Проект "Этикет за столом" в 1 младшей группе детского сада
проект (младшая группа)

Грахова Ирина Юрьевна

 В последнее время необычайно вырос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение согласовывать своё поведение с этическими нормами создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношение с людьми, мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей представление об этике поведения, воспитывать потребность соблюдать культурные нормы общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_etiket.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №390 «Берег детства»

Проект первой младшей группы детского сада

«Этикет за столом»

                                                                                  Воспитатель: Грахова И.Ю.

                                                                                                   

Вид проекта: игровой, познавательно - творческий.

Сроки реализации проекта: март - май 2022г.

Участники проекта: дети 2 - 3 лет, родители, воспитатели группы.

Актуальность.

        В соответствие с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию воспитания детей. Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

        Воспитание этических норм поведения у ребёнка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о этике одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

         В последнее время необычайно вырос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение согласовывать своё поведение с этическими нормами создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношение с людьми, мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей представление об этике поведения, воспитывать потребность соблюдать культурные нормы общества.

        Эта проблема особенна актуальна в наши дни, когда, с одной стороны, наблюдается всеобщее снижение уровня культуры общения, поведение вследствие многих причин, а с другой – общество идёт вперед, предъявляя новые требования к личности – наличие образования и культуры.

        Знакомство с правилами поведения в детском саду позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку.

Цель проекта: создание условий для повышения уровня коммуникативной компетентности детей; формирование навыков культурного поведения за столом у детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности; вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи проекта:

  1. Определить направления для разработки и реализации проекта;
  2. Создать благоприятные условия для познавательного и творческого самовыражения воспитанников;
  3. Увлечь детей и родителей поисковой деятельностью, развивать навыки коммуникативного общения и партнёрских отношений;
  4. Обучать элементарным правилам столового этикета;
  5. Формировать потребность в соблюдении правил поведения за столом;
  6. Провести качественный анализ проделанной работы.

Этапы.

Подготовительный:

1.Сбор литературы по данной теме.

2.Диагностика детей по данной теме.

3. Анкетирование родителей.

4.Составление плана работы.

5.Разработка содержания проекта.

Основной:

1.Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.    

2.Большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

Заключительный:

1.Подведение итогов работы над проектом.

2.Презентация проекта.

Основные формы реализации проекта:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Консультации для родителей.
  3. Индивидуальные беседы с родителями.
  4. Дидактические игры и беседы.
  5. Аудио и видеоматериал.
  6. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, физкультминутка.
  7. Чтение художественной литературы.
  8. Сюжетно – ролевые игры.
  9. Малоподвижные игры.
  10. Трудовая деятельность.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.

       У детей 2-3 лет будут сформированы:

  1. Простейшие навыки поведения за столом: правильно пользоваться ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
  2. Потребность в соблюдении правил личной гигиены.
  3. Самостоятельность в использовании полученных навыков в повседневной жизни, детском саду и дома.
  4. Знания продуктов питания и правил здорового питания, общие правила оформления стола.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  1. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  2. Получение консультаций по вопросам формирования навыков культурного поведения за столом.
  3. Укрепление связей между детским садом и семьёй.

Возможности проекта для воспитателей:

  1. Повышение знаний по формированию культурных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Формирование здорового образа жизни.
  3. Улучшение отношений между детьми.
  4. Укрепление связи с родителями.

Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:

  1. Приобрести и изготовить методическое пособие.
  2. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  3. Сделать подборку дидактических игр.

План работы.

НОД   Формирование элементарных математических представлений.  

           Приложение №1.

Занятие по ФЭМП в младшей группе.

Теме: «Посуда». 

Цель: Упражнять детей классифицировать предметы по трем признакам.

Задачи: Упражнять в умении соотносить предметы по следующим признакам: величина, цвет, размер. Развивать внимание, логику. Упражнять в выкладывании фигур по предложенной схеме (продолжи ряд).

Занятия по ФЭМП в младшей группе.

Тема: «Чайный сервиз».

Цель: Расширять кругозор, формировать представление о посуде. Учить детей различать цвета и геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в ситуациях речевого общения.

НОД   Формирование целостной картины мира.

                    Приложение №2.

Занятие по ФЦКМ в младшей группе.

Тема: «К нам пришла в гости кукла Маша»

Цели: познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями, воспитывать культуру поведения.

