Статья "Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа)
Статья повествует об инновационных технологиях , способствующих речевому развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnye_tehnologii_v_rechevom_razvitii_detey.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших проблем в дошкольной педагогике - проблема развития речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление очень редкое. Для современных детей характерно позднее начало формирования речи. Для многих детей вероятен риск отставания в речевом развитии из – за ряда особенностей (здоровье родителей, наследственность, период раннего развития и т п). Зачастую речь детей лаконична, суха, лишена образности, яркости.
В условиях реализации ФГОС ДО новым направлением является необходимость решения задач развития речи в контексте детской деятельности.
Педагогам ДО необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
В условиях своего дошкольного учреждения мы изучили и применяем современные инновационные технологии в развитии речи наших воспитанников.
К таковым относятся следующие технологии:
Мнемотехника - это система приемов и методов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Цель: развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Особенностью технологии является применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работа начинается с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «осень», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: одуванчик– жёлтый, небо – синее, трава – зелёная. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам.
Сказкотерапия. При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, повышается мыслительная и эмоциональная активность, снимается физическая и психическая напряженность, совершенствуются у детей речевые навыки.
Синквейн технология.
Эта технология используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Эта технология создаёт условия для развития
личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
1 строчка - одно существительное;
2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное; 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Нетрадиционные игры и упражнения.
Они направлены на развитие и обогащение словарного запаса, грамматического строя речи, коррекцию звукопроизношения и т.д.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности проведения игр и игровых упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые художественным текстом, опорными таблицами, рисунками, схемами, игрушками:
Кубик – Блума. Способствует развитию критического мышления — т.е., мышления, не принимающего стандарты, развивающегося путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Игра начинается с обозначения темы.
Например, воспитатель предлагает детям с помощью «Кубика - Блума» выбрать насекомого:
-«Крутись, вертись, на бочок ложись».
- Вам нужно составить рассказ о насекомом по мнемотаблице.
Воспитатель бросает кубик, выпавшая грань определяет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по картинке на грани кубика.
Если ребёнок даёт неполный ответ, то остальные дети могут его дополнить и исправить.
Эйдо – коллаж.
«Эйдо» или «Эйдотехника» - способ развития механической памяти на слова за счёт обучения способам образного представления запоминаемых слов. С помощью игрового упражнения «Эйдо - коллаж» развиваем основные психические процессы – зрительную и слуховую память, внимание, воображение; ассоциативное и образное мышление; связную речь, мелкую моторику рук; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Коллаж — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю и т. п.
Применяем для заучивания стихотворения. После его первого прочтения мысленно нарисовать целостную картину. Затем, при повторном прочтении стихотворения предлагаем им изобразить эту картинку с помощью различных фигурок, картинок, трафаретов.
Такую технику можно использовать при чтении детских произведений, что поможет детям лучше «работать» с сюжетом произведения.
Метод крокирования – игровое упражнение «Рифмованные кроки» (от франц. - чертеж, схема, набросок)
Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Детям предлагаются схемы - кроки, по которым дети составляют небольшие рифмованные стихи или загадки. При создании рифмованных строк используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
При применении нетрадиционных игр и упражнений нужно придерживаться определённого алгоритма действий.
1 Этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 Этап: игра.
Цель: развивать логическое мышление, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их признакам, объяснять сходства и различия.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные отношения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
Данные игры универсальны, не требуют дополнительных затрат и времени для их использования, могут дифференцироваться и применятся в различных режимных моментах. Они могут усложнятся в зависимости от общих представлений детей об окружающем мире и их индивидуальных особенностей.
Таким образом, инновационные технологии будут способствовать общему психо-речевому развитию детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста«Пу...
Методическая разработка Непрерывной – образовательной деятельности по речевому развитию с использованием проблемно-поискрвых технологий для детей старшего дошкольного возраста «Летнее приключение»
Данная методическая разработка может быть использована в конце мая - начале июня старшей дошкольной группы в образовательной области по речевому развитию. Образовательная ситуация составлена по мотива...
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учебно - воспитательный материал......
ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку»
ОД по речевому развитию с использованием современных образовательных технологий для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказку». Цель: Обучение детей рассказы...
статья Речевое развитие дошкольников путем применения современных информационных коммуникативных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Речевое развитие дошкольников путем применения современных информационных коммуникативных технологий у детей старшего дошкольного возраста...
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА» Конспект НОД по речевому развитию с использованием интерактивных технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА»Конспект НОД по речевому развитиюс использованием интерактивных технологийдля детей старшего дошкольного возраста....