Концентрация внимания у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Рашидова Маржан Камильевна

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исполнитель:

Рашидова Маржан Камильевна

Нижневартовск, 2022

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ5

  1. Основные концепции развития внимания в дошкольном возрасте 5
  2. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте 13
  3. Работа педагога-психолога по развитию внимания в старшем дошкольном возрасте 19
  4. Вывод по главе 125

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ26

2.1. Общая характеристика объекта и методик эмпирического исследования26

2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования28

Вывод по главе 230

ЗАКЛЮЧЕНИЕ31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ32

ПРИЛОЖЕНИЕ34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становиться содержанием размышлений.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет [20].

Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить егоот них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов.

Изучение качественных характеристик внимания дошкольника особенно актуальный вопрос, т.к. особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению в школе.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Бродбент Д.Е., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н., они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Но практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания.

Цель: изучить концентрацию внимания детей старшего дошкольного возраста

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: концентрация внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: концентрация внимания детей старшего дошкольного возраста характеризуется неустойчивостью и непроизвольностью

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников;

- изучить основные свойства внимания;

- выявить индивидуальные особенности концентрации внимания у старших дошкольников.

До проведения исследования следует уточнить характер выборки испытуемых. В частности уровень развития испытуемых в группе соответствовал возрасту.

При отборе диагностического заданий, с одной стороны учитывается их возможность выявлять качественное своеобразие психических функций и свойств, с другой стороны, распространенность в практическом использовании.

Для исследования свойство внимания младших  школьников былана использована следующая  методика:  методика «Корректурная пробанд»

Исследованиеж  проводилось на базе МАДОУ детский сад 77 «Эрудит». Во качестве испытуемых выступили дети дошкольного возраста во количестве 15 человек, средина них 9 девочек из 6 мальчиковый). Возрасти испытуемых – 5-6,5 лет.

        

ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  1. Основные концепции развития внимания в дошкольном возрасте

Исследованиями проблемы внимания занимались выдающиеся ученые: нейрофизиолог Н.А. Бернштейн, психологи Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейн, О.С. Вудвордс, П.Я. Гальперин, Е Д. Хомская, психиатр Б.Д. Карвасарский и другие. Благодаря их трудам сложилось следующее определение внимания:

Внимание - это способность выделять предметы, объекты или явления действительности, наиболее актуальные в данной конкретной ситуации.

Внимание представлено в качестве составной части в любом психическом процессе - и эмоционально-волевом, и познавательном (мыслительном). Без внимания невозможно полноценное осуществление ни одной психической функции.

В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности [14:125].

По мнению С.Л. Рубинштейна внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [33:524].

Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться.

Л.С. Выготский пытался отследить историю развития внимания он писал что «история внимания есть история развития   организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка» [8:123].

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля составная часть теории поэтапного формирования умственные действий [9:110].

В психологии можно выделить несколько теорий, объясняющих феномен внимания.

Т. Рибо считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Согласно его теории, интенсивность и продолжительность произвольного внимания обусловлено характеристиками тех эмоций, которые вызываются объектом внимания.

Состояние внимания всегда сопровождается как эмоциональными переживаниями, так и определенными изменениями организма. Двигательный эффект внимания заключается в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания получают особую интенсивность и яркость в следствие сосредоточения на них всей двигательной активности.

Т. Рибо выделяет две большие ступени в развитии внимания, причем как в онтогенезе, так и в филогенезе, в развитии человека как вида. Эти ступени «естественное» и «искусственное» внимание.

Естественное, или непроизвольное, внимание - «дар природы», которым наделены и животные, и люди с момента рождения. Предназначено для самосохранения (питание, размножение и т.п.) и самозащиты, а, следовательно, движимо естественными потребностями и стремлениями.

Искусственное, или произвольное, внимание - уже не дар природы, но результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно «прививается» к вниманию естественному.

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875-1942) — известный отечественный физиолог, выдвинул учение о доминанте как главном принципе работы нервных центров и организации поведения.

Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно, каждая деятельность создаёт очаги оптимального возбуждения. Доминанта - это очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга. Всё, что находится в очаге — фокус внимания, а вокруг — периферия сознания. На физиологическом уровне принцип доминанты — основной принцип работы нервной системы. Доминанты господствуют над другими процессами и тормозят их. Более того, доминанты имеют свойство усиливаться под влиянием внешних раздражителей, не имеющих к ней отношения.

