Участие дошкольников в конкурсах как форма организации творческой деятельности
статья

Булгакова Ляля Зуфаровна

Нужно ли детям участвовать в различных детских конкурсах?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог  Булгакова Л.З.,

 МАДОУ Детский сад № 158, ГО  г. Уфа РБ

Участие дошкольников в конкурсах

как форма организации творческой деятельности

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом "успех" в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям? В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Согласно источникам,  слово «успех» впервые встречается в Библии и связано оно с личностью Иосифа. После многочисленных мытарств (предательства братьев, потери семьи, длительного пребывания на чужбине и др.) он смог стать абсолютно успешным человеком.

Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р. Декарт, Г. Гегель, Л. Витгенштейн и др.). Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения. Именно таким образом, в широком смысле слова, рассмотрим успех в рамках данной статьи.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, удачей — некой манной небесной, свалившейся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.

ЧТО ЗНАЧИТ «УСПЕХ» ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

Применительно к дошкольникам, с социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

• признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;

• признание личности ребенка в целом.

При организации и осуществлении образовательной  деятельности  педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.

Залог успешного обучения – это развитие и активное использование детьми своих творческих способностейТворческие дети не ограничиваются только лишь накоплением и усвоением знаний. Как правило, такие дети умеют на практике применять имеющиеся знания, и обладают важнейшим качеством не останавливаться на достигнутом. В наших  группах мы активно развиваем творческие способности детей через их участие в конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других массовых мероприятиях. Стараемся часто  всех детей с различными интеллектуальными и творческими способностями к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах.

Опыт нашей  работы показал, что применение данной формы работы с детьми оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов в образовательной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности.

Наши ребята с 4-х лет участвуют совместно с родителями в различных дистанционных конкурсах, регионального и даже российского  масштаба.

Что дает ребенку участие в конкурсе?

Как только малыш немного подрастет и овладеет первыми навыками творчества, любой заботливый родитель задает себе подобные вопросы. А вдруг у моего ребенка нет художественных (музыкальных, спортивных, математических) способностей? И ведь победителями становятся не все дети…

Нужно ли детям участвовать в различных конкурсах?

Такой интерес к вопросу детских конкурсов не мог оставить в стороне детских психологов. Проанализировав их работы, посвященные этому вопросу, можно однозначно ответить«Конечно, ДА!». Дети должны участвовать в конкурсах и, чем раньше, тем лучше.

Для чего же нужны различные соревнования между детьми?

Во-первых, они помогают раскрыть способности и таланты ребенка.

Часто именно после участия в конкурсе ребенка заинтересовывает процесс творчества. Он увлекается, начинает совершенствовать свои навыки. И вскоре появляются первые достижения и успехи.

Во-вторых, соревнуясь с другими участниками, ребенок учится ставить перед собой цели и стремится достичь их.

В-третьих, участвуя в конкурсах, ребенок учится работать.

Психологи выделяют один из видов мотивации – «проигрыш, как стимул приложения дополнительных усилий для достижения цели». Если Ваш ребенок не стал победителем, научите его адекватно реагировать на ситуацию. Это умение поможет ему в дальнейшей жизни. Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить ему, что иногда такое случается, расстраиваться из-за этого не стоит, просто надо еще немного потренироваться, и в следующий раз все обязательно получится!

В-четвертых, участие ребенка в конкурсах способствует сплочению семьи.

Родители в чем-то, помогают малышу, всей семьей стремятся к победе, участвуют в совместной деятельности.

В-пятых, детские конкурсы способствуют развитию, как чувства первенства, так и стремления к саморазвитию.

От всей души желаем  ребятам и их родителям совместного желания творить, неиссякаемого творчества и успехов во всех делах!

Мы хотим подарить детям положительные эмоции, радость участия в конкурсе, возможность найти новых друзей. Конкурсы способствует сплочению и объединению – ведь за каждого участника переживают и голосуют много людей: друзья, знакомые, близкие, родственники!

Участие в подобных мероприятиях окрыляет детей, дает им заряд энергии для достижения новых целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

Проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей...

Мастер-класс "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников...

Презентация к семинару "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средст...

Творческая мастерская как форма организации продуктивной деятельности дошкольников.

В статье представлен материал о "Творческой мастерской", как инновационной форме организации  деятельности,об особенностях организации работы "Творческой мастерской" в ДОО,...

Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности

Адвент–календарь в работе с дошкольниками, как инновационная форма организации образовательной деятельности...

Заседание региональной инновационной площадки «Новые механизмы вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием» «Академия дошкольника» по теме: «Формы организации работы с родителями»

Организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений. Семья и дошкольное образовательное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательны...

Заседание региональной инновационной площадки «Новые механизмы вовлеченности родителей в образование, общественного участия в управлении образованием» «Академия дошкольника» по теме: «Формы организации работы с родителями»

Родительский клуб - это встречи с родителями (законными представителями) воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Актуальность испо...