоп! Лопнул!
Игра «Поймай»
Матрешка: а сейчас поиграем в игру «Поймай!»
Да смотри, не опоздай!
Кто быстрее лопнет шарик,
Тот веселенький смешарик
Матрешка выдувает мыльные пузыри, а дети стараются их поймать.
Матрешка: А сейчас мы отдохнем: иль станцуем, иль споем!
Танец «Пяточка, носочек» (танцуют все дети).
Матрешка: ой, ребята, посмотрите
Чьи здесь домики стоят!
Нужно мне пересчитать их
Раз, два, три, четыре, пять!
Пузыри - смешной народ
В мыльных домиках живет.
Выходите поиграть,
Чтоб быстрее дом занять!
По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и «летают».
По сигналу «Шарики быстрей домой» дети возвращаются в обручи.
Игра проводится несколько раз.
Матрешка: а сейчас
Полетели шарики
Шарики – смешарики
Выдуваем много, много
В небо, ввысь!
До свидания, шарики,
Мыльные смешарики!
(Звучит музыка, дети выдувают мыльные пузыри, праздник заканчивается).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мыло пенится,смотрите".
Экспериментирование в группе раннего развития....
Проект «Мыло пенится, смотрите»
Педагогический проект в группе раннего возраста....
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста- "Мыло пенится смотрите!"
Знакомство детей с нетрадиционным материалом -пеной...
Проект "Мыло пенится, смотрите!"
Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»...
Проект в группах раннего возраста «Мыло пенится, смотрите!»
Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты....
проект "мыло пенится смотрите"
Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деяте...
Проектная работа "Пенные фантазии"
Д. Богдан...