Доминанта характеризуется четырьмя признаками: повышенная возбудимость;

—        стойкость возбуждения;

—        способность к суммированию (накоплению) возбуждения;

—        инерция, т.е. способность удерживать и продолжать в себе раз начавшееся возбуждение и тогда, когда первоначальный стимул к возбуждению миновал. В психологическом плане доминанта является ничем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Благодаря доминанте и поведение, и познание оказываются направленными.

Теоретическая концепция внимания П.Я. Гальперина. Среди современных отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я. Гальперин[10:34], сформулировав ее как теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий. П.Я. Гальперин рассматривает внимание в качестве одного из таких умственных действий - действия психического контроля, заходом иных видов деятельности.

Основные концепции данной теории:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности.

По своей функции внимание представляет собой контроль за содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Контроль становится вниманием тогда, когда достигает уровня идеального, сокращенного и автоматизированного действия.

Таким образом, внимание - сложное явление. Оно не является самостоятельным психическим процессом, это психическое состояние личности, выраженное в сосредоточенности на чем-либо. Выражает отношение человека к определенному объекту.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. Внимание является не самостоятельным психическим процессом, а качественной характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов. Внимание - обязательное условие продуктивности всякой сознательной деятельности. В свою очередь, внимание в большой мере зависит от характера деятельности, в которую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значительную роль играет настроение, а также физическое состояние человека [31:37].

Виды внимания:

Непроизвольное внимание - пассивное внимание, возникающее само собой, вызванное действием, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик.

Непроизвольное внимание возникает без заранее поставленной цели, без каких-либо усилий воли. Данный вид внимания малопродуктивен, длительноне сохраняется, является ведущим для детей дошкольного возраста. Возникает такое внимание из-за психофизиологических и психических причин. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего, силу или интенсивность раздражителя (громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах и др.).

Вторая группа причин связанна с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека. Так, человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде.

Третья группа - общая направленность личности. То, что человека интересует больше всего, как правило, обращает на себя внимание, даже если он столкнулся с этим случайно. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

Четвертой группой причин следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно человеку, то вызывает определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимание.

Произвольное внимание - это активное внимание, которое регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при общении со взрослыми.

Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания — постпроизвольное внимание, это активное, целенаправленное сосредоточие сознания, не требующее волевые усилий вследствие высокого интереса к деятельности.

По мнению К.К. Платонова, пост произвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Постпроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии [14:39].

Кроме основных видов внимания исследователи выделяют и дополнительные, так Урунтаева Г.А., Немов Р.С. и др. указывают на то, что внимание можно рассматривать как:

—        природное и социально обусловленное внимание;

—        непосредственное и опосредованное внимание;

—        чувственное и интеллектуальное внимание.

Внимание характеризуется такими свойствами как:

Устойчивость внимания - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту, или какой- либо деятельности. Устойчивость внимания зависит от обстоятельств, активности нервной системы, возрастных особенностей.

Концентрация (сосредоточенность) внимания - степень сосредоточенности внимания на одном объекте или деятельности при одновременном отключении от всего остального. Сосредоточенность - необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.

Свойство противоположное концентрации - рассеянность, т. е. неспособность сосредоточиться на чем-либо. Рассеянностью обычно называют два разных явления.

Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления        в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться ,когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь.

Объем внимания - количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от 4 до 7 объектов одновременно.

Распределение внимания - это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.

Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать взрослого и записывать, доставать, открывать, запоминать, манипулировать объектами и т.д.

Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы.

Из выше сказанного можно еще раз отметить существенную особенность внимания, которая выражается в пестроте и разнообразии входящих в него явлений: «внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и после произвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.».

Таким образом, внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на одних объектах или деятельности при отвлечении от других.

Если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в его восприятии неточности и пробелы.

Внимание влияет на работу познавательных процессов:

—        точность и детализацию восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

—        прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной или оперативной памяти);

—        направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задач).

Основные функции внимания:

—        организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, соответствующим потребностям данной деятельности;

—        избирательность и сосредоточенность сознания на одном и том же объекте или деятельности;

— активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психические процессов[32:71].

