Проект «Формирование здорового образа жизни детей »
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni_detey_.docx | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 34»Ивушка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Заведующая
Протокол № ____
от ____ _____ _____________/В.А. Слепченко/
Приказ № ______ от _____________
Проект
«Формирование здорового образа жизни детей »
2016-2017 г.
Обоснование необходимости создания проекта:
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.
Следует отметить, что успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.
Паспорт проекта.
Вид проекта: практико–ориентированный, открытый
Участники проекта: сотрудники ДОУ, воспитанники и их родители
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2016– май 2017
Этапы реализации проекта:
1 этап – Аналитический.
2 этап – Практический.
3 этап – Заключительный
Автор проекта: Париева Нелли Александровна - воспитатель первой категории.
Ляшкова Валентина Леонидовна – воспитатель.
Самохвалова Елена Алексеевна –муз.руководитель.
Цель проекта:
Создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Проект предполагает объединить уже накопленный опыт педагогического коллектива по охране и укрепления здоровья детей, с использованием современных технологий здоровьесбережения, через реализацию комплексного подхода.
Задачи проекта:
- Скоординировать работу всех участников образовательного процесса /педагогов, администрации детского сада, родителей/ по снижению заболеваемости воспитанников и формированию основ здорового образа жизни.
- Активизировать взаимодействие учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
- Создать условия обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей;
- Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, активности.
- Осуществлять просвещение родителей по вопросам воспитания и оздоровление детей.
ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
- - принцип разностороннего развития личности
- активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения
- - принцип гуманизации
- физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей
- - принцип индивидуальности
- обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки
- - принцип цикличности и систематичности
- постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности
- - принцип оздоровительный
- обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности
- - принцип взаимосвязи с семьей
- соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
- - принцип доступности медико-социальной помощи
- - принцип ответственности сотрудников ДОУ
- - принцип соблюдения прав человека и гражданина
- - принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей
- - принцип активности детей
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Основными результатами внедрения проекта станут:
- - соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме
- - активность детей, владение навыками здорового образа жизни, накапливаемость резерва здоровья
- - появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
- - показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей
- - формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков
- -повышение уровня физического и психического здоровья детей;
- -нормализация общей и мелкой моторики;
- -положительный результат темпов прироста физических качеств;
- - повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Этапы и механизмы реализации проекта
I этап – аналитический/сентябрь 2016г./
Цель: анализ условий, созданных в ДОУ, выявление проблем, прогнозирование результатов работы с целью определения основной концепции проекта и направлений работы.
- Информационно-аналитическая деятельность:
- анализ состоянию здоровья детей;
- анализ развития двигательных навыков детей;
- оценка организационных и материально – технических условий ДОУ;
- формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни (анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам здоровьесбережения).
- Организация работы Творческой группы по выявлению проблем и прогнозированию результатов работы.
II этап – практический сентябрь 2016г. – апрель 2017г.
Цель: Разработка системы работы по здоровьесбережению в МБДОУ- «Расти здоровым , малыш!».
- Планово-прогностическая деятельность:
- Комплекс мероприятий, обеспечивающие реализацию проекта:
- Разработка системы единого здоровьесберегающего пространства в детском саду и семье для эффективной организации оздоровительной работы с дошкольниками;
- Разработка системы по здоровьесбережению «Расти здоровым , малыш!»
- разработка методических рекомендаций по использования Системы
/ педагогический инструментарий/;
- систематизация взаимодействия с социальными партнерами с целью повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни;
- разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта.
III этап – заключительный май 2017 г.
Цель: Подвести итоги работы в проекте, проанализировать полученные результаты деятельности, определить перспективы на будущее.
- Использование активных форм методической работы: тренинги, педагогический самоанализ деятельности педагогов, решение проблемных ситуаций;
- Мониторинг комплексной оценки уровня знаний детей, анкетирование педагогов, опрос родителей
- Подведение итогов проекта.
