Поколение «А». Дети-Альфы в детском саду
статья (младшая группа)

Павлова Маргарита Витальевна

Поколение «А». Дети-Альфы в детском саду

 

 

Цель: Создание позитивной установки на общение с новым поколением. Повышение компетентности у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Формирование у педагогов внутренней готовности к трансформации педагогического процесса с учетом тенденций нового времени.    

Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;

2. Помочь педагогам в овладении понятием «Новое поколение» и его потребностями;

3. Повысить уровень профессионального мастерства и гармонизации отношений педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.

Эссе «Современный ребенок дошкольного возраста».

     Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь переживает трансформации, намного выше, чем раньше. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети кардинально отличаются от своих сверстников двадцать или тридцать лет назад. Сегодня они информированные, эрудированные, самостоятельные, инициативные и раскованные. Часто дети уже в раннем возрасте обладают своей точкой зрения и готовы ее отстаивать, как перед сверстниками, так и взрослыми. Современные дошкольники испытывают повышенную жажду к восприятию информации и находятся в постоянном поиске способов удовлетворения этой потребности. Но высокий уровень информативности имеет и свою негативную сторону. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Каждый ребенок уникален и талантлив, в каждом заложен колоссальный потенциал и свои индивидуальные способности. В современных условиях мы не можем полностью оградить детей от огромного информационного потока, но контролировать источники, объем и подачу информации зона нашей компетенции. На родителях и педагогах лежит огромная ответственность за гармоничное, всестороннее развитие нового поколения.

     Еще совсем недавно ребенок развивался в условиях малого социума (семьи, группы детского сада, друзей во дворе) с четкой привязкой к конкретному взрослому. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. В настоящий момент для ребенка значимый взрослый не является единственным, бескомпромиссным источником знаний. Интернет и телевидение прочно и навсегда вошли в нашу жизнь. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночествеС самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Они легко осваивают компьютеры, мобильные телефоны и управляются со сложными бытовыми приборами. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.

     Современные дети хорошо информированыоткрыты для любой информации, они любопытны и решительны. В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. Дети с легкостью рассуждают на «взрослые» темы, дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьез начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но в свою очередь, у большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей, как показывает практика, нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. 

         Педагоги и психологи предупреждают о том, что неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально-личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе. Родители все меньше общаются со своими детьми. «Подрастает первое поколение “экранных детей”»Психологи и педагоги бьют тревогу и делают неутешительные выводы о негативном влиянии просмотра телевизионных передач на психическое развитие детей. Первое и самое плачевное – задержка речевого развития. У большинства детей отмечается примитивность и бедность речи. Также специалисты фиксируют тенденцию в нарушении эмоционально-поведенческого развития. Специфической особенностью современных детей стали: инфантильность, эгоцентричность, социальная незрелость, возбудимость, гиперактивность и тревожность. Нормой стала детская агрессивность. Педагоги отмечают, что в организованных видах деятельности современные дошкольники зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Бесконтрольное увлечение детей планшетами и телевизором приводит к потери способности и желания чем-то занять себя кроме виртуальных игр и просмотра телепередач. Дети не готовы прилагать усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их все сложнее заинтересовать и увлечь. Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка.  Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

      Стоит особо отметить изменения, произошедшие в последнее десятилетие, в сфере детской коммуникации. Современные дошкольники перенесли в виртуальный мир не только свои увлечения и досуг, но и общение со сверстниками. Далеко не редкость, когда дети уже в три, четыре года имеют свои аккаунты на ютуб канале и неутомимо снимают ролики про себя, домашних питомцев и свои увлечения. Делятся ими в сети, собирают «лайки». К сожалению, это приводит к исчезновению детских «дворовых» сообществ. Современные дошкольники стали реже свободно играть и общаться со сверстниками. В связи с чем страдают навыки коммуникации. Психологи и педагоги фиксируют низкий уровень социальной компетенции. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Очевидно, это негативный результат влияния со стороны современного общества.

        В связи с чем можно сделать следующий вывод: принципиально изменилась жизнь, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Новым социальным страхом стала не успешность детей. Общество стремительно меняется, прогресс и внедрение современных технологий в нашу жизнь не остановить. Поэтому основной задачей родителей, педагогов и психологов является использование новых возможностей для развития потенциала детей. То какими будут наши дети зависит только от нас.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и детского сада в нравственном воспитании поколения. родительское собрание

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле  – долг и обязанность воспитателя. Очень важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенк...

Целевая Программа по организации наставничества «Поколение NEXT» в МАДОУ города Нижневартовска детского сада №15 «Солнышко»

Целевая программа по организации наставничества в МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко» «Поколение NEXT»(далее по тексту Программа) направлена на обеспечение профессионального роста молодых пе...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Практико-ориентированный семинар «Проектная деятельность в детском саду» обмен педагогическим опытом (дошкольные подразделения «Кояш», «Надежда», «Поколение» ) 9 февраля 2017 года Рефлексия

Практико-ориентированный семинар«Проектная деятельность в детском саду»обмен педагогическим опытом(дошкольные подразделения  «Кояш», «Надежда», «Поколени...

Сценарий выпускного бала в детском саду "Школа нового поколения"

Очень веселый и современный сценарий праздника выпускного в детском саду....

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Урок Мужества» Преемственность поколений, школы и детского сада

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответс...