Тематические выстави как средство формирования патриотических чувств у дошкольников
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Статья представляет опыт работыДОУ по использованию помещений ДОУ для организации воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематические выстави как средство формирования патриотических чувств у дошкольников
Петрова Татьяна Александровна
старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад №411» г.о.Самара
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться. Из вышесказанного мы ещё твёрже убеждаемся в актуальности патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание является важным условием всестороннего развития личности. Именно в дошкольном возрасте происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма.
Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – служение Отечеству
Исходя из многолетнего опыта работы, можно сказать, что патриотические чувства не могут возникнуть у ребенка путем естественного созревания. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от условий, в которых живет ребенок, от средств, форм и методов воспитания.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески. Чтобы работа по патриотическому воспитанию дала положительные результаты, она должна отражаться во всех видах детской деятельности, а реализовать ее нам в своём ДОУ помогает развивающая предметно - пространственная среда. В группах это традиционные уголки нравственно - патриотического воспитания.
Помимо этого в течение нескольких лет мы используем в работе с воспитанниками материал постоянно действующих тематических выставок, в создании которых принимают участие педагоги, воспитанники и их родители.
Выставки располагаются в холлах ДОУ на 1 и 2 этаже в специально отведенных для этого местах. Они оборудованы стеллажами для демонстрации объемных работ и магнитными досками для рисунков, фотографий, коллажей и т.п.
Цель: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов.
Задачи:
Образовательные:
-углублять и расширять представления о Родине – России;
- закреплять знания о символах родного города, страны;
-расширять знания о государственных праздниках.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к событиям родного края, к родной природе, людям разных профессий;
- развивать интерес к истории и культуре своего народа.
Воспитательные:
-прививать детям чувство гордости за свою страну, свой народ;
-воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
Тематика выставок отражает времена года, праздники и события страны и города, соответствует тематическому планированию работы ДОУ.
Для этого в холлах ДОУ имеются большие магнитные доски. Они используются для размещения на них рисунков, аппликаций, коллажей и фотоколлажей, плакатов, буклетов. Обычно используется формат А3.
В центральном холле имеются настенные и передвижные стеллажи. Они служат для демонстрации всевозможных объёмных поделок и экспонатов.
Длительность работы каждой тематической выставки разнообразно по времени и определяется в соответствии с решаемыми в данный период задачами.
В процессе создания тематических выставок учитываются следующие принципы:
- интеграции – соответствие содержания образовательной программе ДОУ, реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Познавательное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
- природосообразности – тематика и наполняемость осуществляется с учётом психофизиологических особенностей детей группы и возраста;
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать представленную тематику, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- культуросообразности – материал тематических выставок должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям;
-динамичности и вариативности - экспозиции выставки должны меняться с учетом тематического планирования, праздничных и памятных дат, событий, происходящих в городе, стране.
Тематика объединена в следующие блоки:
1 блок. Самара - город родной.
2 блок. Родная природа.
3 блок. Россия – родина моя.
Тематика выставок прописывается в годовом плане. Для организации выставки создаётся Положение. Часто выставки перерастают в конкурсы.
Многие выставки и конкурсы являются ежегодными, меняется их формат, вид представления. Некоторые связаны с какими-то конкретными датами (например, год семьи, год театра, юбилейные даты писателей и д.п.)
Примерная тематика выставок в течение учебного года:
«Осенний калейдоскоп» (поделки из природного материала, овощей и фруктов, икебаны и др.);
День дошкольного работника (поздравительные плакаты, открытки и т.п.)
Знай и соблюдай ПДД (лепбуки, плакаты, фотоколлажи, детские рисунки и др.)
Здравствуй, Новый год! (объёмные поделки разного содержания, новогодние газеты, поздравительные открытки и т.п.)
«Наш любимый детский сад», «Родной поселок», «Самара - город родной», «Родная природа» (выставка макетов ДОУ, природных зон, детских рисунков, фотоколлажей и др.)
«Береги и охраняй природу» (выставка плакатов, газет, буклетов)
«День защитника Отечества» (выставка макетов военной техники, плакаты, газеты и т.п.)
«Женский день 8 марта» (выставка букетов их подручных материалов, икебан, угощений, поздравительных открыток и газет)
«День космонавтики» (выставка объемных ракет и луноходов, макетов планет, детских рисунков, газет)
«Этот день Победы» (выставки поздравительных открыток, плакатов, газет, боевых листков, фотоколлажей, фотогалерей)
«Народные промыслы» (поделки, рисунки)
Формы организации: коллективная (принимает участие вся группа), групповая (3-5 человек), индивидуальная.
Методы:
- словесные: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание.
- наглядные: рассматривание экспонатов, иллюстраций, фотографий;
- практические: дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок.
Приемы: исследовательские действия, игровые приемы.
Особенность тематических выставок – это активное участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию выставки. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими поделками, рисунками и т.п.
Экспонаты выставки располагаются в свободном доступе.
Содержание тематических выставок использовалось как при проведении
НОД, так и в совместной деятельности взрослого и детей.
Педагоги учреждения проводят здесь экскурсии, тематические занятия и др.
Вывод:
В результате проделанной работы:
- расширены и систематизированы знания детей о родной стране;
- закреплены навыки продуктивной деятельности в процессе продуктивной деятельности;
- повышена педагогическая компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания детей и вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Литература:
1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М.: Изд. СКРИПТОРИЙ, 2016.
3. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. –М.: ТЦ Сфера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Метод проектов как средство формирования патриотических чувств у старших дошкольников»
Использование метода проекта в своей работе....
Консультация для родителей: Средства, оказывающие влияние на формирование патриотических чувств у дошкольников
Аспекты патриотического воспитания....
Предметно-развивающая среда, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников «Маленькие патриоты - будущее всего Отечества»
Патриотическое воспитание дошкольников – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Базой формирования патриотизма являют...
Инновационный проект «Традиции детского сада как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»
Обусловлена необходимостью возрождения духовно – нравственных ценностей....
Ознакомление старших дошкольников с праздником Великой Победы как средство формирования патриотических чувств
В работе представлен опыт работы воспитателей в течение 2019-2020 учебного года с детьми седьмого года жизни по подготовке к празднованию Дня Победы....
«Групповые досуги, как средство формирования патриотических чувств у дошкольников»
статья патриотическое воспитание...