Проектная работа на тему "Мыло пенится, смотрите!"
проект

Дремина Дарья Николаевна

Проектная работа в первой группе раннего возраста. Цель: ознакомление детей с нетрадиционным материалом - пеной через игры-эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx55.81 КБ
PDF icon proekt_mylo_penitsya_smotrite_wecompress.com_.pdf2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

              муниципального района  Туймазинский район Республики Башкортостан

Конкурс исследовательских работ и образовательных проектов

 «От знаний -  к опыту, от опыта -  к мастерству»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА 

«Мыло пенится, смотрите!»


Автор работы: Дремина Дарья Николаевна 

воспитатель  МАДОУ детский сад  №  25

Стаж работы:    1 год 7 месяцев                                                                          

2022 г.

Педагогический проект: «Мыло пенится, смотрите!»

Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А., Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, согласно ФГОС ДО.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель, дети первой группы раннего возраста, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный

По форме деятельности: групповой, коллективный.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

По организованным формам проведения работы над проектом: в организованной образовательной деятельности  и в совместной деятельности взрослых и детей в режимных моментах.

Актуальность: тема проекта возникла  не случайно, так как я заметила, что дети, увидев пену на руках, во время мытья рук, очень этому удивляются и не торопятся смывать руки. 

Я решила поддержать познавательный интерес детей, которые удивлены появлением пены во время умывания мылом. Познакомить детей со свойствами мыла и пены. 

Чтобы сформировать элементарные представления детей о пене, откуда она появляется я разработала проект «Мыло пенится, смотрите». Этапы проекта позволят сформировать у детей представления о мыле и пене.

Гипотеза: если мыло намочить и потереть в руках, то получится пена, которая состоит из множества пузырьков с воздухом.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта.

Цель: ознакомление детей с нетрадиционным материалом - пеной через игры-эксперименты.

Задачи: 

Образовательные:

  • способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая»; познакомить детей со свойствами мыла: «жидкое», «твердое»;

- поддерживать стремление детей к самостоятельности;

Развивающие:  

  • способствовать развитию тактильных ощущений, эмоционального восприятия, наблюдательности, навыков экспериментальной деятельности;
  • поддерживать и развивать в ребенке интерес к познаниям, открытиям, исследованиям;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию доброжелательных взаимоотношений между сверстниками в процессе коллективной работы.

Продукт проекта: 

  1. Фото отчёт проведения проекта;
  2. Картотека игр-экспериментов с детьми раннего возраста;
  3. Веселое развлечение «Праздник мыльных пузырей»;
  4. Коллективная работа с детьми. Работа с родителями;
  5. Консультация  «Развитие культурно-гигиенических навыков»;
  6. Ширма для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков».
  7. Помощь родителей при подборе материалов и оборудования для реализации некоторых мероприятий;
  8. Поддержка культурно-гигиенических навыков, полученных в ДОУ, в домашней обстановке.

Результаты реализации  проекта: в ходе проектной деятельности  у детей будут сформированы элементарные представления о мыле и пене, их значении. Дети узнают о свойствах пены и мыла (твердое, жидкое, пенится) в процессе практических опытов с ним. У детей будут формироваться познавательные способности в процессе исследовательской деятельности, практических опытов с мылом и пеной.

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный.

1. Обсуждение темы, определение целей, задач проекта;

2. Подбор методической и художественной литературы, дидактических игр;

3. Обогащение предметно - развивающей среды;

4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

5. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

Изготовление картотеки  «Игры – эксперименты с пеной».

Оформление ширмы для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков».

Консультация для родителей: «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях»

2 этап – Основной этап реализации проекта.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в совместной деятельности взрослых и детей, в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы и в самостоятельной деятельности детей, рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Исходя,  из своего профессионального опыта и возможностей детей я создала план реализации проекта.        

План реализации проекта

Образовательная область

Задачи

Методические приемы

Ответственные.

Подготовительный  этап.

