Умение культурно общаться
консультация

Богатырева Анастасия Владимировна

сценарий мастер-класс на тему: "Речевой этикет педагога ДОУ"

 

Цель: Повысить коммуникативную, информационную компетенции педагогов посредством активизации самтостоятельной работы на основе "обучение в сотрудничестве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umenie_kulturno_obshchatsya.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

 «Центр развития ребенка-детский сад «Родничок»

                                                                        

        

                        

Сценарий мастер – класса на тему:

«Речевой этикет педагога ДОУ»

Представила:

учитель-логопед

Богатырева Анастасия Владимировна

г.п. Пойковский, 2017

Цель: Повысить коммуникативную, информационную компетенции педагогов посредством активизации самостоятельной работы на основе «обучение в сотрудничестве».

1 СЛАЙД

Вступительная часть

Ведущий.        Добрый день! -  тебе сказали,

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и красоты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

                   И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Ведущий. Прежде чем мы начнем нашу беседу, я бы хотела предложить вам посмотреть видеоролик и догадаться, о чем сегодня пойдет речь на мастер – классе.

2 СЛАЙД

Педагогам демонстрируется видеоролик из кинофильма «Джентльмены удачи»

Ведущий. Верно, речь пойдет о речевом этикете педагога ДОУ.

3 СЛАЙД

Ведущий. Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования.

4 СЛАЙД

Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. Неречевой этикет – это специальные жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления и др.

От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

5 СЛАЙД

Очень интересно говорит об этикете Юрий Владимирович  Рождественский. Ю́рий Влади́мирович Рожде́ственский - советский и российский лингвист, филолог, философ. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

Первая подгруппа- это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа "Одно хорошее слово лучше доброй ссоры". Как вы это понимаете?Пословица подчеркивает, что во время сказанное доброе слово поможет не доводить назревающий конфликт до ссоры.

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, ухо-два, раз скажи, два раза послушай», «Слово- серебро, молчание - золото». Как вы это понимаете?Пословица подчеркивает, что иногда лучше промолчать, чем сказать не подумав. Говорится как совет тщательно обдумывать каждое свое высказывание.

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька». Как вы это понимаете?Пословица указывает на ошибку в теме беседы.

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку.

Как нужно работать над своей речью и какие правила речевого этикета знать — узнаем сегодня в ходе нашего мастер - класса.

6 СЛАЙД

I правило речевого этикета -  «Долой слова-паразиты!»

Ведущий. Первое, на что следует обратить свое пристальное внимание, – это слова-паразиты. Слова- паразиты - это совершенно пустые, сорные слова-связки. Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова- паразиты, их не замечает. А слушатель устаёт, изнемогает.

Ведущий. Избавиться от них можно только путем наблюдения за своей речью и жесткого контроля над ней. Говорите медленно, тщательно продумывая свои фразы и их логическое построение.

7 СЛАЙД

Чаще всего используемые слова-паразиты: представлены на экране.

Примеры этих слов иллюстрированы весёлым стихотворением Эммы Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Ведущий.Кстати, частое употребление в речи слов-паразитовназывается палинфразией.

8 СЛАЙД

II правило речевого этикета– «Никаких ругательств!»

Ведущий.Речь педагога и нецензурная лексика просто не совместимы — пожалуй, этот пункт даже не требует особых объяснений. Богатство нашего языка вполне позволяет обходиться без ругательств, даже в редких случаях, а если употребление бранных слов дошло у вас до уровня слов-паразитов и междометий, то это серьезный повод задуматься. 

Ведущий.Очистить свою речь от нецензурной лексики сложно, но можно, а подход тот же, что и к словам-паразитам: внимание, терпение и контроль.

Ведущий. Уважаемые коллеги! Жизнь полна неожиданностей, и иногда мы оказываемся в ситуациях, которые могут вывести нас из себя.

9 СЛАЙД

Ведущий. Давайте представим, что возникла следующая ситуация, женщина ощущает недостаток внимания, любви со стороны мужчины. То есть, возникла ситуация ревности.  

Ведущий. Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

10 СЛАЙД(карнавал)

Ведущий. Предлагаю выбрать киноактеров и  озвучить видеоролик.

11 СЛАЙД

Ведущий. Давайте представим, что возникла еще одна ситуация. Женщин обрызгали водой из лужи. Возникла ситуация гнева.  

Предлагаю так же выбрать киноактрис и  озвучить видеоролик.

12 СЛАЙД

Предлагаю выбрать киноактеров и  озвучить следующий видеоролик.

13 СЛАЙД (музыкальная пауза)

14 СЛАЙД

III правило речевого этикета–«Избавляемся от банальности»

Ведущий.Первое, что вы должны сделать, — это постараться по минимуму употреблять избитые выражения и слова, которые используете в своем обиходе. Например, банальный набор слов типа «хороший», «красивый», «умный» и т. д. можно заменить на менее заезженные, альтернативные варианты, ведь к каждому из них можно при помощи толкового словаря подобрать не менее десятка синонимов.