Задачи: Развивать коммуникативные способности, систематизировать понятия детей о правилах этикета столового этикета. Продолжать учить детей употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность («пожалуйста», «разрешите, пожалуйста»). Продолжать учить здороваться и прощаться, употреблять слова «здравствуйте», «до свидания». Воспитывать у детей умение правильно и аккуратно вести себя за столом.

Занятие по ФЦКМ в младшей группе.

Тема: «Этикет за столом».

Цель: Развивать у детей интерес к познавательной деятельности, потребности в новых знаниях.  Познакомить с правилами этикета в столовой.

Задачи: обучающие:

·     Познакомить детей с назначением чайной посуды и чайных приборов.

·     Расширить знания детей о сервировке стола и столовых приборах;

·     Закреплять знания о правилах культурного поведения за столом.

развивающие

·     Развивать внимание, мышление и тактильную память.

·     Отработать навыки использования салфетки после еды.

·     Упражнять в умении украшать стол (вазочки с цветами, салфетки).

воспитательные

·     Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

·     Воспитывать аккуратность, любознательность и активность;

·     Формировать эстетическое отношение к сервировке стола.

НОД. Развитие речи.

Приложение №3.

Занятие по развитию речи в младшей группе.

Тема: «День рождения Мишутки»

Цель: Формировать знания сервировки стола.

Задачи: -Учить детей поэтапной сервировке стола;

-Развивать навыки аккуратности;

-Воспитывать бережное отношение к предметам.

Занятие по развитию речи в младшей группе.

Тема: «Правила поведения за столом». 

Цель: Формирование знаний поведения за столом.

Задачи: Обучающие: учить детей как нужно правильно вести себя за столом во время приема пищи.

Развивающие: закреплять знания о том, что нельзя говорить во время приема пищи.

Воспитывающие: Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды, выходя из-за стола, задвигать свой стул.

 НОД    Художественное творчество.

                               Приложение №4.

Занятие аппликацией в младшей группе.

Тема: «Декоративные тарелки».

Цель: развитие интереса к изобразительной деятельности и ее результату.

Задачи: Формировать умение украшать круглую основу кругами и квадратами разного цвета и величины. Формировать умение у детей наклеивать изображения. Создать благоприятные условия для познавательного и творческого самовыражения воспитанников. Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей. Развивать эстетическое восприятие. Формировать образные представления. Создать условия для стимулирования накопления положительного эмоционального опыта.

Занятие лепкой в младшей группе.

Тема: «Посуда для чаепития».

Цель: учить детей лепить посуду из пластилина, используя приемы раскатывания и вдавливания.

Задачи: Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность. Воспитывать эмоционально - эстетические чувства (видеть красоту окружающих предметов), нравственные качества (сопереживать и помогать ближнему).  Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Занятие по рисованию в младшей группе.

Тема: «Украсим скатерть для стола Мишутки».

Цель: Продолжить знакомить детей с не традиционными техниками рисования. Закрепить знания жёлтого, красного, зелёного цветов. Развивать умение работать с красками.

ЗадачиУпражнять детей в рисовании ватными палочками. Учить детей видеть контур силуэтного рисунка, рисовать в пределах этих границ. Развивать абстрактное мышление, воображение. Закреплять умение употреблять в речи слова: синий, красный, желтый, круглый, скатерть. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений. Побуждать детей сделать приятный подарок в праздник. Создать у детей яркий, эмоциональный отклик на необычный способ создания изображений. Воспитывать интерес к художественному творчеству. 

 Приложение №5.

Беседы:

- «Посуда и столовые приборы»;

- «Как есть суп»;

- «Я в гостях у друга»;

- «Что такое этикет?»;

- «Что такое культура поведения?»;

- «Как вести себя за столом»;

- «Мы учимся дежурить»;

- «Украшение праздничного стола»;

- «Что чем едят?»;

- «Столовые приборы»;

Составление правил этикета за столом «Учимся быть вежливыми».

Ситуативные беседы:

«Жуй с закрытым ртом, не говори с набитым ртом»;

«Подноси еду ко рту, а не рот к еде»;

«Говори «спасибо», «пожалуйста» и «извините»;

«Зачем на столе стоит ваза для одноразовых салфеток»,

«Для чего нужно мыть посуду»,

«Красиво сервированный стол-залог хорошего аппетита»

Ситуация: «Если ты разбил посуду».

«Если ты разлил суп»

«Если ты испачкался»

Свободное общение:

Дети рассказывают, как нужно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами.

«Когда я ем, я глух и нем».

Чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного.