1

Разработка проекта. Составление календарно- тематического планирования на неделю. Определение проблемы, цели и  задач проекта

Создание условий для реализации проекта

Воспитатель

2

Подбор художественной и методической литературы

Анализ литературы для организации осуществления исследования

Воспитатель, родители

3

Изготовление картотеки игр – экспериментов

Развитие познавательной сферы детей через игры - эксперименты Поднятие эмоционального настроя, закрепление полученных знаний о мыле и пене

Воспитатель

4

Оформление ширмы для родителей «Воспитание культурно – гигиенических навыков»

Формирование у родителей представления о воспитании культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста

Воспитатель

5

Консультация для родителей
«Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях»

Помощь родителям в развитии культурно- гигиенических навыков в домашних условиях

Воспитатель

Основной этап.

1

Познавательное развитие

Тема: Беседа – «Как появляется пена».

Познакомить детей со способами образования мыльной пены

Показ воспитателем способов появления пены (картинки)

Ответы на вопросы

Д/и «Покажи»

Физкультминутка

«Надувайся пузырь»

Итог

Воспитатель.

2

Речевое развитие  Пальчиковая игра «Умывалочка»

формирование культурно-гигиенических навыков у детей через пальчиковые игры

Показ игры воспитателем.

Воспитатель.

3

Познавательное развитие  (ознакомление с       окружающим миром)

Игра – эксперимент «Сделаем пену»

Уточнить знания о свойствах воды (вода пенится)

Воспитатель.

4

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

Игра – занятие с дидактическим материалом «Разложи пену по стаканчикам»

Образовательные:      способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая»

Развивающие: 

способствовать развитию тактильных ощущений детей

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к экспериментальной деятельности

Орг. момент.

Показ эксперимента воспитателем.

Беседа в ходе эксперимента.

Итог.

Воспитатель.

5

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

Игра – эксперимент «Пенка на ладошках»

Образовательные: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек»

Развивающие: способствовать развитию  интереса к экспериментальной деятельности

Воспитательные: способствовать воспитанию культурно – гигиенических навыков.

Орг. момент

Показ эксперимента воспитателем.

Беседа в ходе эксперимента.

Итог.

Дети, воспитатель.

6

Речевое развитие

ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи «Учим куклу мыть руки»

Образовательные:

формировать  знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания

Развивающие:

способствовать развитию логического мышления

Воспитательные: способствовать воспитанию у детей  самостоятельности, формированию привычки к опрятности, последовательности действий

Орг. момент.

Проблема: кукла пришла в гости с грязными руками

Помощь кукле.

Итог.

Дети, воспитатель.

7

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

Игра – эксперимент «Поймай пузыри»

Образовательные: формировать  представления детей  о свойствах пены (лёгкая, воздушная)

Развивающие: способствовать развитию тактильных ощущений

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками

Дети, воспитатель.

8

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
«Мы мамины помощники»

Образовательные: 

способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье

Развивающие

способствовать развитию слухового и зрительного внимания


Воспитательные:

способствовать воспитанию доброжелательности

Орг. момент

Беседа «Как мы маме помогаем»

Мытье посуды

Итог

Дети, воспитатель

9

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

Игра – эксперимент «Найди игрушки»

Образовательные: формировать  представления детей  о свойствах пены

Развивающие: способствовать развитию тактильных ощущений, поисковой деятельности в процессе игры

Воспитательные: способствовать воспитанию коммуникативных взаимоотношений со сверстниками

Орг. момент

Показ эксперимента воспитателем.

Беседа в ходе эксперимента.

Итог.

Дети, воспитатель

10

Речевое развитие

Чтение художественной литературы.

Отрывок К. Чуковского «Мойдодыр»

Способствовать формированию у детей желание слушать произведения и понимать их смысл

Слушание отрывка сказки

Рассматривание иллюстраций

Беседа по содержанию

Дети,                     воспитатель

11

Познавательное развитие  (ознакомление с окружающим миром).

