Консультация для педагогов и родителей "Знакомство старших дошкольников жанром портрета"
консультация (подготовительная группа)
В консультации представлен материал, содержащий рекомендации по тематике картин, видам портретов и последовательности их использования в образовательной деятельности со старшими дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret._konsultatsiya_o_znakomstve_s_zhanrom_dokument_microsoft_word.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖАНРОМ ПОРТРЕТА.
Последовательность знакомства с жанром портрет:
1. детский портрет;
2.портреты детей художников;
3. женский портрет;
4. мужской портрет;
5. групповой портрет;
6. автопортрет.
Знакомство с детскими портретами интересно начать с картиныН. Ульянова «Снегири. Детский сад», созданнойеще в 1964 году. Для детей тема детского сада очень близка. А рассматривание сюжета картины, одежды детишек им обязательно доставит удовольствие, тем более что они теперь одеваются по-другому: что такое чулочки на резиночках, современныедети, скорее всего, не знают. А вот интересы ребят им окажутся близки: детивсех времен любят наблюдать. («Снегири за окном так красивы, что и нам хочется их разглядеть!») Предложите детям, рассмотрев персонажей картины, определить иххарактеры. Кто-тоиз детей оказался пошустрее и первым придумал взобраться повыше, на табуретку, чтобы лучше увидеть снегирей. Девочке ростом повышеи так все видно, а малышка слева, хоть и встала на цыпочки, все равноне может хорошо разглядеть происходящее за окном, но она никого не отталкивает, чтобысамой взобраться повыше.
Продолжая использовать приемопределения характеров детей,изображенных напортретах, следует рассмотреть картину З. Серебряковой«За завтраком», написанную еще в 1914 году, почти сто лет назад. Сопровождайте показ слайда рассказом: «Утро, в семье заканчивается детский завтрак.Старший мальчик уже поел и допивает компот.Его столовые приборы няня уже убрала со стола. Вероятно, он раньше других детей начал завтракать, потому что ему пора идтив гимназию — так раньше называлась школа. И он, как прилежный гимназист, недолжен опоздать наурок. Младшие дети еще не ученики, поэтому им позволено вставать утром чуть позже.Средний брат ест суп. А младшая — похоже, капризуля — закрыла рукой подтарельники не позволяет поставить на него тарелку с супом, хотя няня уже зачерпнула его половником из супницы. Стол сервирован красиво и правильно: подтарельники, салфетки, белая скатерть, приучающая детей к аккуратности в еде. На столе графин с водой».
Используя прием, обучающий детейпредполагать события, последующие за изображенным на картинемоментом, спросите: «Что же произойдет дальше? Будетли девочка есть суп?»Попросите детей высказать предположения и объяснить, почему они так решили.
Перед показом следующих репродукций напомните детям: «Знакомясь с летними пейзажами,вы узнали о братьях-художниках Аполлинарии и Викторе Васнецовых. Но если братья Васнецовы писали свои картины каждыйсамостоятельно и даже предпочитали разные жанры изобразительного искусства, то братья Алексей и Сергей Ткачевы создавали свои полотна вместе. Жили они значительно позже, чем художникиВаснецовы, и на их картинах вы сможете увидеть те времена, когда проходило детство ваших бабушек и прабабушек».
У братьев Алексеяи Сергея Ткачевых есть несколько детских портретов. Картина «Горький хлеб Победы» показывает тяжелое послевоенное детство, которое сравнимо с детством ребят на картинах В. Перова «Тройка» и «Спящие дети».Покажите детям эти репродукции и спросите: «Как вы думаете, какое детство у этих ребят?» (Тяжелое детство. Плохое детство. Несчастливое детство.)
Выслушав детей,используйте методрассказа, сопровождающего показ репродукций этих картин:«На картине “Горький хлеб Победы” изображено трудное военное время — годы Великой Отечественной войны. Все мужчины ушли на фронт защищатьРодину. В деревнях оставались только старики, женщины и дети. Мы видим плуг, в который впряглисьчетверо детей и тянут его изо всех своих сил. За плугом идет старик. Художники Ткачевы показали нам, как приходилось трудиться, чтобы в годы войнывырастить хлеб, оттогои название у картины такое. Хлеб горький, потому что горькой была жизнь людей в годы войны. Для приближенияПобеды работали все. Даже, как видим на этой картине, и совсем еще дети».
