Проект «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями много».
методическая разработка (средняя группа)

Общение со сверстниками для детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личного социального опыта; на современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие общения детей дошкольного возраста именно в процессе взаимодействия со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

     Долгосрочный проект «Без друзей меня чуть – чуть, а с друзьями много».

Тип проекта: групповой, практико-ориентированный, творческий.

Участники проекта: дети средней группы ( 4 – 5 лет ), родители воспитанников, воспитатели.

Авторы проекта:

Николаева М.В воспитатель

Котомина Г.Н.

                                        Структура проекта

Проблема: дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе; совместные игры приносят дошкольникам массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться сотрудничеству

Актуальность состоит в том, что общение со сверстниками для детей дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений детей этого возраста с окружающим миром, накоплением личного социального опыта; на современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие общения детей дошкольного возраста именно в процессе взаимодействия со сверстниками.

Цель: создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.                            

  Задачи проекта:

-  отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.

- создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.

- формирование умений свободно общаться в повседневных ситуациях.

-формировать понятие друг, дружба; воспитывать доброжелательные отношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам

 - систематизирование и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.

- закрепление постоянного проявления вежливости в процессе общения со взрослыми и сверстниками; закрепление представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.

-обогащение, расширение и активизация словаря «вежливости»  формулами речевого общения в разных видах деятельности; закрепление умения вести короткие диалоги в различных жизненных, творческих и игровых ситуациях.

Методы и формы работы:

- беседы;

- дидактические игры;

- консультации;

- НОД;

- совместная деятельность родителей, воспитателей и детей.

Предполагаемый результат:

сформированность у детей знаний и навыков вежливого поведения в быту, игре, в другой деятельности.

- обогащение и активизация словаря «вежливых слов» формулами речевого общения.

- укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе. (сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.)

- повышение уровня культуры вежливости детей

- появление способности у детей разрешать конфликтные ситуации и умение регулировать свое поведение согласно социальным нормам.

Продукт проектной деятельности: совместное творчество, игры.

Этапы проекта

1.ЭТАП - предварительный

  1. Определение уровня сформированности у детей культуры поведения со взрослыми и сверстниками, знание вежливых слов.

2. Повышение собственной профессиональной компетентности:

-подбор, изучение методической литературы по теме;

-изучение педагогического опыта;

- совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметно пространственной среды: дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; методические разработки;, подбор картотек, художественных произведений по данной проблеме (загадки, стихи, проблемные ситуации)

-составление  плана проектной деятельности.

- создание атмосферы общей культуры в группе.

3. Анкетирование родителей.

2. ЭТАП -  Основной
1. Конспект НОД в средней группе «С чего начинается дружба».

2. Беседа: «Умейте дружбой дорожить».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»,
В.Катаев «Цветик - семицветик», Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» (главы из книги).

4. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
5. Пословицы и поговорки о дружбе.
6. Заучивание стихотворений о дружбе.
7.Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин»,  Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».

8. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».

9. Практикум для родителей «С кем и как дружит мой ребенок».

9. Конспект НОД «Мои друзья».

10. Беседа играем дружно.

11. Мы дружные ребята  рисунок для друга совместно с родителями).

12. Беседа «Как быть хорошим другом».

13. Беседа «Зачем нужны вежливые слова».

1. Материалы для формирования образовательной среды :

1. Создание картотеки «Вежливые слова».

2. Создание альбома «Игрушка для друга».

3. Театр на фланелеграфе «Репка».

4. Создание картотеки стихотворений о дружбе, взаимопомощи.

5. Создание картотеки пословиц и поговорок о дружбе.

  1. Конснект занятия «С чего начинается дружба».

Цель: Формировать знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба».

Задачи:

- Закрепить правила дружеских отношений.

- Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.

- Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.

- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: беседа о дружбе, друзьях; обсуждение конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц о дружбе; слушание и исполнение песен о дружбе.

Ход ООД:

Воспитатель: Дорогие дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. Так давайте подарим приветливые улыбки друг другу.

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята с чего начинается дружба? (ответы детей).

Верно, дружба начинается с улыбки, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра.

А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? (ответы детей).

Конечно, нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, внешностью, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.

Игра «Слушайте внимательно!»

В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Попрыгайте те, кто любит мультики.