Цель: учить слушать, анализировать, пересказывать отдельные эпизоды художественного произведения; развивать умение эмоционально воспринимать художественное произведение, выражать свое отношение к содержанию текста.

-К. Чуковский «Федорино горе»;

-Л. Лихачёв «Уроки этикета»;

-А. А. Милн «Вини-пух в гостях у Кролика»;

- Н. Носов. «Мишкина каша» аудиозапись;

- Народные сказки «Жихарка», «Три медведя» аудиозапись;

- С.Маршак «В гостях у королевы»;

- А.Степанов «Что такое этикет?»;

- Г.П. Ш а л а е в а «С нетерпением в гости ждал», «Гости, фрукты и конфеты», «Еж и кролик серый хвостик»;

- стихотворения: «Кот болтал с набитым ртом», «Все поели, поднялись», «Умей есть, не спеша и аккуратно», «Поросенок за обедом», «Не балуйся за столом», «Помогай нянечке накрывать на стол», «Не привередничай и ешь все, что дают в детском саду», «За столом колючий еж», «Зайка завтракал однажды»;

- Н. Литвинова «Королевство столовых приборов»;

- Е. Б л а г и н и н а «Обедать!» аудиозапись;

- Н.Нищева «Машина каша»;

- А. Усачёв «Что такое этикет», «Незваная компания», «Если вы собрались в гости», «Приглашение улитке», «Незнакомые насекомые», «Кот и собака», «Вы сильно устали иль самую малость…», «Людоед и этикет», «Если хозяин гостей уважает», «Морская история»;

- А. Степанов «Что такое этикет»;

- С. Маршак «Урок вежливости» аудиозапись;

- Н. Нищева «Стихи про посуду»;

- Г. Горбовский «Деревянная ложка»;

- А. Кардашова «За ужином»;

- Т. Петухова «Мыть посуду – не пустяк»;

- Е. Серова «Немного об искусстве»;

- О. Дриз «Песенка точильщиков»;

- И. Шевчук «Сахарница»;

- Р. Сеф «Совет»;

- Г. Сапгир «Чаепитие»;

- М. Яснов «Чашка заболела»;

- Л. Яковлев «Я на коврике сидел и кастрюлями гремел»;

- О. Григорьев «Гостеприимство», «Варенье»;

Сказки: про  Катюшину Капризку (Ольга Быкова);

        Сказка  полезных овощах (Мария Шкурина);

        Сказка о грустной тарелочке (Мария Шкурина);

        Сказка про мальчика Сашу, который плохо кушал (Екатерина Кубасова);

        Сказка про то, как Кирюша свою маму спас (Катя Сим);

        Сказка о том, как Илюша животик кормил (Татьяна Холкина);

        Сказка о том, почему нужно кушать (Ирина Гурина);

        Сказка для детей, которые плохо кушают (Мария Митлина);

        Сказка про принца Гордея, который плохо кушал (Светлана Колесникова);

     Сказка,  про мальчика Петю, который превратился в поросенка (Мария Шкурина);

 Сказка о мальчике, который кричал и топал ногам (Анна Сальникова).

Чтение стихов и потешек в процессе режимных моментов и приема пищи.

Приложение №6.

 - «Водичка, водичка умой моё личико…»;

- «Знаем, знаем, да да да…»;

- «Ушки мыли, лапки мыли…»;

- «Не привередничай и ешь все, что дают в детском саду»;

- «Не балуйся за столом»;

- «Умей есть, не спеша и аккуратно»;

- «Учись пользоваться вилкой и ложкой».

Отгадывание загадок.                                                              Приложение №7.

Цель: Учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о правилах столового этикета. Воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать воспитателя. Закреплять в речи названия посуды.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, физкультминутки.

Приложение №8.

Цель пальчиковой гимнастики: Способствовать овладению навыками мелкой моторики; развитие правильной речи, выразительности мимики и жестов.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти и т.д.), необходимых для правильного произношения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам.

Цель физкультминутки: - повышение и сохранение умственной активности и работоспособности детей во время занятий; обеспечение непродолжительного динамичного отдыха в то время, когда организм ребенка испытывает значительную нагрузку.

Просмотр презентаций.

Цель: Приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом.

Задачи: Сформировать у детей элементарные представления о болезнетворных микробах, о вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов. Формировать понимания важности заботы о собственном здоровье; развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями. Знакомит детей с полезной и вредной пищей, о значении правильного питания для детского организма. Закрепить название и назначение предметов посуды. Воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол.