Используя метод рассказа педагога, скажите детям: «На картине Перова “Тройка” мы видимна зимней улице города троих детей, которые на санях тащат бочки с водой. “Тройкой” принято называть лошадей в упряжке. Здесь мы видим бедных, несчастных
детей, которых страшная бедность — нищета — заставилавстать в упряжку саней. Сзади кто-то помогаетребятам, подталкивая тяжелые бочки, стоящие на небольших санях. Им бы кататься с ледяной горки на этих санях, а нищая жизньзаставляет их тащить по скользящему под ногами снегу тяжелые бочки. Видимо, их мама — прачка — стирает белье богатым людям, а дети помогают ей.Тяжело и очень грустносмотреть на эту картину. Только собачка, не понимающая происходящего, заливается лаем и бежит рядом с детьми».
Перейдя кпоказу репродукции другой картины Перова, расскажите: «Тяжелое детство мы с вами видим и на второй картине этого художника — „Спящие дети“.Всмотритесь в эту картину. Двое босоногих детей в бедной одежде уснули наматрасе, наполненном жесткойсоломой.Наверное, они не дождались родителей, которым приходитсяработать с зари и до ночи, чтобы заработать на хлеб.Как знать, может быть, эти дети так и уснули голодными...»
На картинах «Детвора», «На полянке», «На родной земле» мы видим счастливыедетские лица, беззаботное детство. Организуя восприятие этих картин детьми, следует обратить внимание на их эмоциональное отношение к изображенному на картинах. Дляусиления возникших у детей эмоциональных чувств при восприятии образов почти сверстниц, живших в другое время,используйте метод рассказа: «С картины “Детвора”на нас смотрят пять деревенских девчушек в легких ситцевыхплатьях.Наверное, все они подружки, любят вместе играть летом.У них беззаботное детство, много свободного времени, которое они проводят интересно и весело.Вот и сейчас всей гурьбой девочки прибежали на речку, взошли на деревянные мостки, с которых деревенские женщины полощут в рекевыстиранное белье. Давайте их рассмотрим.Большинство девочек носят косички. Некоторые из них надели легкие косынки, защищающие от жарких лучей летнего солнца. Одна девочка обута в сандалии, остальные — босиком. Лица радостныеи счастливые, детиспокойно смотрятвдаль, на реку. А одна девчушка босойногой пытается достать до воды ииспробовать, теплая лиона, может, можноискупаться? Все тона в картине светлые, создающие радостное настроение. Мне кажется, что художники Ткачевысмоглипередать в своей картинесчастливое детство этих ребят».
Рассматриваниерепродукции картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы» позволит показать совсем иноедетство — детство деревенских ребятишек, живших в далекую старину на Руси.Следует использоватьметод беседыс помощьюсистемы вопросов, подводящих детей к самостоятельному осмыслению сюжета картины.
«Как вы думаете, почемуу девочки такойиспуганный и тревожный взгляд?»
(Надвигается гроза. Девочка боится не только грозы, но и за своего маленького брата. Она торопится, спешит итревожно посматривает на небо, где слышны раскатыгрома.)
«Почему же лицо ее брата не выражает тревогу?»
На этот вопрос не все дети смогут ответить, но он заставляет их думать, размышлять. Среди мнений детей, которые внимательно выслушивает воспитатель, окажется и правильное: «Брат еще слишком маленький и не понимает происходящего, грозящую им опасность».
«Как вы думаете, почему детиоказались так далеко от дома?»
(Жилось в ту пору тяжело.Детям приходилось часто ходить в лес за грибами и ягодами, чтобы помочь родителям-крестьянам прокормитьбольшую семью. У девочкик поясу платья прикреплена корзинка с собранными ею грибами. В этот раз детей застала гроза.)
«Почему девочка не ведет брата за руку, а несет его на спине?»
(Он маленький, ходить быстро ещене умеет, как и все малыши.И хотя девочке тяжело, она несет братца на себе, чтобы быстрее добраться домой.)
«Как художникпередал нам ощущение тревоги?»
