Проект для детей старшей- подготовительной группы «Национальная татарская одежда»
проект (старшая группа)
Проект для детей старшей- подготовительной группы «Национальная татарская одежда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatar_halkynyn_milli_kiemnre-_nats.tatarskaya_odezhda.docx | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшей- подготовительной группы
«Национальная татарская одежда»
Актуальность: Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Поэтому был составлен проект «Татарский национальный костюм», основной целью которого было знакомство с татарским национальным костюмом. Формированием нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства.
Цель: способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к национальной культуре и традициям татарского народа;
Обучающая: познакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами; формировать художественно-творческие способности,
Развивающая: развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.
Тип проекта: познавательно – игровой, творческий
Состав участников: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Социальные партнёры: Кзыл- Ярская средняя общеобразовательная школа, сельский дом культуры
Возраст детей: 5-7 лет
Формы реализации проекта:
-ОД;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы, общение;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
-экскурсии, прогулки;
-использование мультимедийных презентаций;
-просмотр мультфильмов;
-работа с родителями.
Предполагаемый результат: Дети больше узнают о татарском национальном костюме, его изготовлении.Учатся использовать полученные знания, умения и навыки в разных видах деятельности.
Необходимое оборудование:
*литературный ряд: Н. Сергеева «Татарская вышивка», Нурзия «Тылсымлы энә», Р.Вәлиева.”Энҗе-мәрҗән калфагым”, Йолдыз. “Тылсымлы түбәтәй”, Ә. Кари “Минем әни-тегүче”, И.Солтан “Күлмәк белән сөйләшү”, Р.Вәлиева “Кәләпүшем, кәләпүш”, Л.Әмирханова ”Чигүле читекләрем”, Р.Мәннан “Тун кигән Акбай”, тат.хал.әкияте “Киемнәр кая киткән?”, Я.Иганәй. “Курчагыма кофта бәйлим”
*музыкальный ряд: “Кәләпүшем- кәләпүш”, “Шәл бәйләдем”, “Бииләр итек- читекләр”, “Курчакка күлмәк тектем”
*мультфильмы:”Ике кыз”, “ Ситцевая улица»
*демонстрационный ряд: фотоальбомы “Татар халык бизәкләре”, «Национальный костюм татар» , картинки на тему «Элементы татарского национального орнамента”, картина “Сөембикә-ханбикә үз гаиләсе белән” (Корноухов), дидактические игры «Составь орнамент», «Оденем куклу в татарский национальный костюм», ”Назови орнамент”, “Назови татарскую национальную одежду”, трафареты и шаблоны элементов татарского орнамента.
Этапы работы над проектом
1 этап (целеполагание, постановка проблемы)
Проблема: Сейчас дети в большинстве своем находятся на очень низкой ступени нравственного развития. Они не знают своих предков, свои корни, потому что им не рассказали родители, которые, возможно и сами этого не знают. Вот поэтому мы решили знакомить детей с прекрасными изделиями народного творчества, а точнее с национальным костюмом, рассказать им, чем они привлекательны, чем различаются от других костюмов, какую ценность они представляют. Мы стремимся к тому, чтобы воспитанники хоть немного знали историю татарского народа.
2 этап (разработка проекта)
Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями:
-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности
-подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;
-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
3 этап (выполнение проекта)
Мероприятия с детьми:
Чтение художественной литературы: Р.Вәлиева.”Энҗе-мәрҗән калфагым”, Йолдыз. “Тылсымлы түбәтәй”, Ә. Кари “Минем әни-тегүче”, И.Солтан “Күлмәк белән сөйләшү”, Р.Вәлиева “Кәләпүшем, кәләпүш”, Л.Әмирханова ”Чигүле читекләрем”, Р.Мәннан “Тун кигән Акбай”, тат.хал.әкияте “Киемнәр кая киткән?”, Я.Иганәй. “Курчагыма кофта бәйлим”
Рассматривание: картина “Сөембикә-ханбикә үз гаиләсе белән” (Корноухов), фотоальбомов “Татар халык бизәкләре”, «Национальный костюм татар».
Просмотр мультфильмов: «Ситцевая улица», “Ике кыз”
Просмотр мультимедийной презентации: «Элементы татарской национальной одежды»
Беседа: «Милли киемнәр”, «Разновидности орнамента», «Мужской национальный костюм»,«Женский национальный костюм».
Ситуативный разговор: “Җыйнаклык, пөхтәлек”, «Киемнәр нинди материалдан тегелә?», “Кешеләр кием булмаса нишләрләр иде?”