Воспитатель: Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет! Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад письмо. Давайте, посмотрим от кого? На письме обратный адрес, от Кота Леопольда. А вы знаете кто это, из какой сказки? (ответы детей) Да, правильно «Приключение Кота Леопольда». Давайте прочитаем письмо.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Кот Леопольд. Меня измучили мышата - проказники. Сколько бы я ни призывал озорников к дружбе и спокойствию, каждый раз мыши придумывают все новые проделки. И смешно то, что в свои ловушки мышата обычно попадают сами. Тогда я спешу к ним на помощь, и раскаявшиеся мышата стараются не проказничать. Но все начинается по новой и я снова "подлый трус", так меня обзывают мыши, отказывающиеся верить в искренность и доброту мою. Помогите мне, пожалуйста, подружиться с мышатами».

Воспитатель: Ребята, поможем Коту Леопольду? (Да)

Но сначала отдохнем.

Физкультминутка: «Мы – друзья».

Дружно за руки берись,

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться .(кружение)

Много радостных людей, (идём по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про печаль забудем! (отходим назад) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая из них лишняя. Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу: на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя». Мы эти картинки положим в коробочку. Пусть мышата, посмотрят, каким должен быть настоящий друг. (добрым, внимательным, смелым, храбрым, заботливым и т.д.). Воспитатель: А теперь давайте поиграем.

Игра «Комплименты».

Скажем друг другу приятные слова. Дети стоят по кругу поворачиваются, пожимают ладони друг другу и говорят: «Ксюша, добрая». «Арина, заботливая». «Полина, ты красивая умная». «Егор, ты храбрый, трудолюбивый» и т.д. Воспитатель: Пришло время вспомнить, какие мы с вами учили пословицы о дружбе. Дети:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Доброму слову – добрый ответ.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.

Один за всех, и все за одного.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба – самое, дорогое сокровище.

Дружба, дороже денег.

Доброе слово дороже богатства.

Дружба - великая сила.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Без беды друга не узнаешь.

За дружбу дружбой платят.

Воспитатель: Молодцы! Много знаете пословиц о дружбе. Я все записала, мы положим их тоже в коробочку. Дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.

Предлагаю в честь радостного настроения, в честь дружбы детей в нашей группе запустить фейерверк из мыльных пузырей. Пускание мыльных пузырей.

Воспитатель: Мыльные пузыри, мы тоже положим в коробочку. Все запакуем и отправим мышатам посылку. Я думаю, они перестанут пакостничать и вредничать. И будут жить дружно и тогда жизнь непременно повернется к ним своей солнечной стороной.

Ребята посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Каждый из вас – радость для всех. Каждый из вас – это маленькое чудо! Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените её.

  1. Беседа «Умейте дружбой дорожить».

Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.

Задачи:

     1. показать важность истинных друзей в жизни человека;

  1. научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;
  2. научить разделять радости и печали друзей.

Воспитатель: 

Тема нашей беседы: «Дружбой дорожить умейте!». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

     1. Все за одного, а один за (всех).

  1. С миру по нитке - голому (рубаха).
  2. Семеро одного (не ждут).
  3. Один в поле……..(не воин).
  4. Старый друг лучше (новых двух).
  5. Нет друга, ищи, а нашёл (береги).

Воспитатель: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно,

а неверный друг подведёт в сложной ситуации).

5. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы.).

6. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

9. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга.

Воспитатель : дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. Послушайте стихотворение о дружбе:

«Настоящий друг везде

верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит

Ты не спишь - он спать не может,

И во всём без дальних слов он помочь тебе готов».

Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?

А каким бы вы хотели видеть своего друга?

Чего бы вы желали от друга?

Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Так каким должен быть друг? Как дорожить дружбой?

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много."

В 2010 году ГДОУ детский сад № 101 Московского района , которым я руководила до июня 2011 года стал победителем в конкурсе проектов дошкольных образовательных учреждений Московского района Санк...

"Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями -много!"

сценарий литературного вечера...

Проект "Без друзей меня чуть - чуть, а с друзьями - много"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение конт...

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"

Краткосрочный проект, для реализации с детьми 4-5 лет "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"....

Проект "Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много"

Проектная деятельность с детьми средней группы...

Образовательная деятельность о дружбе для дошкольников «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Дружба является одним из лучших нравственных чувств человека. Она возникает между людьми и опирается на общие интересы и увлечения, а также взаимную симпатию и привязанность. Благодаря мобильным ...