(Тревожный взгляд девочки, спешащейубежать от надвигающейся грозы.Темная полоса на еще светлом небе.Мрачная зелень травы.)
«Как вы догадались, что эти дети из беднойкрестьянской семьи?»
(Одежда у детей бедная. Оба босые: уних нет на ногахникакой обуви, даже лаптей.Если им приходитсяходить в лес, далеко от деревни, чтобы найти там ягоды и грибы, значит, у них мало еды.)
«Что бы вы сказали о детстве этой девочки? Какое оно у нее?»
(Детство у девочки трудное. Ей некогда поиграть, надо помогать родителям, чтобы запастипобольше грибов на зиму. Живется ей трудно, приходится и брата с собой в лес брать. Одна без него она бы бегом добежала, спасаясь от грозы. Нородители, наверное, в поле трудятся, а одного его дома не оставишь, ведь он еще маленький.)
Подытоживаябеседу с детьми, скажите:«Дети собирали грибы, но их застала непогода. Скоро начнется гроза. Успеют ли сестра с братом добежать домой?» Конечно, это риторический вопрос, но он усиливает эмоциональное восприятие детьми этой картины.
Рассматриваниедетьми следующего слайдаможно сопровождать рассказом воспитателя: «На картине В. Решетникова “Опять двойка”изображена семья. Младший братишкаеще не школьник.Старшая сестра, сразу видно, отличница, примерная ученица, а вот вернувшийся из школы средний братопять получил двойку. Мама смотрит печально, сестра — осуждающе, младший брат посмеивается, и только собака, встав на задние лапы, ластится к мальчику. Видно, что они верные друзья. Наверное, вместе бегали на улице, много играли, вот мальчик и забыл выучить уроки. Ученик он неприлежный: портфель растрепан, перевязан веревочкой. Нам видно, что из портфеля торчат коньки — вот любимое занятие мальчика, из-за которого он забывает учить уроки! Поэтому — опять двойка...»
Предложите детям рассмотреть портреты детей художников— какими они их изобразили, ведь авторы очень хорошо знают характер и привязанности своих детей?
Знакомя детей с картиной В. Сурикова«Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника», предложите им внимательно рассмотреть все детали портретаи попробоватьописать Олин характер, рассказать о ее любимыхиграх.Дети с удовольствием откликнутся на ваше предложение — этот игровой прием обычно заинтересовывает дошкольников: «Оля красивая девочка. У нее темные волосы, карие глаза. Взгляд у нее неозорной, значит, она спокойная и воспитанная девочка. Папа-художникизобразил ее в красном платье в белый горошек, с белымкружевным воротничком. Наверное, оноу неесамое любимое. Олялюбит игры с куклой. Эта красиваякукла тоже у нее самая любимая. Она часто с ней играет».
И. Репин назвалпортрет своей дочери Веры «Стрекоза». Можно показать ее же портрет, но уже взрослой,— «Осенний букет. Портрет В. И. Репиной, младшей дочери художника». После того, как дети рассмотрят обе картины, предложите им вопросы.
«Как вы думаете, почему художник назвал портрет своей дочери Веры “Стрекоза”?»
(Наверное, потому что еев семье так ласково называли.Потому что она похожа здесь на стрекозу, сидящую на жердочке.Может быть, у нее был такой подвижный характер, и онамного бегала, прыгала — как стрекоза порхала.)
«Всмотритесь влицо Верына обоих портретах и скажите:она сильно изменилась с возрастом?»
(Нет,лицо ее повзрослело, но на взрослом портрете она очень похожа на себя маленькую.)
«Как вы думаете, почему второй портрет дочери художник назвал “Осенний букет”?»
(Потому, что изобразил Веру на осеннем лугу, с букетом осенних цветов.)
Выслушав мнения детей, скажите: «Прошло время, и Вера из маленькой „стрекозы“, как ласково ее называли, превратилась вовзрослую девушку-красавицу, стоящую перед нами с красивым осенним букетом».
Женский портрет.Расскажите детям, что на известнойкартине К. Брюллова «Всадница»мы видим портрет дворянки, женщины изысканного вкуса и манер. Брюллов создавал портреты женщин из высшего общества. И в самом портрете всепродуманно — и сюжет, и расположение на холсте, и краски, наиболее полно передающие богатый дом ее владелицы, ее элегантный наряд и прическу.