Организованная образовательная деятельность : «Әбиемнең серле сандыгы»; чагыштырма хикәя төзү “Кием кешене бизи”; “Купшы күлмәк»(рисование); «Бизәкле кәләпүш, калфак»(аппликация)
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Прогулки по улицам села
• Наблюдения за современной одеждой татар
• Экскурсии в мини-музеи в Кзыл-Ярской средней общеобразовательной школе и в сельском доме культуры
Игровая деятельность:
• Сюжетно-ролевые: ”Тегүче”, “Кием кибетендә”, “«Кибеткә бүләккә барабыз»
• Дидактические: «Орнамент төзе», «Оденем куклу в татарский национальный костюм», «Найди головной убор»
• Речевые: «Я знаю пять названий…»(национальной одежды, элементов татарского орнамента), ”Назови орнамент”, “Назови татарскую национальную одежду”
• Подвижные: ”Энә һәм җеп”, “Йөзек салыш”, “Яшерәм яулык”, “Кулъяулыгым»
• Настольно-печатные: “Калфакны буя”, «Рәсемне төзе» (милли киемдәге кызлар), “Укрась национальную одежду, обувь”, “Обведи и раскрась узор по шаблону”
Мероприятия с педагогами:
-Подбор демонстрационного и раздаточного материала в соответствии с темой проекта;
-Создание и использование мультимедийной презентации «Элементы татарской национальной одежды»
-Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов для развлечения “Аулак өй”.
Мероприятия с родителями:
-Печатная консультация по теме: «История создания татарского национального костюма»
Индивидуальные беседы, задания: предложить научиться татарской вышивке вместе с ребенком; изготовление дидактической игры «Укрась национальный костюм», «Найди и назови», «Найди такую же», «Найди пару»; попросить принести для уголка ряжения элементы татарской одежды; украсить читек нетрадиционным способом вместе с детьми «Бизәкле читегем”; изготовление костюмов куклам.
4 этап (подведение итогов)
-Оформление фото- выставки «Национальная одежда татарского народа».
-Выставка творческих работ детей «Бизәкле кәләпүш, калфак», “Бизәкле читегем”.
-Оформление папки-передвижки «Национальная одежда народов Поволжья»,
выпуск газеты «Красота народного костюма».
-Проведение развлечения «Аулак өй».
-Презентация проекта «Национальная татарская одежда»
Ожидаемый результат:
-Расширились знания об истории татарского национального костюма.
- Сформировались чувства любови и уважения детей к татарскому народу.
- Проект способствовал развитию творческих способностей детей и родителей в разных видах деятельности.
- У участников проекта появился интерес к дальнейшему знакомству с историей татарского народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абдулатипов Р.Г. Мой татарский народ.- М.: Классикс Стиль, 2005.- 208с.
2. Завьялова М.К. Татарский костюм. – Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.
3. История и культура родного края // Сост. Мифтахов Б.М., Исламов Ф.Ф. – Казань: Магариф, 1994.- 191с.
4. Гыйздәтуллина А.М. “Биләүдәге рәссам”-Яр Чаллы: «Яр Чаллы типографиясе», 2007-102 бит.
5. Закирова К.В. “Ин матур сүз”: Ата-аналар һәм балалар бакчасы тәрбиячеләре өчен хрестоматия -Казан: Мәгариф, 2000-335 б.
6. Ягъфаров Р. “Татар балалар фольклоры” -Казан: «Раннур» нәшрияте, 1999-352 б.
7. Зарипова Ф.Я. “Могҗизалы мәктәп сәхнәсе”: Балалар бакчалары тәрбиячеләре ,сыйныф җитәкчеләренә ярдәмлек -Казан: Мәгариф, 2003-255 б.
8. Закирова К.В. “Әхлак нигезе –матур гадәт” (Гаиләдә һәм балалар бакчаларында әдәп-әхлак тәрбияләү):Методик кулланма -Казан: Мәгариф, 2004-383 б.
9. Закирова К.В. “Уйный-уйный үсәбез”- Балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма -Казан: Татар.кит.нәш., 2010 -175 б.
10.Интернет ресурс: open.az; show.7ya.ru; festival.1september.ru; luiza-m.narod.ru; www.tatarlar.spb.ru; showtherlad.php; http://forum.the-west.ru/showtherlad.php.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".
Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»
Выставочный проект «Русь ремесленная» Тематический проект для детей подготовительной группы «Нежно-голубое чудо-сказочная Гжель»...
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы группы. "Зимнее вдохновение"
Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательного - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применять знания детей о сезонных ...
Конспект беседы для детей подготовительной группы «Национальные парки Южного Урала»
Конспект беседы для детей подготовительной группы«Национальные парки Южного Урала» Цель: формировать знания детей о национальных парках родного края.Задачи:Систематизировать знания де...
ПРОЕКТ «Lego - БУМ» познавательно-творческий проект с детьми подготовительной группы
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складыв...
Открытое занятие в подготовительной группе "Национальный парк Куршская коса. Песчаная катастрофа."
Открытое интегрированное занятие по экологии с элементами опытов в подготовительной группе. Занятие проводилось в рамках регионального компонента....
Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе " Национальный парк Куршская коса".
Цель: расширять и уточнять знания и представления детей о природных условиях региона , о заповедных местах Калининградской области. Задачи: Формировать потребность познавать при...