Игра – эксперимент «Помощники Мойдодыра»

Образовательные: 

способствовать обогащению игрового опыта;

выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды

Развивающие

Способствовать развитию тактильных ощущений


Воспитательные:

способствовать воспитанию доброжелательности

Орг. момент

Показ эксперимента воспитателем.

Беседа в ходе эксперимента.

Итог.

Дети, воспитатель

Итоговый этап

1

Презентация проекта «Мыло пенится, смотрите!»

Прививать детям стремление узнавать новое, осуществлять поиск новой информации самостоятельно и с помощью взрослых

Дети, родители, воспитатель

2

Физическое развитие

Веселое развлечение с Матрешкой «Праздник мыльных пузырей»

Организация активного отдыха детей, создание благоприятного эмоционального настроя

Орг. момент

Игра «Надувайся пузырь

Игра с мыльными пузырями «Поймай шарики»

Итог

Воспитатель, дети

3 этап. Заключительный

Презентация проекта.

Проведение веселого развлечения с Матрешкой  «Праздник мыльных пузырей».

Выводы: таким образом, в ходе внедрения информационно – исследовательского проекта  у детей сформировались представления о свойствах  пены и мыла. У детей появился интерес к экспериментированию и исследованиям. Дети научились мыслить, делать выводы.

В рамках реализации проекта удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения со взрослыми и сверстниками, радость от чтения художественных произведений и пальчиковых игр.

Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей. Дети стали любознательными. Работа по этой теме будет продолжаться.

Результаты  реализации проекта для педагога: повысилась педагогическая  компетентность, профессиональный рост: применяются разные формы и методы работы с детьми; повысилось качество работы с детьми и родителями, пополнился наглядно - дидактический материал.

Результаты  реализации проекта для родителей: родители стали активными участниками образовательного процесса (помощь при подборе материалов, консультация, ширма).

Ресурсное обеспечение.

Центр речевого развития.

Картотека игр - экспериментов, пальчиковые игры, стихотворения. Художественная литература, альбомы с иллюстрациями.

Формы взаимодействия с семьёй.

Оформление ширмы «Воспитание культурно – гигиенических навыков».

Консультации для родителей  «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях».

Изготовление «Картотеки игр – экспериментов с пеной».

Список используемой литературы

  1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально – коммуникативное развитие дошкольников, - Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2020.
  2. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы» / Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. – Москва: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019.
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада / практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, - Воронеж, 2008.
  4. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама – рядом / игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка, -Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2017.
  5. Павлова Л.Н., Сотникова В. Ранее детство в системе вариативного дошкольного образования, - Москва: ОБРУЧ, 2013.
  6. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду, - Москва: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2005.
  7. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста, - Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013.

Приложение 1

Методическое обеспечение

Конспекты организованно – образовательной деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром).

ООД Игра-занятие с дидактическим материалом

Тема: «Разложи пенку по стаканчикам»

Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста и  самостоятельной экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:      

- способствовать формированию представлений о свойствах пены: «воздушная», «легкая»;

Развивающие: 

- способствовать развитию тактильных ощущений детей;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к экспериментальной деятельности.

Активизация словаря: легкая, воздушная, пенится, пышная.

Средства реализации: ложки, стаканчики, тазик с теплой водой, жидкое мыло, кукла Таня.

Ход занятия.

В гости к детям  пришла грустная кукла Таня. Каждый раз, когда она моет руки, у нее на руках образуется пена, пышная и душистая. У вас тоже так бывает? Ей очень интересно как эта пена образуется и как можно с ней поиграть.

Воспитатель: поможем кукле  Тане узнать как образуется пена и как с ней можно поиграть?

Дети: да, поможем.

На столе у воспитателя стоит тазик с теплой водой. Воспитатель добавляет жидкое мыло в воду. Дети вместе с воспитателем взбивают венчиком мыльную воду и образует пышную пену.

Воспитатель: дети, посмотрите, что у нас получилось?

