Воспитание дружеских отношений между детьми
консультация (старшая группа)
Дружба-это один из видов личных отношений. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и доверие. Потребность в дружбе возникает в 5-6 лет, но нравственные основы дружбы не родятся сами собою, ее необходимо воспитывать с раннего детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_druzheskih_otnosheniy_mezhdu_detmi.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Золотая рыбка»
Воспитание дружеских отношений между детьми
(консультация для родителей)
Подготовила:
Педагог-психолог
первой квалификационной категории
Соловова Е.М.
г. Богородск, 2022
Консультация для родителей
«Воспитание дружеских отношений между детьми»
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
Каждый родитель беспокоится о дальнейшей судьбе своего ребенка: каким человеком он вырастет, какие люди его будут окружать, какие друзья у него появятся в школе, во дворе. Но как научить ребенка разбираться, где хороший человек, а с каким не надо дружить? Эти основополагающие принципы ребенку с детства закладывает семья, родители. Говорят, что твой ребенок - это самый главный твой проект в жизни и надо приложить много усилий, чтобы этот проект был удачным.
Чтобы иметь настоящих, верных друзей, необходимо самому быть хорошим человеком, заботливым и внимательным к другим, а первый урок этому даст дружная и крепкая семья. Воспитание необходимо строить таким образом, чтобы вызвать у ребенка положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Подвести к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания, настроения. Чтобы воспитать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление и потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается хорошее начало в деятельности, в непосредственных жизненных ситуациях.
Так же систематическое целенаправленное формирование личности происходит в организованном детском коллективе. В детском саду для воспитания дружеских отношений между детьми немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Между некоторыми детьми устанавливаются особо дружеские отношения: они предпочитают играть, трудиться, разговаривать, делиться радостями и огорчениями с определенными товарищами. Но далеко не все дети, придя в детский сад, умеют общаться со сверстниками, проявляют дружеские отношения, делятся игрушками, некоторые ведут себя агрессивно.
Известно, что дружба – один из видов личных отношений. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Потребность в дружбе возникает в 5–6 лет, именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой, его необходимо воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей. Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной, последовательной, комплексной, систематической, включающая повышение педагогической компетенции воспитателей и родителей в данном вопросе. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью». Это правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Дети, осознав ценность правил, начинают активно ими пользоваться и постепенно следовать этим правилам, которые становятся для них нормой поведения.
В группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя: не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. И тогда, созданная педагогом игровая ситуация помогает задуматься над произошедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. Воспитатели, а также родители не только словами, но и своими действиями должны формировать умение играть, трудиться, заниматься сообща, умение договариваться, помогать друг другу.
Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является книга. Воспитатель при воспитании дружеских отношений между детьми широко использует чтение художественной литературы. Сказка, рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей, дают материал для переживаний, поднимают на более высокий уровень нравственное сознание ребенка («Волшебник Изумрудного города», «Каникулы в Простоквашино», «Буратино», «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», «Возвращение блудного попугая», рассказы В. Осеевой и т.д.)
Воспитание дружеских отношений происходит во всех видах деятельности: в коллективной строительной игре формируются представление о том, что значит работать дружно, вместе. Физическая культура – это участие в эстафетах (где один за всех и все за одного), коллективные работы по аппликации, лепке, рисованию. Дети, как правило, знают не только, что сделали они сами, но и что сделали их товарищи. На занятиях по музыке дети поют песни о дружбе, любви, танцуют хороводы, коллективные танцы, где от одного зависит многое.
Но основная роль в воспитании дружеских отношений отводится игре. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радости эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия, прислушиваясь к мнению товарищей, с действиями других детей.
Главное в воспитании детей заключается не в разговорах с ними, а в правильной организации жизни семьи, в организации личной и общественной жизни самих родителей. Недостаточно рассказать детям о значении дружбы, надо, чтобы дети постоянно наблюдали дружеские взаимоотношения старших в семье. Любовь и уважение, доброта и порядочность, честность и справедливость. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость.
Задача родителей (какими бы они не были занятыми и уставшими) – заниматься воспитанием и развитием своего ребенка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе. Чем раньше родители уделят внимание вопросу воспитания ребенка – тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр
В этой статье помощь воспитателям, как помочь детям находить "общий язык" во время игр, формировать взаимоотношения детей....
Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к л...
Консультация "Воспитание дружеских отношений между детьми".
Консультация.Тема: «Воспитание дружеских отношений между детьми»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр»
Родители – люди, образующие основу семьи для человека, несущие ответственность за его жизнь, воспитание и поведение в обществе. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В ...
Консультация для педагогов «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми»
Консультация для педагогов: «Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми» Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые мож...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Воспитание дружеских отношений между детьми»
Решение проблемных ситуаций. Сюжеты известных произведений детской литературы как средство развития дружеских отношений в детском коллективе....
Консультация для воспитателей "Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми"
Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях дет...