ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
статья

Мкртчян Лиана Гургеновна

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому, что проливает свет на ее природу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_didakticheskih_igr_v_razvitii_detey.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Калининского района

 Санкт- Петербурга

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Сегодня нашему времени нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все это в дошкольном возрасте можно сформировать с помощью игры.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – это неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому, что проливает свет на ее природу. И по сей день, высказываются взгляды на игру, как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный неисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и зависят от детей, живущих в одно время, но и в разных культурных, экономических и географических условиях.

Большинство современных ученых объясняют игру, как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912 г.).

По мнению Г.В. Плеханова, игра в жизни человека предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду, развивает психические процессы.

Взрослые способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.

В ходе социально – исторического развития человечества, игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Значение дидактических игр в развитии детей. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как средство, для воспитания различных сторон личности ребенка.

Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания и памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно – печатные, подвижные. Они создают интерес в решении умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание.

Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достижением, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Воспитательное значение дидактической игры. Дидактическая игра имеет глубоко воспитательное влияние, о котором писала еще Е.И. Тихеева: «Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность».

Воспитательное значение дидактической игры заключается в формировании взаимоотношений детей, умения вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться успеху товарища.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношения с окружающими людьми. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. Н.К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная школа воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Многие игры дают возможность формирования высоких черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в моральных поступках, создают условия формирования морального опыта.

В игре создаются для детей различные жизненные условия. Одним из таких условий, является деятельность детей в коллективе. В игре каждому из детей хочется достичь наивысшего результата – выиграть. Борьба мотивов и победа высоких интересов, честности дает детям моральное удовлетворение, радость, формирует положительный опыт. Все это оказывает на детей воспитательное воздействие, укрепляет их волю.

Воспитательное влияние дидактической игры заключается в том, что она содействует развитию самостоятельности детей. Следовательно, значение дидактической игры определяется тем, что она создает условия для морального воспитания детей.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

Воспитатель  Мкртчян Лиана Гургеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

статья рассказывает о роли дидактических игр в воспитаниии дошкольников...

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...

Значение дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что уч...

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же вр...

Консультация для родителей на тему " Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста"

Дидактическая игра - это целенаправленная коллективная учебная деятельность, когда каждый член команды и вся команда, объединены решением главной поставленной задачи, построенная по имитационному моде...

Статья на тему "Значение дидактических игр в развитии детей раннего возраста"

В статье рассказывается о воспитании детей раннего возраста посредством дидактических игр, а также даётся определение «дидактические игры»; «игра»....