  1. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте

Среди психических явлений внимание занимает особое место: он не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным. [1, с. 26].

Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов:

- первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая;

- к концу первого года жизни возникает ориентировочно - исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания

- начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет;

- во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами

 или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно;

- в 4, 5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого;

- в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий;

- в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое; [13, с. 139-140].

В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения:

- расширяется объем внимания;

- возрастает устойчивость внимания;

- формируется произвольное внимание.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста привлекает все необычное, яркое, двигающееся. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, т. е. преобладает непроизвольное внимание. Однако к концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение, важное новообразование в психике ребенка.

Основные механизмы развития произвольного внимания закладываются в старшем дошкольном возрасте, т. к. характерной особенностью данного возраста является то, что он является сензитивным, как для общего развития ребенка, так и развития познавательно - мыслительных процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

 Внимание дошкольника также тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном — все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер - новое качество [6, с. 174].

Внимание - это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в её сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении).

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

- сенсорное;

- интеллектуальное;

- моторное;

Основными функциями внимания являются:

-        активизация        необходимых        и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

-        целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

-        удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

-        обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

-        регуляция и контроль протекания деятельности.

 Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи — рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование, трудовая деятельность и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний: «Посмотри, послушай, потрогай».

По мере развития планирующей функции речи ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесно, на что он должен ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование речи для организации собственного внимания резко возрастает. Это проявляется в том, что, выполняя задания по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают вслух инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.

Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с возрастным развитием речи и ее роли в регуляции поведения ребенка.

Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Произвольное внимание переходит в после произвольное. В после произвольном внимании смешиваются характерные признаки, как произвольного, так и непроизвольного внимания.

С произвольным - после произвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. Вначале ему трудно сосредоточиться на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать от работы, ему нет необходимости заставлять себя.

Хотя шестилетние дети обладают всеми видами внимания, нельзя сказать, что их качества одинаково хорошо развиты.

Устойчивость внимания шестилетних детей возрастает, при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок, почти в два раза. Ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Увеличивается в 6 лет и продолжительность детских игр. Л.П. Набатникова показала, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений [21:78]

Отмечены также значительные индивидуальные различия в устойчивости внимания. Так, у сдержанных и уравновешенных детей она в 1,5-2 раза выше, нежели у возбудимых.

К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов.

В шестилетнем возрасте внимание ребенка начинают привлекать объекты, внешне ничем не привлекательные (яркость и необычность объекта перестают быть первостепенными). В облике человека, его поведении, одежде ребенок уже замечает детали.

Такие свойства внимания, как переключаемость и распределение, у ребенка шести лет недостаточно развиты.

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения        внимания        -        отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная

подвижность и инертность .

К нарушениям внимания относятся:

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение        внимания        в        непривычных        ситуациях, когда необходимо

- действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гипперактивность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).

Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

- в неспособности к сосредоточению;

- в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

 Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

Ранняя диагностика особенностей внимания позволяет выявить дефициты и ресурсы данного психического процесса.

Главным условием общего развития и развития свойств внимания детей в дошкольном возрасте может стать детская игра, как любимый вид деятельности ребенка. Игра должна быть не просто развлекательной, но и развивающей.

Новый источник развития произвольного внимания — инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка акт внимания.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами.

  1. Работа педагога-психолога по развитию внимания в старшем дошкольном возрасте

Проблема развития внимания детей давно беспокоит педагогов и психологов. В работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитатели часто наблюдают у детей недостаточное развитие внимания. Так как дети старшего дошкольного возраста – это будущие школьники, хорошо сформированные свойства внимания являются факторами, определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Кроме того, развитие внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений ребенка, связанных с формированием у него волевых качеств. К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью.

При плохо развитом внимании ребенку, сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок. Ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Большой вклад в разработку проблемы воспитания внимания внесли отечественные и зарубежные психологи Т. Рибо, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн, В. Вундт.

На современном этапе развитием внимания у детей занимаются педагоги и психологи дошкольных учреждений РФ и РС (Я) – В.В. Перевертайлова, Е.И. Дьяченко, Л.В. Маранцева, Е.Ю. Власова, С.В. Мхитарян и др.

По мнению Н.Ф. Добрынина: «внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением» [4].