Портрет И. Крамского «Неизвестная» также широко известен, и многие дети узнают его, потому что уже видели эту репродукцию. Обратите внимание детей на то, что героиня изображенана фоне зданий городской улицы,— художник использовалгородской пейзаж в качестве фона для портрета.
А вот П. Кончаловский выбралфоном для«Портрета дочери в розовом платье» домашний интерьер. Художник выбрал момент, когда его дочь застегивала туфли — розовощекая, милая, улыбающаяся, врозовоматласном платье.
Художник А. Архипов изобразил «Девушку с кувшином». Она из простого сословия — об этом говорят весь ее облик, одежда. Розовощекая,жизнерадостная, простая имилая женщина в ярких одеждах улыбается нам сквозь годы.
Если использовать прием сравнениясразу нескольких портретов:И. Грабаря«Девушка в русском платке» и «Портрет дочери», В. Маковского «За чаем», В. Сурикова «Горожанка», а также«Портрет княгини П.И. Щербатовой» и «Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской»,но акцентировать внимание только на наряде персонажей, то дети без труда смогут выделить и назватьотличия в одеждеженщин, изображенных на картинах, и то, что объединяет их,— молодость, красота, улыбки. Кто-то из них позирует, а кто-то изображен в процессе какого-либо занятия.
Обратите внимание детей на то, чтона картине М. Нестерова «Портрет В.И. Мухиной» женщина-скульптор изображеназа работой.
Для знакомствадетей с мужским портретомможно выбрать все из нижеперечисленных картин или только некоторые из них:П. Кончаловский «А. Н. Толстой в гостях у художника»,И. Репин. «Портрет писателя Л.Н. Толстого», на которых изображены русские писатели;«Портрет художника Шишкина» и «Портрет художника А. И. Куинджи» работы И. Крамского;«Портрет художника И. Репина» В. Серова; «ПортретПавла Михайловича Третьякова», основателя Третьяковской галереи, работы И. Крамского;картиныВ. Сурикова «Портрет генералиссимуса А. В. Суворова»;И. Олешкевич «Портрет М.И. Голенищева-Кутузова»; портреты русских царей — Николая II (В. Серов) иАлександра III(И. Крамской).Обратите внимание детей на то, что на портретах изображены очень известные люди России, и на то, что портреты выполнены в разной манере. Есть строгая классическая манера изображения, не допускающая лишних предметов на картине (только фигура человека), аесть портреты, написанные в более свободном стиле.
Сравнитедва портрета Павла Михайловича Третьякова. Сначала — полотно И. Крамского, на котором художник изобразил задумчивый взгляд основателя картинной галереи,которая позжестала носить его имя. Такой же задумчивый взгляд у Третьякова и на картинеИ. Репина. На ней он изображен сидящим в кресле. На стене за его спиной видны картины, которые он началколлекционировать.
Далее сравните два портрета великих русских полководцев — «Портрет М.И. Голенищева-Кутузова» работы И. Олешкевич и «Портрет генералиссимуса А.В. Суворова» В. Сурикова. Обратите внимание детей на то, что полководцы изображены в парадных мундирах, на которых много орденов завоенныезаслуги.
Можно предложить детям рассмотреть портреты русских царей — Александра III кистиИ. Крамскогои последнего русского царя Николая II работы В. Серова. Они тоже изображены в мундирах.
Великий русский писатель А.Н. Толстой изображен на картине П. Кончаловского сидящим за праздничным столом в гостях у самого художника.Такой стиль портрета подсказывает нам, что они были друзьями и писатель, вероятно, частогостил у художника.
А вот другого великого русского писателя, Л.Н. Толстого, другой художник, И.Е. Репин, изобразил сидящим в кресле с раскрытой книгой в руках и устремившим вперед задумчивый взгляд.Одежда, в которой изображен писатель, соответствуетего дворянскому титулу, а книга в руках подчеркивает род его занятий.
