Развитие речи у детей через наглядное представление
статья (младшая группа)
Набирая вновь младшую группу, все время задавала себе вопрос: «Чем занять их, наших деток, чем заинтересовать?» Понимая, что развитие речи у детей - одна из традиционных задач дошкольных образовательных организаций, вопрос как сделать так, чтобы детям не было скучно не оставлял меня… И ведь она не сводиться к простому расширению словарного запаса. Язык является основным выразительным средством культуры каждого народа. Это не просто инструмент, который так или иначе должен быть освоен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevoe_razvitie_u_detey.docx | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Набирая вновь младшую группу, все время задавала себе вопрос: «Чем занять их, наших деток, чем заинтересовать?» Понимая, что развитие речи у детей - одна из традиционных задач дошкольных образовательных организаций, вопрос как сделать так, чтобы детям не было скучно не оставлял меня… И ведь она не сводиться к простому расширению словарного запаса. Язык является основным выразительным средством культуры каждого народа. Это не просто инструмент, который так или иначе должен быть освоен. И дело не только в том, чтобы правильно произносить слова и употреблять их в верном значении, не делая грамматических ошибок. В обновленной системе образования процесс общения превратился в сложную науку, в которой и родителям, а иногда и педагогам сложно ориентироваться. И иногда приходишь к мысли, что именно в области развития речи следует придерживаться механизма, заложенного в человеческом сознании природой. При этом не стоит забывать, что дети овладевают устной речью естественным образом. Как только ребенок появляется на свет, к нему обращаются со словами любви родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Зная, что новорожденный не может им отвечать, они продолжают с ним разговаривать, интуитивно используя сенсорную тональность и мелодический строй речи. А ребенок все внимательнее прислушивается к сказанному, реагирует на произнесенные фразы мимикой и языком своего тела. Речь - это эмоция. С помощью речи мы можем выражать свои эмоции. С этой же целью мы употребляем определенные слова, сопровождая их мимикой и жестами. Кроме того, меняется высота и тембр голоса. Эмоции как раз и являются «кодом человеческого общения», и дети быстро это усваивают. В начале второго года у ребенка происходит так называемый речевой взрыв. Ребенок выучивает и пытается выговаривать множество слов, стремиться произнести каждое для себя новое слово, употребить его при первой возможности и использовать в общении. Принадлежность к семье, государству и целому народу выражается в принятии установленных в этой общности правил и системы ценностей. При этом отдельным словам придается отдельная ценность и их смысл обговаривается снова и снова. Вкладываемый в них смысл явно или скрыто передается рассказами, стихами, песнями, фильмами и т.д. Все обучение и передача знаний происходят с использованием речи. Мы узнаем новое из объяснения других, в ходе дискуссий или в процессе чтения. Овладение языком невозможно без умения понимать и использовать термины. Таким образом, развитие речи связано со всеми областями знания. Допустим, при освоении математики формируется понятие множество; знакомясь с окружающим миром, дети понимают, что слову «яйцо» можно придать несколько смыслов: из яйца вылупляется птенец; яйцо это вкусный завтрак; яйцо используется для приготовления многих блюд и.т.д. Также речь очень тесно связана с музыкой. Содержание любой песни передает ее текст. Исполнение рифмованных строк, положенных на музыку, усиливает их эмоциональное воздействие и объединяет поющих. Любая песня группы детского сада имеет для дошкольников такое же значение, как для подростков - новый хит любимой группы. И ЕЩЕ ОДИН ИНТЕРЕСНЫЙ МОМЕНТ- это воплощение рассказа в зрительных образах. Если вспомнить о том, что доставляет детям огромное удовольствие: чем можно увлечь одним махом, всю группу и при этом способствовать развитию речи у детей наряду с развитием других умений? Конечно же имеется в виду песни и рассказ, музыкальные произведения и их наглядное представление на импровизированной сцене. Рассказы, воплощенные в зрительных образах, также помогут осуществлять образовательную деятельность. Итак, подготовив один раз нужные предметы и сложив их в коробку, мешочек или чемодан, мы можем использовать этот набор практически в любой ситуации, возникающей в повседневной жизни детского сада. Например, инсценировка, сегодня мы решили показать детям кукольный театр, заранее продумываем, в какой последовательности декорации и герои будут появляться на сцене. Педагог говорит вступительное слово, затем появляются главные герои… И начинается магия которая не отпускает ни одного зрителя. Начинают передвигаться предметы, например, птицы, облака появляться сказочные персонажи…И вот уже представление заканчивается. И мы можем предложить детям несколько вариантов завершения спектакля. Если конечно это возможно по сюжету, складываются декорации и фигурки действующих лиц обратно в чемоданчик в коробочку или мешочек. Затем мы можем поговорить с детьми о том, что они видели на сцене. Другой вариант: после окончания представления персонажи и декорации оставляем на сцене и просим детей, чтобы они называли предметы, которые мы использовали в постановке и рассказывали, какие события происходили с тем или иным героем. И как вариант можно предложить деткам продолжить или закончить сюжет «Что мог бы еще сделать гномик?» Подбирая материал нужно учитывать возраст и возможности восприятия детей. Наглядное представление рассказа приносит огромную пользу, и педагог одновременно достигает нескольких целей обучения. Дети концентрируют свое внимание на происходящее, они знакомятся с персонажами и сопереживают им. Сопоставление слов и действий способствуют речевому развитию детей: они узнают новые слова и обороты речи, знакомятся с различными способами ведения беседы и в последующем применяют их на практике. Они развивают свой творческий потенциал и уверенность в себе, учатся устанавливать связи между различными фактами. А еще эти занятия доставляют удовольствие, способствуют лучшему пониманию запоминанию и воспроизведению как стихотворного текста, так и прозы. И все это хорошо показывает нам как речевое развитие интегрирует в сознание детей через наглядное представление рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи у детей через знакомство с народным творчеством"
Методические разработки педагога...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...
Консультация для воспитателей «Развитие речи у детей через подвижную игру»
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, развитие речи – одна из главных. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех...
Консультация для воспитателей "Развитие речи у детей через подвижную игру"
Развитие речи - одна из основных задач воспитания и обучения детей в Детском саду. Работу по речевому развитию необходимо проводить в повседневной жизни детей в Детском саду и дома. Подвижные игры - э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Развитие речи у детей через ежедневное чтение»
Художественная литература поможет Вам в развитии речи вашего ребенка. Так как «Только книга может обогатить мир ребенка, сделать его интересным, полным необычайных открытий и наслаждений но...
«Развитие речи у детей через театрализованную деятельность»
Театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, огромно и воспитательное значение. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они ...
Развитие речи у детей через ТРИЗ технологии
Данный материал поиожет воспитателям подобрать эффективные техники для развития речи детей дошкольного возраста...