Проблема современного воспитания детей
статья

Оксана Анатольевна Соколова

Данная статья содержит проблемные суждения о современном воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 20.24 КБ

Предварительный просмотр:

     "...чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце"

Сухомлинский В.А

       

     Наш современный мир – время высоких и новейших технологий быстро меняется и это не может не повлиять на подрастающее поколение, его поведение, мировоззрение. Процесс воспитания долгий на протяжении всей жизни – сначала взрослые воспитывают детей, а затем дети, вырастая воспитывают сами себя – начинается процесс самовоспитания, а также воспитывает жизнь - различные ситуации и их последствия. О воспитании можно говорить очень много и долго. Но есть основные ключевые моменты воспитания,  которые я поясню ниже.

     Важное место в воспитании детей занимает формирование духовно-нравственных качеств – живое общение, взаимопонимание, любовь, дружба, отзывчивость, человеколюбие. Воспитание – это живой, непрерывный процесс, который оказывает большое влияние на ребенка через человеческие межличностные отношения, главной фигурой в котором является взрослый (родитель, воспитатель, учитель).  При общении с детьми взрослым важно понимать  возрастные и психологические особенности ребенка – что интересно ему на данном этапе жизни и доступно для понимания. И, конечно, не нужно забывать о личном мнении и желании ребенка, когда он проявляет себя в той или иной деятельности. Задачей педагога при общении с детьми является не только проявление его профессионализма, но и показать себя как интересную личность, быть для ребенка примером.

     Воспитывая детей, педагог и сам должен многому учиться, воспитывать себя, идти в ногу со временем, следить за быстро меняющейся информацией и технологиями. Современный педагог – это, прежде всего, образованный, грамотный и мобильный человек. Его основой профессиональной деятельности является  умение общаться с ребенком и  детским коллективом в целом. Общение должно выстраивать на доверии и глубине понимания чувств ребенка, окружающих. Таким образом, воспитываются гуманистические чувства у подрастающего поколения, что не мало важно в наше не спокойное время.  Для того чтобы доступно донести до  детей неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому педагог должен подчеркнуть неповторимость и ценность каждого человека, его важность в социуме.

     Создание благоприятной и эмоционально комфортной воспитательной среды в коллективе, где дети непосредственно общаются с педагогом, сверстниками является важной задачей педагогической деятельности. В этом дружеском общении педагог направляет, воспитывает жизненное самоопределение, формирует гуманистические ценности и делится своим культурным опытом с детьми. Детско-взрослая общность это проявление равенства в общении педагога с детьми. Т.е. общаясь с ребенком, воспитатель не назидает, показывая свое превосходство, а занимает обще позиционное   взаимодействие, в котором возникает общий интерес, совместная деятельность, понимание.  В основе общения педагога (родителя) с детьми важно равенство и взаимоуважение. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог проявить себя, свой интерес, высказать свою позицию, мнение.

     Большое влияние на воспитание ребенка, безусловно, оказывает его семья. Поэтому в своей педагогической деятельности я считаю очень важным взаимодействовать с родителями. Открытое общение педагога с родителем об интересах, успехах или неудачах  ребенка очень важно, т.к. в детском саду (школе) ребенок проводит большую часть своего времени, и педагог зачастую видит и замечает важные изменения в поведении и настроении ребенка.  Поэтому доверительное, открытое общение  «родитель-педагог-ребенок» является неотъемлемой частью воспитания детей.

     Воспитывая детей, педагог не должен опираться на какие-либо стереотипы. Надо всегда помнить о том, что все люди, и дети в том числе, очень разные. Не нужно навязывать свое мнение или видение в той или иной жизненной позиции. Педагог может высказать понимание ситуации, а ребенку дать возможность принять решение самому и сделать вывод о своем поступке. Для того, чтобы ребенку ярче проявлять себя и делать правильные выводы, находя решения в проблемных, конфликтных ситуациях необходимо поддерживать нерешительных  детей. А очень активных научить сдерживать себя и дать возможность высказаться другим, при этом подчеркивая уважение к своим сверстникам, друзьям.

    Микроклимат в группе (классе), коллективе,  который создает педагог, должен вызывать у детей чувство безопасности, эмоционального комфорта, взаимопонимания в межличностных отношениях. Иначе говоря, воспитатель должен уметь дружить с детьми, и научить дружить их со сверстниками,  прислушиваться их мнения, уважать их интересы, тем самым показывая пример своим поведением. В. А. Сухомлинский, исходя из своих наблюдений, считал, что основу дружбы составляет стремление к взаимодействию, которое обретается в единстве мыслей, интеллектуальных чувств детей «Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то своё». Играя в детском саду или учась в школе, дети выбирают себе сверстников, с которыми у них совпадают интересы, происходит понимание друг друга и возникает желание делиться друг с другом тем, что им интересно. Так возникает дружба между детьми.

     Вот уже 15 лет я работаю в сфере дошкольного образования воспитателем. И не случайно я выбрала фразу  Сухомлинского В.А. для заголовка данной работы. Свою профессию я очень люблю, прежде всего потому, что люблю детей, общение и игры с ними.  Мне нравится видеть как они взрослеют на глазах, многому учатся, радуюсь их успехам и достижениям. Дети много времени проводят в детском саду, поэтому воспитатель для них как вторая мама. Для меня важно научить детей общаться друг с другом, дружить, быть отзывчивыми и творчески активными личностями. Чтобы каждый проведённый день в садике для ребенка  был продуктивным, интересным, запоминающимся. Дети очень открыты, непосредственны и искренни в общении, поэтому мне легко с ними общаться и  воспитывать в них гуманные, добрые чувства к окружающему миру.

    Воспитание в сфере образования  оказывает  важнейшее влияние на  подрастающее поколение. Дети получают колоссальный опыт,  общаясь в социальном мире, попадая в «живые» ситуации, реальные взаимоотношения, переживая различные события. Поэтому роль взрослого  в воспитании очень важна. От того как он будет реагировать, помогать ребенку, говорить с ним – будет складываться детское мировоззрение. И чтобы не оттолкнуть от себя, а дать понять, что взрослый может быть поддержкой или помощником, педагог (родитель) должен уметь создавать пространство для открытого диалога, в котором проявляются позиции участников, а в последствие появляется общий смысл. Ребенок должен чувствовать, что его понимают, а значит он услышан. Это очень важный момент в воспитании и общении с детьми.

     Воспитание детей начинается с воспитания себя, т.к. дети нам могут транслировать – отображать – нас самих. Таким образом, можно сделать вывод, что мы воспитываем детей, а они воспитывают нас. Именно в этом и заключается процесс непосредственного живого общения педагога (родителя) и воспитанника.

     Подводя итог, могу сказать, что воспитывая детей, их нужно, прежде всего, любить и принимать такими, какие они есть. Взаимодействуя с детьми в формате открытого общения, ребенок всегда чувствует отношение к себе. И здесь важно сохранять взаимоуважение и понимание между педагогом и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Гуманистический потенциал музыкального искусства.Концепция музыкального воспитания детей дошкольного возраста.Построение содержания музыкального образования дошкольников.Организация музыкальной ...

ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы....

Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Презентация на тему "Проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе"

Проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализо...

Статья "Проблемы современного воспитания детей"

Проблемная статья о вопросах современной ситуации в обществе, связанной с проблемами детства.Статья рекомендована воспитателям ДОУ, родителям....