И. Крамской изобразил Льва Николаевича совсем иначе. Здесь писатель одет в свободную холщовуюрубаху: похожую одежду носили тогда простыемужики — крестьяне. Этим Крамской хотел показать близость писателя графа Толстогок простому народу.
Портрет А.С. Пушкина художник И. Айвазовский назвал «Прощай, свободная стихия». На этом портрете Пушкин стоит на огромном камне-валунеу бушующегоморя. Художник, вероятно, хотел этим подчеркнутьбесстрашие поэта, его свободолюбие.
ХудожникВ. Серов написал портрет своего отца, композитора А.Н. Серова. На картине мы видим его за работой.Рядом кипы нотной бумагой, уже исписанной нотами будущего музыкального произведения: это подчеркивает большой труд, необходимый композитору для создания каждого музыкального шедевра.
Художники рисовали ипортретысвоих друзей-художников. Крамской по-разному написал портреты художников И. Шишкина и А. Куинджи. Шишкин, любивший рисовать природные пейзажи, изображен на фоне природы — как путешественник. А смуглого и темноволосогоКуинджи автор изобразилв строгомтемном костюме, бордовый фонтолько оттеняет темные краски.
Групповой портрет.Наиболее известные в этом жанре картины:А. Дейнека «Раздолье»;А. Гуляев «Новый год»; В.Серов «Петр I»; П. Кончаловский «Семейный портрет».
На картине «Раздолье» изображены девушки-спортсменки на тренировке. Эти бегуньи соревнуются не на стадионе, а на раздолье русской природы. Чистый свежий воздух у реки и высокое голубое небо с плывущим на нем облачком, невысокаятравка на берегу — отличное место для занятий спортом. Посмотрев на картину, тоже хочется заняться спортом.
«Семейный портрет» написанхудожником П. Кончаловским совсем не в той манере, в какой он написал портрет своей дочери. Обратите на это внимание детей, не называя стилей живописи. Детии сами заметят этуразницу и скажут о ней.
Кончаловский изобразил великого русского царя Петра I в порту. Свита едва поспевает за ним.Высокий Петр,не сгибаясь под ветром, широко шагает, направляясь к строящимся в порту кораблям. Художник, вероятно, хотел нам сказать своей картиной о том, что царь так же — семимильными шагами — шел и в государственных делах и многое успел сделать для России, дляукрепления ее военноймощии славы.При Петре I кРоссии были присоединены многие новые земли и онастала империей —огромной страной, в которой стали жить не только русские, но и многие другие народы.
Заканчивая знакомство сжанром портрета, следует рассмотреть с детьми автопортреты нескольких художников, пояснив, что живописцы изобразилисебя такими, какими себя видят и чувствуют.
На картине И. Грабаря «Автопортрет с палитрой» мы видим художника за работой, которая составляла весь смысл его жизни.В. Серов изобразил себя задумчивым, слегка грустным. Его автопортрет говорит нам о том, что в творчестве художника было много раздумий, поиска способов выразительности. Предложите детям сравнить автопортреты В. Сурикова разных лет, направляя их рассказы вопросами.
«Одинаков ли взглядэтого человекана его двухавтопортретах?»
(Нет, онсмотриткак-топо-разному.)
«Какой взгляду молодого художника Сурикова?»
(Энергичный. Смелый. Пытливый взгляд.)
«А каким стал взглядуже немолодого художника?»
(Уставшим. Спокойным. Мудрым.)
Выслушав ответы детей, выскажитеи свое мнение: «Взгляд художника изменился: он стал спокойнее и увереннее, как у уже состоявшейсяв творчестве личности».
ХудожникИ. Бродский в «Автопортрете» изобразил себя вместе с маленькой дочуркой, которую любил не меньше своего творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация для педагогов: "« ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Цель: Систематизировать знания педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по в...
Консультация для педагогов"Обучение рассказывания, старших дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...
консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...
Консультация для педагогов по патриотизму старшая гр
Консультация для педагагов по патриотизму старшая гр...
Консультация для педагогов «Экспериментирование в старшем возрасте»
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Главная особенность детского экспериментирования ...
Консультация для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»
Консультация для педагогов«Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по пейзажной картине»...
Консультация для педагогов «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми" (на примере события Крещения Руси и личности Князя Владимира)
laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...