Дети: пенка

Дети с воспитателем рассматривают какая получилась пена.

Воспитатель: дети скажите а пена какая?

Дети: белая, пушистая, мягкая, нежная, легкая, пышная, воздушная.

Воспитатель: А на что пена похожа?

Дети: на снег, на облака (если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает).

Воспитатель: дети я знаю одну интересную игру в которую можно поиграть с пенкой.

Воспитатель предлагает детям разложить пену по стаканчикам.  Показывает, что пену можно разложить в стаканчики с помощью совочка или ложки. Дети с удовольствием приступают к экспериментированию.

Воспитатель: дети, что мы сделали с пеной?

Дети: мы раскладывали пенку по стаканчикам с помощью ложки

Воспитатель: мы показали куле Тане в какую интересную игру можно поиграть с пеной, значит мы смогли помочь кукле?

Дети: да, смогли.

Воспитатель: кукла говорит нам большое спасибо, ей у нас очень понравилось, но ей пора домой, давайте попрощаемся с куклой Таней

Дети: до свидания кукла Таня.

Итог занятия.

Воспитатель: дети кто к нам сегодня в гости приходил?

Дети: кукла Таня.

Воспитатель: кукла приходила к нам в гости очень грустная, почему?

Дети: куле было очень интересно как образуется пена и как можно с ней поиграть.

Воспитатель: мы с вами смогли помочь куле Тане?

Дети: да, смогли, помогли.

Воспитатель: а как?

Дети: мы научили куклу делать пену и играть с ней.

Воспитатель: все детки молодцы, спасибо за занятие.

Образовательная область «Речевое развитие»

ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Тема: «Учим куклу мыть руки»

Цель: развитие культурно – гигиенических навыков детей раннего возраста, посредством игровой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать  знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию у детей  самостоятельности, формированию привычки к опрятности, последовательности действий.

Активизация словаря: легкая, воздушная, пенится, пышная.

Средства реализации: тазик с теплой водой, мыло, кукла Катя, полотенце.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на сидящую в углу куклу с грязным лицом и ручками.
Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя. Давайте поздороваемся с Катей.
Дети: здравствуй кукла   Катя.
Воспитатель: Ой, ребятки, а что - же не так с нашей Катей? Посмотрите внимательно? 

(Дети обращают внимание на то, что кукла грязная)

Дети: у куклы грязные руки.
Воспитатель:  дети,  кукла Катя  не умеет умываться и пришла к вам за помощью, чтобы вы научили ее мыть руки, вытираться полотенцем. Поможем кукле Кате?

Дети: да поможем.
Воспитатель: Какие вы молодцы, что хотите помочь кукле Кате. Давайте вспомним с вами последовательность мытья рук, посмотрите на картинку. (Рассматривание иллюстрации).

Воспитатель: Катя, сейчас наши детки покажут тебе как правильно умываться.
Воспитатель: ребята, перед тем как открыть кран, скажите и покажите, что мы делаем в самом начале?
Дети: засучиваем рукава.
Воспитатель: правильно. Давайте засучим рукава, можно помочь друг другу. А кто помнит, зачем мы это делаем?
Дети: чтобы не замочить одежду!
Воспитатель:  а сейчас я предлагаю вам показать нашей кукле, как нужно мыть руки.
Воспитатель: Катя, посмотри, как наши детки вначале смачивают водой ручки, затем берут мыло и намыливают до густой пены, чтобы получились белые перчатки, моют руки круговыми движениями. Нужно всегда ручки мыть с мылом. Покажите, Кате, какие у вас мыльные, белые перчатки.
Воспитатель: смотри, Катя, как мы смываем мыло водичкой не оставляя на ручках ни капельки мыла. А теперь дети вытрут насухо ручки полотенцем.
Воспитатель: вот видишь, Катя, как наши ребятки умеют умываться и вытираться самостоятельно. Давай мы и тебя умоем. Чтобы твои ручки стали чистыми.  (Дети под руководством воспитателя моют кукле руки)

Воспитатель: вот теперь у нашей куклы чистые ручки.