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, интенсивностью и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями и раздражителями, имеющими сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с потребностями ребенка. С развитием произвольного внимания дети могут направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.

В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.

В последнее время поиски ученых идут в направлении планирования видов деятельности дошкольников, способствующих развитию детского внимания, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется потому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому.

На протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие свойств внимания находится в тесной связи с общим умственным развитием ребенка.

Исследование результатов педагогической деятельности по этой теме показывает, что современные педагоги и психологи занимаются развитием внимания у детей дошкольного возраста посредством методов и видов деятельности:

1) дидактическая игра (Перевертайлова В.В., Селитухина А.П.);

2) театрализованная игра (Алымов Е.В.);

3) сюжетно-ролевая игра (Власова Е.Ю.);

4) конструктивная деятельность (Мхитарян С.В.).

5) коррекционно-развивающие задания (Дьяченко Е.И.);

6) наглядность (Маранцева Л.В., Петрикова Л.А.).

Рассмотрим вышеуказанные методы более подробно.

Дидактическая игра – представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребенка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Коррекционно-развивающие задания – это упражнения, направленные на исправление и развитие высших психических функций, связанных с органическими дефектами воспитанников, а также их личностных особенностей (эмоционально-волевой, мотивационно- потребностных сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.

Особо важную роль играет такое занятие, где дети должны быть активными в решении каких-то задач. Рассматривание картины может вызвать отвлечение внимания через 5-7 минут после начала занятия, если воспитатель удовлетворяется простым называнием детьми изображенных предметов. Но если он ставит более трудные задачи, которые требуют от ребят поисков, изучения, сопоставления разных частей картины, установления связи между элементами, обобщения, выводов, такая работа поддерживает внимание детей – оно приобретает устойчивость и силу сосредоточения.

Театрализованная игра – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, именно она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если педагог выступает партнером в детской игре, ребенок ему начинает доверять, значит может творить, фантазировать и воображать. Наблюдения показывают, что в игре ребенок получает информацию не только об окружающем мире, законах общества, но и о красоте человеческих отношений. Он учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умений и знаний культуры поведения в детском коллективе.

М.Д. Маханева отмечает, что «театр – один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, он позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики, психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, внимания, воображения, фантазии, инициативности». [5, с. 182]

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. Отечественные психологи и педагоги отмечают, что детская сюжетно – ролевая игра обладает уникальными особенностями, она обладает своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов детских игр. Сюжетно – ролевая игра требует проявления умственной и двигательной активности, что требует от ребенка проявления переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Хочется отметить, сюжетно-ролевая игра дошкольника способствует появлению главных новообразований этого возраста, формирует личностные смыслы, побуждающие к деятельности. В научных работах исследователей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина сделан подробный анализ развития сюжетно-ролевой игры, обозначена ее структура, описаны основные закономерности развития сюжетной игры на протяжении дошкольного детства. В своих исследованиях они отметили значение игры для формирования основных психических новообразований дошкольного возраста. [16, с. 154]

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Исследователи проблемы развития внимания у дошкольника выделяют конструктивную деятельность, как одно из средств психолого-педагогического воздействия на ребенка. Так как в процессе этих игр, направленных на его развитие, происходит значительное развитие таких важных качеств как сосредоточенность, устойчивость, распределение, объем, переключаемость и концентрация внимания.

Конструктивные игры – это игры, в которых из имеющихся деталей или элементов надо что-то построить, сложить или собрать. Они способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.).

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен на предмете, или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. А учебные задания, как правило, содержат больше новой информации, процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. Чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Разрешить данное противоречие может помочь специально организованная педагогом деятельность, направленная на развитие и тренировку внимания ребенка.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста постепенно развиваются все свойства внимания: увеличивается объем внимания, возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка, внимание становится более устойчивым, возрастает его произвольность. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием речи, волевых свойств личности дошкольника, с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.

Целенаправленное использование рассмотренных нами методов развития внимания детей дошкольного возраста будет эффективным при включении их в работу педагогов, психологов ДОУ.

Вывод по главе 1

Внимание – это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Общая характеристика объекта и методик эмпирического исследования

Исследованиеж  проводилось на базеМАДОУ детский сад 77 «Эрудит». В окачестве испытуемых выступили дети дошкольного возраста во количестве 15 человек, средин аних 9 девочекиз 6 мальчиковый). Возрасти испытуемых – 5-6,5 лет.