15 СЛАЙД

Например, слово «красивый» в зависимости от ситуации можно заменить на "яркий", "изящный", "роскошный", "бесподобный", "великолепный", "восхитительный". «Полезный» в ежедневном разговоре вполне можно использовать как "выгодный", "плодотворный", "целесообразный", "практичный", "нужный". Даже к простому слову «умный» существует множество синонимов. Следует запомнить и апеллировать ими по необходимости. Вот некоторые из них: "остроумный", "находчивый", "сообразительный", "путный", "мудрый", "толковый".

Первое время, используя умные слова для общения, вы можете испытывать некоторую неловкость в разговоре, ваш язык будет как бы заплетаться и спотыкаться о «новые выражения». Это не страшно, новую разговорную форму, как и новую пару туфель, следует разносить. Через некоторое время вы, не задумываясь, будете подбирать более удачные синонимы и выражения, чтобы высказать свое мнение.

16 СЛАЙД

Игра «Умный кроссворд»

По горизонтали:

  1. Как называется человек, передающий информацию?  (Коммутатор)

По вертикали:

  1. Это не что иное, как свод правил поведения (чаще всего неписаных правил поведения), которым необходимо пользоваться при взаимодействии с другими людьми). (Этикет)
  2. Как называется средство передачи информации людей друг другу? (Общение)
  3. Как называются различные формы выражения лица, которые помогают человеку точнее передавать свои мысли и чувства. (Мимика)
  4. Область знаний о происхождении и значении слов. (Этимология)
  5. Как называется общение группы людей? (Дискуссия)
  6. Умение хлестко вести спор, умело жонглировать словами.  (Софистика)
  7. Как называется общение двух и более людей? (Диалог)
  8. Как называется телодвижение, которое помогает точнее передавать свои мысли? (Жест)
  9. Отсутствие согласия между двумя или более сторонами. (Конфликт)
  10. Частое употребление в речи слов-паразитов.(Палинфразия)

Упражнение «Поставьте ударение в слогах»

28 СЛАЙД

29 СЛАЙД - ключ

30 СЛАЙД

31 СЛАЙД - ключ

32 СЛАЙД

33 СЛАЙД - ключ

34 СЛАЙД

Ведущий. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «вежа» означает «знаток» - человек, который знает правила приличия, по-доброму умеет относиться к людям. Вежливым человеком не рождаются, а становятся.

Ведущий. Как называют человека, который употребляет в своей речи вежливые слова?

Ведущий. Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)

Ведущий.Верно. Недаром  говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.

Игра «Словарь вежливых слов»

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (спасибо).

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы .... (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят ... (до свидания). 

Даже дети знают: некрасиво

Не сказать за доброту «Спасибо!»

Это слово с детства нам знакомо

И звучит на улице и дома.

Но порой его мы забываем,

И в ответ лишь радостно киваем...

И уже достойны нашей жалости

Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».

И не каждый вспоминать готов

Смысл сокровенных добрых слов.

34 СЛАЙД

Ведущий. Таким образом, речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил. Грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеет большое воспитательное значение для детей, моделью речевого поведения.

35 СЛАЙД

«Как правильно говорить: класть или ложить?» не так прост, как может показаться, но главное – запомнить две вещи:

  1. Глагола ложить в русском языке нет, он употребляется только с приставками и отражает действие, которое уже совершено в прошло или будет совершено в будущем.

НАПРИМЕР: я положил ручку на стол – акцент делается на том, что ручка лежит на столе.
       2. Глагол класть употребляется без приставок (как мне подсказывают в комментариях, употребляется и с приставками, но при определенном контексте) во всех временах и отражает продолжительное действие, которое совершается сейчас, имело место быть в прошлом или произойдет в будущем времени.

НАПРИМЕР:  я кладу ручку на стол – действие продолжается сейчас. Или, второй пример, я клал кирпич в течение трех дней – предложение выражает продолжительность действий по укладке кирпича, тогда как предложение – я положил кирпич – отражало бы сам факт того, что кирпич уже положен.

Рефлексия. Если это мастер – класс был для вас полезным, и вы взяли из него что – то новое и интересное, предлагаю оценить его.

 

Литература:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию культурно-гигиенических навыков и умений у детей 2-3 лет

Данный материал представляет собой план по формированию у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков и умений в течении учебного года. План разделен на  3 квартала. В  плане отражены все ...

игровой проект "Формирование культурно-гигиенических умений детей младшего дошкольного возраста"

Организация работы в ДОУ  с детьми и родителями по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Конспект воспитания культурно-гигиенических умений и навыков у детей в младшей группе

Конспект воспитания культурно-гигиенических умений и навыков у детей в младшей группе...

«Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей 3 - 4 лет»

laquo;Взаимодействие семьи и ДОУ в формировании культурно –гигиенических умений у детей  3 - 4 лет»...

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Проект по развитию коммуникативных умений «Учимся общаться»

В период от 4 до 5 лет у детей происходит стремительный рост как физического, так и психического развития ребёнка.ФГОС ДОУ определил возрастные особенности детей среднего возраста. На этом возрастном ...