Ресурсное обеспечение
- Методическая литература по данной тематике;
- методический и практический материал для работы с детьми
- Использование Интернет - ресурсов
Заведующий
Воспитатели
Наличие в ДОУ:
- музыкального зала
- спортивной площадки
-Пищеблок
Оборудование:
- Спортивное
- медицинское
-оборудование для пищеблока
-для проведения закаливающих и профилактических мероприятий
-для проведения оздоровительной работы
Имеющиеся ресурсы:
-компьютеры
-принтеры
-фотоаппарат
План реализации проекта
№ | Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Ответственный | |
«РАСТИ ЗДОРОВЫМ МАЛЫШ» | |||||
1. | Сентябрь | Игровая ситуация: «К нам приехал Айболит» «Купание куклы Маши» «Игры с машинами» «Игры с домашними животными» | Папка передвижка «Помощь при простуде» | Воспитатели | |
Подвижные игры: «Солнышко и дождик» «Утро в лесу» « Воробушки и автомобиль» «Бегите ко мне» | Воспитатели | ||||
Развлечения: « Путешествие в страну здоровья» «Как человек здоровье нашёл» «Я имею право» | Консультация « Режим — главное условие здоровья малыша» | Париева Н.А. Париева Н.А. Ляшкова В.Л. | |||
Чтение художественной литературы: « Водичка, водичка» потешка « Уронили Мишку на пол» А. Барто «Теремок» «Колобок» Пальчиковая гимнастика» « Моя семья» « Ладушки» «Наш малыш» «Шалун» | Советы: « О пользе и вреде соков» | Воспитатели | |||
Дыхательная гимнастика: « Шарик лопнул» « Нашли гуся» «Часики» «Трубач» | Консультация: « Развиваем пальчики» | Воспитатели | |||
Дидактические игры: « Полезные овощи» « Разноцветное настроение» «Овощной магазин» «Строим дом» | Воспитатели | ||||
2. | Октябрь | Игровая ситуация: « Научим Мишку умываться» « Покажем кукле Кате, как делаем зарядку» «Строим дом» «Идём в магазин» | Воспитатели | ||
Подвижные игры: « Кошечка крадется» «Догони мяч» «Найди свой домик» «Наседка и цыплята» | Консультация: « Влияние одежды на здоровье ребенка» | Воспитатели | |||
Развлечения: «Морское путешествие» «Осень в гости к нам пришла» «Поезд едет в детский сад» Проект «Познаю Родину свою» | Париева Н.А. Париева Н.А. Париева Н.А. Ляшкова В.Л. | ||||
Чтение художественной литературы: «Аккуратные зайчата»Г. Лагздынь. « Колыбельная Баю- баю-баю-бай» «На зарядку становись» «Хорошие поступки» Пальчиковая гимнастика» « Наш малыш» « Шалун» «Крючочки» «Ладонь-кулак» | Стенд: « Лечебные игры при простуде» | Воспитатели Париева Н.А. | |||
Дыхательная гимнастика: « Часы» « Гуси летят» «Петух» «Каша кипит» | Воспитатели | ||||
Дидактические игры: « Один — много» «Кто где живет» «Разные кружки для зайца и лисы» «Большие и маленькие мячики» | Воспитатели | ||||
3. | Ноябрь | Игровая ситуация: « Мы ждем гостей» « Моем чисто» «Идём к доктору» «»Кормление кукол» | Консультация: « Укрепляем иммунитет» | Воспитатели | |
Подвижные игры: « Поезд» « Преодолей препятствие» «Поезд» «Бегите к флажку» | Воспитатели | ||||
Развлечения: « Спорт и музыка едины» «Маша и медведь» - кукольный спектакль | Ляшкова В.Л. Париева Н.А. | ||||
Чтение художественной литературы: « Что ты девочка чумазая» « Обедать» Е. Благининой.. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов «Дюймовочка» | Ширма с наглядной информацией: « Если ребенок ест плохо» | Воспитатели Самохвалова Е.А. | |||
Пальчиковая гимнастика» « Качели» « Веер» «Крестики и нолики» «Черепашка» Дыхательная гимнастика: « Как шипит змея» «Петушок» «На турнике» «Шагом Марш!» | Воспитатели | ||||
Дидактические игры: « Волшебный мешочек» « Варим суп» «Разноцветные шарики» «Накорми колобка» | Консультация: « Важное условие здоровья» | Воспитатели | |||
4. | Декабрь | Игровая ситуация: « Разноцветное настроение» «Приключения в пути» «Кукла заболела» « Куклы идут в детский сад» | Воспитатели | ||
Подвижные игры: « Стой — иди» « Цветные автомобили» «Где спрятался мышонок» «Трамвай» | Правовая защита ребёнка (буклеты и анкеты для родителей) | Воспитатели Ляшкова В.Л. | |||
Развлечения: «Весёлая санница» «Мы здоровью скажем «Да » ПДД «Красный ,жёлтый , зелёный» | Париева Н.А. Ляшкова В.Л. Париева Н.А. | ||||
