«Народные праздники в ДОУ»
учебно-методический материал (старшая группа)
Народные праздники - незаменимый материал по развитию нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Народные праздники в ДОУ»
Актуальность данной темы:
Народные праздники – незаменимый материал по развитию нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Цель : Создать условия для формирования у детей представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.
Задачи:
Обучая детей народному творчеству, мною решались следующие задачи:
1. Приобщать детей к народной культуре, через фольклорные праздники.
2. Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю.
4. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений.
Система работы по организации народных праздников:
1. Организация предметно-развивающей среды
2. Перспективное планирование и реализация (Народные игры, Занятия с элементами драматизации, Народные праздники)
3.Работа с родителями
Организовала предметно – развивающую среду, которая включает в себя театрализованный уголок. Подобрала разные виды театров:
7 слайд: Театр на карандашах,
8 слайд: театр би-ба-бо,
9 слайд: настольный театр,
10слайд : куклы – марионетки,
11 слайд: магнитный театр,
12 лайд: пальчиковый театр
В работе я использовала разнообразные виды и формы работы с детьми :
Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной культурой.
Подобрала картотеку: русских народных сказок по возрастам
русских народных игр
Занятия с элементами драматизации
колыбельных песен
потешек
загадок
пословиц и поговорк
знакомство с народным прикладным искусством, сшили русские народные костюмы.
Народные праздники
Разработала план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой.
В соответствии с планом составила сценарии праздников, развлечений.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» « У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем», «Семейные посиделки», фольклорные развлечения «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «За околицей». и др. Активными участниками которых являются родители и дети.
В основе каждого фольклорного праздника лежит определённая идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому очень важно, чтобы она раскрылась на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В каждый праздник входят народные песни, потешки, танцы, пословицы, загадки
Основным результатом педагогического опыта является формирование у детей представления о фольклорных праздниках, истории и жизни русского народа.
Праздники и фольклорные развлечения
Народный праздник помогает детям научиться творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
работа, проводимая с родителями.
Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.
Опираясь на вышеперечисленные критерии, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников
Расширены представления о ценности народной культуры. Увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.
Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять без духовности современного мира.
Итогом эффективной работы педагога всегда является улыбка на лицах детей, их веселый задор и смех на праздниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/18/picture-19659.jpg)
конспект занятия по народной педагогике. посвященный народному празднику "Егорий Вешний" , подготовительная группа
В конспекте использованы: художественное слово, материал для знакомства ,как праздновали этот праздник в старину, пальчиковая и подвижная игра.Заканчивается занятие лепкой из соленого теста овечек....
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-200029-1363713738.jpg)
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-610781-1427182698.jpg)
реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"
Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/14/picture-1246033-1639510744.jpg)
Масленица!Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». На нем всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25183098","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/23/picture-1443291-1671788068.jpg)
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» - Весенний праздник "Прилет птиц!" 22 марта
Русский народный весенний праздник «Сороки» и казахский народный праздник «Наурыз» в разновозрастных группах (4-7лет) «Почемучка» и "Непоседы"...