Презентации:

- «Микробы и вирусы – ужасные вредирусы»;

- «Здоровая и полезная пища»

- «Правила поведения за столом»;

- «Этикет».

Просмотр мультфильмов.

Цель: показ мультфильмов, которые несут в себе морально этический, познавательный смысл. 

Задачи: Развитие у детей способности к сопереживанию и сочувствию, эмпатии посредством бесед, игр. Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в различных ситуациях. Формирование коммуникативных навыков. Развитие культуры просмотра мультфильма.

Мультфильмы:

- «Федорино горе» К.Чуковский;

- «Мойдодыр» К.Чуковский;

- «Зайчонок и муха»;

- «Винни-Пух в гостях у Кролика» А.Милн;

- «Горшок каши» братья Гримм.

Дидактические игры.

Приложение №9.

Дидактическая игра «Хорошие манеры за столом»

Цель: Формирование и закрепление с детьми правил культурного поведения за столом, культуры приёма пищи.

Задачи:

- познакомить с главными правилами столового этикета;

- развивать этические знания дошкольников (вежливость – важное

-  составляющее качество воспитанного человека);

- развивать основы мыслительной деятельности: память, внимание,

  мышление;

- развивать речь, расширять словарный запас дошкольников;

- развивать познавательную активность;

- воспитывать уважение, внимание друг к другу, старшим;

- воспитывать потребность в доброжелательном общении;

- способствовать воспитанию желания быть культурным человеком;

- учить делать выводы в результате совместной работы с педагогом;

- учить применять установленные правила во время приёма пищи.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам. 

Задачи: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Дидактическая игра «Что чем едят?»
Цель: дать детям представление о том, каким способом употребляются различные блюда.
Задачи:
- Формировать представления о том, что, как и чем едят.
- Формировать знания правил этикета за столом.
- Воспитывать у детей умение соблюдать правила этикета за столом.
- Развивать связную речь детей.

Дидактическая игра «Накроем стол для кукол». 

Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки.

Задачи: Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Сюжетно-ролевые игры.

Приложение №10.

Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Машу».

Цель: Закреплять знания детей о сервировки стола, называть и использовать необходимые предметы.

Задачи: Способствовать проявлению интереса к труду взрослых, формировать представления о назначении предметов посуды; приучаться слушать рассказ, отвечать на вопросы, развивать речь, память, воспитывать трудолюбие.

Сюжетно-ролевая игра «Готовим обед».

Цель: Знакомить детей со способом приготовления блюда: суп.

Задачи: Учить проговаривать качества продукта и действия с ним (посолить, размешать, порезать, почистить и т. д., продолжать закреплять названия продуктов питания: соль, картофель, капуста, лук, мясо курицы, чай и пр. Развивать игровой опыт детей, стремление к игровому общению со сверстниками. Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними. Воспитывать навыки культурного поведения за столом.

Сюжетно-ролевая игра «Угощение».

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Задачи: Закрепить знание детей о чайной посуде; активизировать их речь; формировать навыки поведения за столом, общение с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

Сюжетно-ролевая игра «Поможем кукле Маше приготовить суп».
Цель: Продолжать учить действовать в заданной игровой ситуации. Подобрать атрибуты к игре. Прививать желание заботиться о близких.

Задачи: Знакомить детей с разными способами приготовления блюд. Учить проговаривать качества продукта и действия с ним (посолить, размешать и т. д., продолжать знакомить с продуктами питания. Развивать игровой опыт детей, стремление к игровому общению со сверстниками. Воспитывать у детей бережное отношение к куклам, желание ухаживать за ними. Воспитывать навыки культурного поведения за столом.

Малоподвижные игры.

Малоподвижная игра «Волшебная палочка» (вежливые слова).

Игра в кругу с мячом «Назови предметы посуды, не повторяясь».

Цель: Уточнить знание детьми названия предметов посуды.

Малоподвижная игра «Найди по описанию» (посуда, продукты).

Цель: Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Малоподвижная игра «Полезное – вредное».

Цель: Закреплять знания вредных и полезных продуктов. Развивать внимание, мышление.

Трудовая деятельность – уголок дежурства.

         Во второй половине учебного года организуется работа дежурных по столовой, дети постепенно под руководством взрослого начинают оказывать помощь в сервировке стола: раскладывания салфеток, салфетницы, хлебниц.

Цель: Вызвать желание помогать взрослому.

Работа с родителями.

Анкетирование родителей.

Цель: Выявить причины вызывающие проблемы у детей по столовому этикету. Провести обработку и анализ результатов анкетирования и наметить план работы по данной теме. Развивать сотрудничество с родителями.