Чтение художественной литературы: «Светофор » С. Михалков «Машины» Я. Пишумов «Три поросёнка» «Считалочки для малышей» Н.Дядева | Дискуссия: « Наказания — » За» и » Против» | Воспитатели | |||
Пальчиковая гимнастика» «Белка» «Детки» «Братцы» «гусь» | Воспитатели | ||||
Дыхательная гимнастика: «Подуй на ленточку» «Ветерок» «Летят мячи» «Насос» | Папка — передвижка: « Оздоровительно — развивающие игры с детьми» | Воспитатели Ляшкова В.Л. | |||
Дидактические игры: «Какие бывают машины» «Кто где живет» «Крупинки-придумки!» «Разные кружки для зайца и лисы» | Оформление стенда: « Ребенок на дороге» | Воспитатели Ляшкова В.Л. | |||
5. | Январь | Игровая ситуация: « Как лечили жирафика» «Витаминчики на грядках и на деревьях» « Ремонт машины» «Грузовая машина везет грузы» | Воспитатели | ||
Подвижные игры: « Воробушки и автомобиль» « За колобком» « Мой весёлый, звонкий мяч» «По ровненькой дорожке» | Воспитатели | ||||
Развлечения: «Путешествие в зимний лес» « В гости к солнышку» «Праздник любимых игр» «Весёлые воробышки» | Консультация « Режим — главное условие здоровья малыша» | Париева Н.А. Париева Н.А. Ляшкова В.Л. Париева Н.А. | |||
Чтение художественной литературы: « Уронили Мишку на пол» А. Барто «Про непослушные ручки и ножки». Мойдодыр К. Чуковский. «Светлячок» Пальчиковая гимнастика» « На работу» « Ладушки» « Утята» « Встали пальчики» | Советы: « О пользе и вреде ШОКОЛАДА» | Воспитатели | |||
Дыхательная гимнастика: « Часики» « Петух» «Регулировщик» «Вырасти большой» | Консультация: « Развиваем пальчики» | Воспитатели | |||
Дидактические игры: « Оденем куклу на прогулку» «Что лежит в чемоданчике у Айболита» «Фруктовый магазин» «Строим гараж для машин» | Воспитатели | ||||
6. | Февраль | Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела» «Варвара — краса, длинная коса» «Продуктовая машина везет продукты» «Автобус везет пассажиров» | Воспитатели | ||
Подвижные игры: « У медведя во бору» « Пузырь» «Найди свой домик» «Поезд» | Папка передвижка: «Профилактика гриппа и ОРВ» | Воспитатели Париева Н.А.. | |||
Развлечения: «Нашей армией горжусь» «Вместе дружно и не скучно» | Париева Н.А. Самохвалова Е.А. | ||||
Чтение художественной литературы: «Три гнома» «Лесной концерт» «Заюшкина избушка» «Курочка ряба» Пальчиковая гимнастика» « Здравствуй» «Жук» «Гусь» «Весёлый оркестр» | Консультация: « Влияние одежды на здоровье ребенка» | Воспитатели | |||
Дыхательная гимнастика: « Паравозик» « Шагом марш» «Лыжник» « Маятник» | Воспитатели | ||||
Дидактические игры: « Кто что ест» « Что растет на огороде» «Разные кружки для зайца и лисы» «Большие и маленькие мячики» | Воспитатели | ||||
7. | Март | Игровая ситуация: « Изучаем части тела» « Моем трубачиста» «Магазин одежды» «Мебельный магазин» | Консультация: « Укрепляем иммунитет» | Воспитатели | |
Подвижные игры: «Лошадки» « Заинька, улыбнись» «Воробышки и кот» «Птичка и птенчики» | Воспитатели | ||||
Развлечения: « Проводим зиму играми» «Масленица» «Весна пришла»-праздник весны | Париева Н.А. Самохвалова Е.А. Самохвалова Е.А. | ||||
Чтение художественной литературы: « Петушок и бобовое зернышко» «Три поросёнка» «Баба яга» «Зайкин день» М.Дружинина | Воспитатели | ||||
Пальчиковая гимнастика: « Оса», « Человечек» «Курочка пьёт воду» «Весёлые маляры» Дыхательная гимнастика: « Насос» « Вырасти большой» «Гуси летят» «Большой и маленький» | Воспитатели | ||||
Дидактические игры: « Где чьи цыплята» «Чье же это платье» «Разноцветные шарики» «Веселые карандаши» | Воспитатели | ||||
8. | Апрель | Игровая ситуация: «Автобус» «В гостях у Светофорчика» «Почтальон разносит письма и телеграммы» «Парикмахерская» | Консультация: « Важное условие здоровья» | Воспитатели | |
Подвижные игры: « Воробушки и автомобиль» «Мыши и кот» «Кролики» «Трамвай» | Папка- передвижка « Здоровый ребенок» | Воспитатели Самохвалова Е.А. | |||
Развлечения: «Птицы весело запели» «Теремок»-муз. спектакль «Путешествие в космос» «Секреты здоровья»-муз. театрализованное представление | Париева Н.А. Париева Н.А. Ляшкова В.Л. | ||||
Чтение художественной литературы: «У страха глаза велики» «Глупая мышка» «Красная шапочка» Ш.Перро «Кот в сапогах»Б.Гримм | Воспитатели | ||||