Эмпирическое исследование было проведено в три этапа:

- На первом этапе был осуществлён теоретический анализ, он позволил выделить теоретико-методологические основы изучения концентрации внимания детей дошкольного возраста

- На втором этапе подбор методик и определена выборка исследования.

- На третьем этапе был проведен констатирующий эксперимент, направленный на исследование концентрации внимания у детей.

Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

-изучить особенности внимания детей дошкольного возраста

-определить уровень концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста.

До проведения исследования следует уточнить характер выборки испытуемых. В частности уровень развития испытуемых в группе соответствовал возрасту. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально, с согласия родителей и администрации образовательного учреждения. Для вовлечения ребенка в процесс исследования применялись игровые элементы.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня развития внимания у дошкольника: низкий, средний и высокий.

При отборе диагностического заданий, с одной стороны учитывается их возможность выявлять качественное своеобразие психических функций и свойств, с другой стороны, распространенность в практическом использовании.

Для исследования свойство внимания младших  школьников была использована следующая  методика:  методика «Корректурная пробанд», Методики предлагались детямн индивидуально. Времянка, затраченное над одного ребенка, составило 5-10 минута.

Дети довольно легковер справлялись с выполнением задания. Отказавшихся ото участия в исследовании нет было.

Тест«Корректурная пробанд» (вариант методики Бурдона) [22]

Цельный: определение уровнять концентрации внимания, егоза переключения из распределения, вырабатываемости во деятельности из утомляемости.

Оборудование: Таблица се тест-объектами, геометрические фигурыь (знаки), секундомер, карандашик или ручка.

Описание  методикий: Задание дается вначалеж дня. Экспериментатор отмечает над листе количество просмотренных знаковг. Фиксирует времянка выполнения задания – 4 минуты.

Инструкция: Вычеркивайк одной чертой сверху внизу кружочки, ад двумя чертами квадратики во каждой строке. Работай быстрота и внимательность, старайся нет пропускать. Сделаешь одну строкуф, переходить ко второй из так далее, показ не выполнишь задание над всем листерии.

2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования

Первойк в нашем исследовании былаб использована методика Пьерона-Рузераб. Результаты под данной методике во таблице 1.

В нашем исследовании былаб проведена  методика «Корректурная пробанд» се целью определения показателя концентрациий внимания у детей дошкольного возраста. Результаты исследования под данной методике во таблице1.

Таблица 1.Показатели концентрациий внимания уд детей старшего дошкольного возраста под методике «Корректурная  пробанд»

Испытуемый

Показательный  концентрации внимания

1

Испытуемый 1

312 – среднийк

2

Испытуемый 2

381– высокий

3

Испытуемый 3

364- среднийк

4

Испытуемый 4

384– высокий

5

Испытуемый 5

334- средний

6

Испытуемый 6

364- среднийк

7

Испытуемый 7

320- средний

8

Испытуемый 8

372 – высокий 

9

Испытуемый 9

372– высокий

10

Испытуемый 10

303- среднийк

11

Испытуемый 11

336- средний

12

Испытуемый 12

313- средний

13

Испытуемый 13

370– высокий

14

Испытуемый 14

332- среднийк

15

Испытуемый 15

279– высокий

Во таблице 1 показательный уровня концентрации внимания уд дошкольников. Данный показательый вычисляется по формуле  К = S х (E : (Её +р)), где S – числовой всех просмотренных знаков; Её – числой правильно зачеркнутых знаков; р – числовой пропущенных или неверность зачеркнутых знаков.

Согласно возрастным нормам, послед 7 лета доступно безошибочное выполнение методикий. Большое  значение начинаету приобретать скорость выполнения из количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методикий считается: заполнение 100 фигура бланка во среднем за времянка до 3 минута, безошибочно.сть

Под результатам исследования 100% испытуемых справились с заданием, зза 4 минуты просмотрели всего знаки над бланке, чтоб свидетельствует об высокой скорости выполнения задания. Однакоп количество правильных ответов нет одинаково (ото 118 дог 163), чтоб свидетельствует об том, чтоб при высокой скорости выполнения задания концентрация внимания уд испытуемых дошкольников различна (от 279 дог 384).