Для создания приятной атмосферы, родители по совету воспитателей приобрели: ажурные салфетки на столы, резные хлебницы и салфетницы.

Консультации:

«Воспитание у детей культуры поведения за столом»;

«Правильное питание дошкольников»;

«Организация питания в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребёнка в семье»;

«Правильное питание дошкольника дома в выходные дни»;

«Влияние авитаминоза на растущий организм»;

«Рекомендации родителям по питанию».

 Индивидуальные беседы по необходимости.

Итоговое мероприятие.

Приурочено к годовщине существование группы «Звонкие птички».

Праздновали день рождения группы, занятие коллективной аппликацией и чаепитие.                                                                                 Приложение №4.        

Тема: «Накрываем стол к чаепитию».

Цель: закрепить работу по теме. Обобщить тематический материал в данной игре.

Задачи: Продолжать воспитывать умение работать в коллективе;

продолжать давать представление о правилах этикета; развивать творческое воображение, чувство композиции, мелкую моторику; вызвать интерес к созданию композиции общими усилиями; формировать умение свободно размещать детали, аккуратно наклеивать; закрепить понятие «посуда».

Подведение итогов работы над проектом.

В процессе работы большинство детей научились держать правильно ложку, есть самостоятельно, аккуратнее. Пользоваться салфеткой в конце приема пищи и при необходимости. Научились говорить «спасибо» воспитателям, помощнику воспитателя, поварам.

Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков. Родители приняли активное участие в предложенных мероприятиях, поделились личным опытом приобщения ребёнка к столовому этикету. Большинство родителей внимательно отнеслись к рекомендациям и предложениям воспитателей.

Педагоги проанализировали проделанную работу и наметили новые задачи по культурно – гигиеническому воспитанию.

Литература.

  1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, - Москва: Мозаика – Синтез, 2011.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 – 3 лет: социальное развитие, окружающий мир - Москва: ТЦ Сфера,2009.
  3. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Речевое развитие», «Познание», «Социализация», «Физическая культура» Художественно- эстетическое развитие в первой младшей группе детского сада. – Воронеж ООО «Учитель», 2013 -160с.
  4. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», М. 2008г.
  5. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе М.: «Просвещение», 1981.
  6. Алямовская В.Г., Белая, К.Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2007.- 64с.
  7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – с. 115-142.
  8. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости: 3-е изд. – М.: Педагогика, 1989. – 144с. 4. Виноградова, Н.Ф., Година Г.Н., Загик Л.В. Детский сад и семья – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986.- С. 163-192.
  9. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда: практическое пособие для воспитателей и методистов в ДОУ. / ИП Лакоценин С.С., Воронеж: 2009. - 112с.
  10. Курочкина, И.Н. Этикет для дошкольников: пособие для родителей / И.Н. Курочкина. – М.: Просвещение, 2007. – 72с.
  11. Николаева С.О. Занятие по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие / С.О. Николаева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 79с.
  12. Новицкий Е.В. Серия «Секреты этикета» За столом. Стихи для детей. Изд. «Ранок», 2016.
  13.  Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. 160с.
  14. Шалаева Г.П. «Правила поведения и этикет за столом». М: АСТ: СЛОВО, 2010.36с.
  15. Использование интернет ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада  «Жизнь ребёнка в детском саду»

На нашем первом родительском собрании планировалось осветить пять главных вопросов:•1. Знакомство родителей с жизнью детей в группе детского сада;•2. Адаптационный период в детском саду...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»...

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Сценарий спектакля для младшей группы детского сада по мотивам русской народной сказки "Репка"

Сценарий сказки составлен из нескольких сценариев, добавления и обработка  воспитателей: Марфуниной Т.В. и Степановой Ю.С.. Спектакль был подготовлен воспитателями и показан детьми младшей группы...

Сценарий Новогоднего утренника в 1-ой младшей группе детского сада Новогодний утренник "В гости елочка пришла" для детей 1-й младшей группы

Сценарий Новогоднего утренника в 1-ой младшей группе детского садаНовогодний утренник "В гости елочка пришла" для детей 1-й младшей группыНарядные дети входят в празднично украшенный зал. В ...

Первое родительское собрание во второй младшей группе детского сада «Жизнь ребёнка в детском саду»

Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители пример тому.Коль видят все и слышат дети, Мы за слова свои в ответе И за дела.Легко толкнуть Дитя на неразумный путь, А как потом его ...