Пальчиковая гимнастика: «Улиточка», «Кольцо» «Качаем лодочку» «Птенчики в гнезде» | Воспитатели | ||||
Дыхательная гимнастика: «Лыжник» « Гуси летят» «Паравоз» «Летят гуси» | Воспитатели | ||||
Дидактические игры: «Кто что любит» «Это что и для чего» «Накорми колобка» «Крупинки-придумки!» | Воспитатели | ||||
9. | Май | Игровая ситуация: «Кукла Катя заболела» «Автобус» « Уход за животными» « Куклы одеваются на прогулку» | Воспитатели | ||
Подвижные игры: « Воробушки и автомобиль» «Солнышко и дождик» «Лягушки» «Найди свой цвет» | Родительское собрание «Вредные привычки родителей и их влияние на здоровье детей» | Воспитатели | |||
Развлечения: «Вечер любимых спортивных игр». «Очень любим мы играть , песни петь и танцевать» | Самохвалова Е.А. Париева Н.А. | ||||
Чтение художественной литературы: «На зарядку становись»-Нина Никитина «Колобок» «Стихи и загадки для малышей» «Храбрый ёж» Д.Хармс | Беседа : «Опасные предметы или не оставляйте ребёнка дома одного» | Воспитатели | |||
Пальчиковая гимнастика: « Шарик», «Солнце» «Бабочка» «Цветок» | Оформление стенда: « Ребенок на дороге» | Воспитатели Ляшкова В.Л. Самохвалова Е.А. | |||
Май | Дыхательная гимнастика: « Подуй на листик» « Как шипит змея» «Аист» «Дровосек» | Буклеты : ЗОЖ | Воспитатели Париева Н.А. | ||
Дидактические игры: «Кто что любит» «Это что и для чего» «Книжный магазин» «Мы ждём гостей» | Воспитатели |
Продукт проектной деятельности:
Продуктом педагогического проекта «Детский сад – территория здоровья» являются:
1. Перспективный план организации физкультурно - досуговых мероприятий и цикл тематических физкультурных занятий;
2. Анкета и буклеты для родителей «Правовая защита ребёнка», «ЗОЖ».
3.Цикл тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента: «Как человек здоровье нашёл», «Мы здоровью скажем ДА», «Секреты здоровья»;
4. Тематические беседы: «Я имею право» ,«Противопожарная безопасность»
5. Туристические походы: «Путешествие в зимний лес»;
6. Разработки сценариев спортивных праздников: «Как человек здоровье нашёл», «Спорт и музыка едина», досугов «Путешествие в страну здоровья» развлечение «Теремок»-муз. спектакль, «Мы здоровью скажем ДА», «Мой весёлый звонкий мяч», «Птицы весело запели» ;
7. Просветительская и консультативная деятельность с родителями и: цикл консультаций для родителей
8. Итоговая презентация.
ЛИТЕРАТУРА
-Физкультура для малышей /Е.А.Синкевич, Т.В.Большева,2003г/
-Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет /Л.И.Пензулаева 1986г/
-Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет /Л.И.Пензулаева 1983г/
-Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников /Л.П.Савина 2000 г/
-Физкультура средняя и старшая группы /М.А.Фисенко 2007 г/
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ/ Гаврючина Л.В.2007г./
(электронная версия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация проекта "Формирование основ здорового образа жизни, средствами туризма и спорта"
Презентация проекта «Формирование основ здорового образа жизни средствами туризма и спорта» Дошкольное детство – это яркая ступень в жизни каждого человека и от того, как прошло детств...
Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»
Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего органи...
Проект "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире выявлена тенденция к ухудшению здоровья детей. Чтобы человек был здоров и мог полноценно жить, ему необходимо научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Начинать учиться, уделят...
Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста»
В настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых пут...
Проект "Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ОВЗ через организацию волонтерского движения"
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом одной из приоритетных задач МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30 «Росинка» является охрана и...
Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» .
Содержание Введение………………………………………………………&h...