Итог занятия.
Воспитатель: ребятки, как мы помогали сегодня кукле Кате? 

Дети: мы научили куклу мыть руки.

Воспитатель: молодцы дети, теперь кукла знает как нужно мыть руки и за это она говорит нам большое спасибо!

Воспитатель: а теперь берите куклу Катю с собой играть и научите ее как правильно себя вести в группе. Дети берут куклу и идут играть.

Образовательная область «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром).

ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Тема: «Мы мамины помощники» 

Задачи:

Образовательные:

- способствовать созданию теплых взаимоотношений в семье

Развивающие:

- способствовать развитию слухового и зрительного внимания, развитию логического мышления

Воспитательные: 

- способствовать воспитанию у детей  самостоятельности, доброжелательности.

Активизация словаря: посуда, помощь, моем, сушим.

Средства реализации: тазик с мыльной и чистой водой, жидкое мыло, кукла, полотенце, игрушечная посуда.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что к ним в гости пришла кукла.

Воспитатель: дети посмотрите, кукла Таня сегодня пришла к нам в гости, давайте с ней поздороваемся.

Дети: здравствуй Таня

Воспитатель: детки, посмотрите кукла Таня пришла грустная  и она плачет. Давайте узнаем что же случилось?

Воспитатель: Таня, что случилось? Почему ты плачешь?

Воспитатель: детки кукла говорит, что она хотела устроить маме сюрприз и помыть посуду, но она не умеет. И она пришла к нам за помощью.

Воспитатель: поможем кукле? Научим мыть посуду?

Дети: да, поможем.

(Воспитатель готовит тазы с водой, сначала сам показывает как нужно мыть посуду, а потом дети самостоятельно моют, полоскают и сушат посуду. Кукла сидит на стульчике и учится как нужно мыть посуду)

Воспитатель: вот Таня смотри  учись как правильно нужно мыть посуду

Кукла Таня: спасибо большое Вам, теперь смогу помыть всю посуду и устрою маме сюрприз. Мне пора бежать домой. Досвидания!

Воспитатель: давайте попрощаемся с куклой Таней.

Дети: до свидания кукла Таня.

Итог занятия.

Воспитатель: дети кто сегодня приходил к нам в гости?

Дети: кукла Таня.

Воспитатель: как мы помогли кукле Тане?

Дети: мы научили куклу мыть посуду

Воспитатель: молодцы детки, спасибо вам за занятие.

Образовательная область «Речевое развитие» (чтение художественной литературы).

ООД Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

Тема:  чтение отрывка К. Чуковсого «Мойдодыр» 

Задачи:

Образовательные:

-  познакомить с содержанием отрывка  сказки  в стихах К.И.Чуковского «Мойдодыр»;

- продолжать закрепление знаний детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни;

Развивающие:

- способствовать развитию  внимания, памяти, логического мышления;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к детской художественной литературе, аккуратность, чистоплотность, желание быть всегда опрятным, красивым.

Активизация словаря:

Средства реализации: красочные  иллюстрации к произведению

Воспитатель: дети, посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это? Вы с ним знакомы?

(Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением Мойдодыра.)

Воспитатель: а как вы думаете, зачем он к нам пришёл?

Дети: что-то нам рассказать

Воспитатель: да,  Мойдодыр пришёл к нам рассказать, как  ребята должны самостоятельно ухаживать за собой.

Воспитатель: дети давайте послушаем сказку Мойдодыра, чтобы знать нам, как ухаживать за собой. (Воспитатель сопровождает чтение показом иллюстраций).

Воспитатель: интересная сказка? О ком рассказывается в сказке?

Дети: о мальчике, который не любил умываться и был ленивым.

Воспитатель: да, ребята, мальчик был ленивым, а мы с вами....

Физкультминутка

Каждый день мы по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам всё делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Воспитатель: молодцы ребята. Мойдодыр всё видел и ему понравилось.

