Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать актуальность, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее важным периодом для гендерной социализации, так как в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества ребенка. Однако в современном обществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, и ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать актуальность, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Это объясняется тем, что дошкольный возраст является наиболее важным периодом для гендерной социализации, так как в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества ребенка, а к семи годам у него сформирована не только гендерная идентификация, но и гендерная устойчивость (осознание того, что гендерная принадлежность сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка). Однако в современном обществе искажаются традиционные модели мужского и женского поведения, и ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения. Все больше становится фемининных мальчиков и маскулинных девочек. Это объясняется рядом причин:
- большой процент разводов в обществе и преобладание неполных семей;
- главенствующая роль матери в семье;
- пассивное участие мужчин в воспитании детей;
- отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек.
- построение педагогического процесса без учета гендерных особенностей;
- программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект;
- низкий процент мужчин-педагогов.
Для более полного представления о сущности гендерных особенностей воспитания детей необходимо прежде всего уточнить такие основополагающие дефиниции в данном вопросе как пол и гендер.
Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.
Половая принадлежность ребенка это важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.
Рассмотрим более подробно процесс формирования полового самосознания детей. В период от рождения до 3-х лет происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Происходит первичная половая идентификация. Учится ориентироваться в том, кто мальчик, кто девочка. Начинает сравнивать себя с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Задает вопросы о различиях между полами, спрашивает, откуда берутся дети. Отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа.
В возрасте от 3-х до 4-х ребенок различает пол окружающих его людей, но продолжает ассоциировать его с такими случайными признаками как одежда и прическа. Делает попытки без помощи взрослых разделять роли в играх в соответствии с полом участников игры. Мальчики начинают проявлять инициативу, активность, соревновательность. Начинают складываться интересы и ценностные ориентации и предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерных для мальчиков и девочек, появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы.
У детей от 4х до 6-ти лет происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в играх по половому принципу. Имитируют в игровой деятельности женские и профессиональные мужские качества и умения. К 5-ти 6-ти годам дети твердо знают свою половую принадлежность и осознают ее необратимость и неизменность. Начинается этап ролевых игр. Дети играют в то, что они увидели, при этом подражают отношениям родителей. Начинается разделение детей в общении: мальчики дружат только с мальчиками, девочки дружат только с девочками.
В этот активный период формирования гендерного самосознания дошкольника очень важна роль родителей. Родители должны:
- формировать у детей наиболее полное представление о себе — о своем теле, имени, возрасте, половой принадлежности.
- в доступной форме дать детям знания об общем и различном у мужчин и женщин. Рост, сила, прическа, одежда, манера поведения, тон речи, род занятий, различия в телосложении, прежде всего, те, которые доступны взору ребенка.
- поощрять поведение детей, соответствующие их половой идентификации, при необходимости тактично корректировать проявление неадекватного поведения.
- показывать образцы правильного полоролевого поведения, создавать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности (полная гармоничная семья, в которой отношения между родителями строятся на основе взаимного уважения мужского и женского начала).
- относится к ребенку адекватно его половой идентификации. Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии с их полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу.
- вырабатывать у мальчиков и девочек уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, формировать правильное отношение между мальчиками и девочками на личном примере.
Семья как один из главных социальных институтов передает из поколения в поколение сформировавшиеся в культуре представления о том, как следует себя вести мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины. Однако наряду с семьей в процессе формирования гендерного самосознания ребенка важное место занимает дошкольные образовательные учреждения. Применение гендерного подхода в воспитательной деятельности дошкольных образовательных учреждениях становится актуальной проблемой, так как его реализация обеспечивает помощь мальчикам и девочкам в осознании своей человеческой уникальности, неповторимости, становлении своего женского/мужского достоинства, развитии способности стать активным субъектом гендерных взаимоотношений в социуме, в своей семье и личной жизни. Реализация гендерного подхода предполагает организацию педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Наряду с совместными играми важное место в процессе формирования гендерной идентичности занимает чтение художественной литературы, направленной на формирование идеалов мужественности и женственности, идеалов благополучных межполовых и семейных отношений (Приложение №1).
В заключение стоит отметить, что для успешного формирования гендерного самосознания ребёнка крайне необходима не только реализация гендерного подхода в воспитательной деятельности дошкольного учреждения, но и активное участие родителей в данном процессе.
Список использованной литературы:
- http://www.mbdou10-tula.ru/opit-fominoi/metodicheskie-materialy/socialno-com-r/450-problemy-sovremennogo-pedagoga-v-modelirovanii-obrazovatelnogo-protsessa-s-uchjotom-gendernogo-vospitaniya-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos-do
- http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-24.pdf
- http://festival.1september.ru/articles/532493/
- http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya034.html
- http://www.scienceforum.ru/2013/166/2835
- http://pcenter-tlt.ru/vospitanie-detey-s-uchetom-ih-gendernyih-osobennostey
Приложение № 1. Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы.
Первый блок: произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность:
- «Богатырская застава» В. Калита
- «Рассказы о Суворове и русских солдатах» С.Алексеев
- «Твои защитники» Л. Кассиль
Произведения о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах:
- «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак
- « Почта» К.И. Чуковский
- «Храбрость» Л. Кассиль
- «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Н. Толстой
Произведения о мальчиках, проявляющих мужественность:
- «Рыцарь» В. Железняков
- «Просто старушка» В. Осеева
- «Ничего особенного» В. Донникова
- «Золотой ключик или приключения Буратино»
- «Самое страшное» В. Пермяк
Второй блок: произведения, способствующие формированию представлений о некоторых качествах женственности: заботливости, миролюбия, попечительства по отношению к малышам и т.д.
1. формирующие собирательный положительный образ девочки:
- «Димина чашка», «Праздник» А.Гарф
- «Улыбка и Слезка» Н.Пикулева
2. Раскрывающие качества женственности, проявляемые по отношению к противоположному полу: сказки «Золушка», «Морозко».
3. Показывающие нравственный смысл заботливости и попечительского отношения к малышам: «О гусыне» В. Сухомлинский, «Первый день» А. Алексин
4. Формирующие представления о миротворчестве: «Фея» Ш.Перро, «Госпожа Метелица» Братья Гримм
Третий блок: произведения, направленные на формирование представлений у детей о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят свободное время:
- «Катруся уже большая» Н.Забила
- «Моя семья» Д.Габе
- «Наша бабушка» Е. Трутнева
- «Шурик у дедушки» Н.Носов
- «Денискины рассказы»
- «Про Юру, Андрея и рыбалку» Н.Красильников
- «Папа дома» Е.Серова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/23/picture-26586.jpg)
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-153873-1380527526.jpg)
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-193168-1365513540.jpg)
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-156983-1354542993.jpg)
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/24/picture-187135-1359013381.jpg)
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-661209-1635706071.jpg)
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...