Тоё  есть, у 40% испытуемых высокий уровень концентрации внимания.

У 60% испытуемых дошкольниковг средний  уровень концентрации внимания. У 0% низкий уровеньконцентрациий внимания.

Среди дошкольников, участвующих внашем исследовании, 40% имеют  высокий уровень концентрации внимания. То есть, начав выполнять задание, они не отвлекаются на посторонние раздражители (посмотреть в окно, на соседа и тому подобное). Они способны выполнить задание от начала до конца, проверив при этом результат. Такая способность к концентрации помогает им успешно учиться в будущем. 

В то же время 60% дошкольников имеют средний уровень концентрации внимания. То есть, при выполнении задания они могут отвлечься на сильный раздражитель, но не делают этого постоянно. Педагогу не приходится постоянно возвращать их к выполняемому заданию, они достаточно сосредоточены на нем, но иногда все же отвлекаются. Однако при этом не утрачивая инструкции, то есть возвращаясь к выполнению задания, они с точность выполняют инструкцию.

Вывод по главе 2

Обобщая результат проведенной методики, можно сказать, что у большинства детей концентрация внимание развита на среднем уровне. Эти данные показывают нам, что некоторые дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно сконцентрированного внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые они привыкли решать в детском саду во время игр.

Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного исследования было изучение свойств внимания у детей дошкольного возраста а именно концентрации.

Анализ  психологической литературы по теме исследования показал, что внимание не может быть поставлено в один ряд с такими психическими процессами как ощущение, восприятие, мышление. Являясь лишь одной из сторон этих процессов, оно необходимо и при восприятии, и при мышлении, и при действии. Так, восприятие со вниманием всегда отличается упорядоченным характером: мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.

Свойства  внимания- направленность, объем, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость- связаны со структурой деятельности человека.

При исследовании внимания следует учитывать, что качества внимания у одного и того же человека зависят от многих факторов: возможны колебания внимания в зависимости от утомления и общего состояния организма, отношения человека к тому или иному виду деятельности, его эмоционального состояния. С другой стороны, внимание всегда «включено» в самые разнообразные психические явления, при его исследовании существует необходимость вычленения, «извлечения» его из этих процессов. Большинство разработанных проб на испытание внимания имеют варианты, позволяющие не только выявлять, но и количественно выражать различные свойства внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрацию, избирательность и другие.Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что у детей старшего дошкольного возраста концентрация внимания характеризуется неустойчивостью и непроизвольностью.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
  2. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. - 171 с
  3. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. – 671 с.
  5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания / Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
  6. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
  7. Константинов В. В. Методологические основы психологии./ Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.
  8. Кузма Л.П. Виды нарушений произвольного внимания у учащихся младших классов: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.07: Ярославль, 2005. – 149 с.
  9. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Рубин М.Ю. Плохой хороший ребенок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи). СПб., 2003. – 320 с.
  10. Лурия А. Р. Внимание и память.  – М.: Наука, 1975. – 302 с.
  11. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 184 с.
  12. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 2. Внимание и память. — М.: Юрайт. 2019. 262 с.
  13. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с
  14. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л. А. Головей [и др.] ; под общей редакцией Л. А. Головей. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2021. – 413 с.
  15. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / Под ред. К. Альбуханова -  Издательство: АСТ, 2020 г.
  17. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики  патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство) – М.: Апрель-Пресс, издательство Института Психотерапии, 2004. – 224 с.
  18. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
  19. Сорокоумова Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
  20. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
  21. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с
  22. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
  23. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 415 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Бланк тест «Корректурная пробанд» (вариант методики Бурдона)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста» Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время ...

Использование логопедической ритмики в целях формирования слухо-речевого внимания у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В своей работе с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы используем различные методы и приемы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению нарушенного звукопроизношения можно испо...

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста

Внимание встроено в поведение, определяет его глубинную структуру. Не случайно один гениев отечественной психологии Л.С. Выготский заметил, что «история внимания ребенка есть история развития организо...

Игра на концентрацию внимания для детей старшего дошкольного возраста

Сделайте такие карточки и тренируйте пространственную память, концентрацию внимания. Такими карточками могут пользоваться и дети и взрослые.Цель: развитие концентрации и распре деления внимания....

Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».

     Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения  (логиче...