Расскажите, а что же случилось с мальчиком?

Воспитатель: каким он был?

Дети: ленивым.

Воспитатель: кто заставил мальчика умыться?

Дети: умывальник Мойдодыр.

Воспитатель: дети, так что нужно делать, чтобы быть чистыми и опрятными?

Дети: умываться, чистить зубы, не разбрасывать вещи, кушать аккуратно.

Воспитатель: молодцы дети, так давайте всегда умываться, мыть руки и купаться!


Приложение 2

Картотека игр – экспериментов с пеной

  1. Игра – эксперимент  «Сделаем пену»

Цель:  уточнить знания о свойствах воды( вода пенится ).

Описание: в таз с тёплой водой (на дно добавляем жидкое мыло).
Предложить детям воду потрогать, затем венчиком взбить воду, постепенно начинает появляться пена, все больше и больше.
Предложить детям потрогать пену, поиграть ею, можно подуть.
Вывод: мыло в воде – появляется пена.

Оборудование: таз с теплой водой, жидкое мыло, венчик.

  1. Игра - эксперимент «Пенка на ладошках»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пены «перчаточек».
Активизация словаря: (мыльница, мыло, мыльная).
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

Оборудование:  жидкое мыло.

  1. Игра - эксперимент «Поймай пузыри!»

Цель: развивать тактильные ощущения. Закреплять представления о свойствах пены (лёгкая, воздушная).

Инструкция: под стихотворение дети совместно с воспитателем выдувают пузыри.
Открываем колпачки,
Выдуваем пузыри,
Вот такие – посмотри!
Все они воздушные!
И очень непослушные!
Как бы нам их поймать –

На ладошке подержать

Оборудование: мыльные пузыри.

  1. Игра – эксперимент «Найди игрушки»

Цель: развитие навыков поисковой деятельности в процессе игры.
Инструкция: в таз с мыльной водой опустить игрушки — дети их ищут отодвигая пену.
Вывод: пена прячет игрушки (она на прозрачная)

Оборудование: таз с теплой водой, жидкое мыло, маленькие игрушки (тонущие в воде).

  1. Игра – эксперимент  «Помощники Мойдодыра»

Цель: обогащение игрового опыта, выполнение и закрепление практических действий о свойствах мыльной воды.

Ход игры: дети совместно с воспитателем «моют» кукольную посуду, ополаскивают её от пены, высушивают на полотенце.
Вывод: мыльная вода отмывает «грязь».

Оборудование: таз с теплой водой и жидким мылом, таз с чистой водой, посуда детская.


Приложение 3

Работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Развитие культурно-гигиенических навыков в домашних условиях».

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки : следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.

При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

В группе раннего возраста нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причесываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.

С первого дня пребывания детей в группе необходимо начинать работу по воспитанию навыков одевания (раздевания) : учить снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Также необходимо не только учить детей самостоятельно одеваться, но и быть аккуратными.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому их можно учить вечером во время игр: «Матрешке надень фартук», «Застегни пуговицы», «Достань из корзинки». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Это качество необходимо развивать, время от времени играя с малышами с некрупными предметами, вроде счетных палочек или рисуя в альбоме.

Из практики воспитателя видно, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию необходимо начинать в группе : дети засучивают рукава, как показывает воспитатель, и объяснять, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит».

Обучая детей умыванию, нужно проводить дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши».

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения можно использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ кукольного театра, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

  1. Ширма для родителей на тему: «Воспитание культурно – гигиенических навыков»

Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек является одной из основных, значимых задач воспитательного процесса наряду с организацией режима дня, питания и закаливания. Все эти навыки в совокупности необходимы для укрепления здоровья ребенка и его разностороннего развития. Культурно – гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Т.е. включает важную задачу – воспитание культуры поведения .Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Физиологической основой культурно – гигиенических навыков и привычек является образование условно – рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Отсутствие должного контроля приводит к появлению у детей неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, вилку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду. Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно формирование гигиенических навыков начинается у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка (т.е. наличие необходимых предметов быта для осуществления режимных моментов), четкий режим дня, руководство взрослых.

К культурно - гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты Тела (умывание, причесывание и т. п.); культурной еды (аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой и т. д.); поддержание порядка в окружающей обстановке, пользования одеждой и ухода за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т. д.) и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослым.

Воспитание гигиенических навыков начинается очень рано. Уже в 3—4 месяца при соответствующей работе могут появиться первые навыки опрятности. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Самые маленькие овладевают простейшими навыками (мыть руки, застегивать пуговицы), постарше — более сложными (пользоваться вилкой, быть опрятным).Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому его формирования может длиться не один, а несколько лет жизни ребенка.


Приложение 4

Сценарий веселого развлечения с Матрешкой

«Праздник мыльных пузырей»

        Цель: создать положительный настрой, доставить радость и удовольствие, вызвать эмоциональный отклик во время игры

Оборудование: мыльные пузыри, обручи, корзинка.

Ход развлечения.

Под веселую музыку дети заходят на площадку и рассаживаются на заранее приготовленные места. Появляется Матрешка.

Матрешка:  Здравствуйте, детишки

Девчонки и мальчишки!

Начинаем для друзей

Праздник мыльных пузырей!

Меня Матрешка зовут,

Веселиться будем тут?

Дети: да!

Матрешка: ребята, мыльный пузырь круглый, он похож на воздушный шарик! Давайте ручками покажем (вместе с детьми показываем).

И на мячик надувной похож!

Дети: да!

Матрешка:  молодцы! А теперь давайте поиграем.

Игра «Надувайся пузырь»

Взявшись за руки, дети подходят к центру круга: это маленький пузырь.

Дети медленно отходят назад, произнося слова:

Раздувайся, пузырь, (встают на вытянутые руки, не размыкая их).

Надувайся, большой, Да не лопайся, большой пузырь!

Он летел, летел, летел (движутся по кругу)

И за веточку задел (расходятся в разные стороны).

Хлоп! Лопнул!

Игра «Поймай»

Матрешка: а сейчас поиграем в игру «Поймай!»

Да смотри, не опоздай!

Кто быстрее лопнет шарик,

Тот веселенький смешарик

Матрешка  выдувает мыльные пузыри, а дети стараются их поймать.

Матрешка: А сейчас мы отдохнем: иль станцуем, иль споем!

Танец «Пяточка, носочек» (танцуют все дети).

Матрешка:  ой, ребята, посмотрите

Чьи здесь домики стоят!

Нужно мне пересчитать их

Раз, два, три, четыре, пять!

Пузыри - смешной народ

В мыльных домиках живет.

Выходите поиграть,

Чтоб быстрее дом занять!

По сигналу «Полетели» дети выбегают из обручей и «летают».

По сигналу «Шарики быстрей домой» дети возвращаются в обручи.

Игра проводится несколько раз.

Матрешка:  а сейчас

Полетели шарики

Шарики – смешарики

Выдуваем много, много

В небо, ввысь!

До свидания, шарики,

Мыльные смешарики!

(Звучит музыка, дети выдувают мыльные пузыри, праздник заканчивается).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мыло пенится,смотрите".

Экспериментирование в группе раннего развития....

Проект «Мыло пенится, смотрите»

Педагогический проект в группе раннего возраста....

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста- "Мыло пенится смотрите!"

Знакомство детей с нетрадиционным материалом -пеной...

Проект "Мыло пенится, смотрите!"

Проект в группе раннего возраста детского сада «Мыло пенится, смотрите!»...

Проект в группах раннего возраста «Мыло пенится, смотрите!»

Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты....

проект "мыло пенится смотрите"

Цель: Знакомство с нетрадиционным материалом с пеной через игры-эксперименты.Задачи: Развивать тактильные ощущения, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деяте...