Консультация для родителей "Как правильно выбрать игрушку для ребенка старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая, подготовительная группа)
В наше время выбор игрушек для детей столь многообразен и интересен, что для каждого родителя, заинтересованного в развитии своего ребенка, невольно встаёт вопрос: «Какую игрушку выбрать?»
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Игрушка для ребенка – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки – учат общаться и познавать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_vybor_igrushki.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Как правильно выбрать игрушку для ребенка старшего дошкольного возраста"
В наше время выбор игрушек для детей столь многообразен и интересен, что для каждого родителя, заинтересованного в развитии своего ребенка, невольно встаёт вопрос: «Какую игрушку выбрать?»
Так какие же игрушки нужны детям? Игрушки и игра неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать игру к жизни, а игра иной раз требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные как в магазине, так и сделанные своими руками воспитателем, родителями, а также самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми.
Игрушка для ребенка – та среда, которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства. Игрушки – учат общаться и познавать себя.
Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. От этого выбора зависит настроение ребенка и прогресс в его развитии.
При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними и помогают игрушки. Очень важно, чтобы подбор игрушек способствовал формированию у ребенка правильное представление об окружающем.
Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребенка сюжетом совместной игры. Задаёт ему вопрос, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребенка полна смысла.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и другие); технические (транспортные, конструкторы и т.п.); игрушки-орудия труда (молотки, отвёртки, щетки для подметания, грабли лопатки и т.п. – эти игрушки имитируют простейшие средства труда взрослых); игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
В игре развивается воображение, фантазия, а, следовательно, создается
почва для формирования инициативной, пытливой личности. Верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка, поэтому выбирать игрушку для своего ребенка родители должны обдуманно.
Большое значение имеет народная игрушка. Она прививает детям духовную ценность, воспитывает патриотические чувства, приобщает его к прикладному искусству, расширяет знания детей и кругозор о народных промыслах, воспитывает гордость за свой народ, прививает любовь к родному краю, к стране России.
Подбор игрушки дело серьёзное. Иногда родители покупают игрушки на свой вкус и расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что ребенок не играет в эти игрушки, не подозревая, что он просто не умеет в неё играть, или она просто его не заинтересовала.
Сами по себе игрушки ничего для ребенка не значат, если он не знает, как и во что с ними играть.
У каждого ребенка есть любимая игрушка. Зачем она ему? Нужна ли ребенку любимая игрушка? Конечно, нужна. У каждого ребенка есть такая игрушка, которую он любит и играет больше всего. Такая игрушка обязательно должна быть. Этой игрушке малыш может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх, одиночество, когда родители куда-нибудь уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть. Ей может быть мишка, котенок, собачка, зайчик, динозаврик и другие игрушки, то есть существо близкое ему и понятное.
Еще одна ошибка, которую многие родителя совершают. Среди родителей бытует мнение, что чем больше игрушек у ребенка, тем лучше он будет играть, а сами взрослые смогут отдохнуть. На самом деле это не так.
Обилие игрушек приводит лишь к механическим манипуляциям, рассеивают внимание ребенка. Если игрушек слишком иного, то их нужно объединить в группы или наборы и периодически менять, примерно один раз в 2-3 месяца.
Старший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Это возраст становления личности ребенка. Это возраст становления самосознания ребенка, его отношения к другим людям и к самому себе. Ребенок учится взаимодействовать с другими людьми – со сверстниками, со взрослыми, учится договариваться, добиваться своих целей, достигать компромиссов. А учится всему этому он через игру и естественно через игрушки. Игра остается той деятельностью, которая ведет за собой всё развитие ребёнка. Соответственно играм должны быть правильно подобраны игрушки. Игры для детей старшего дошкольного возраста могут иметь разнообразную тематику. Подбирая игрушку нужно помнить, что правила игры должны быть доступными и направленными на победу. Задания должны постепенно усложняться. Ребенок пяти лет вполне осознает свои ошибки.
Лучшими игрушками для этого возраста являются разные виды конструкторов (тканевые, мягкие, металлический, деревянные, пластмассовые), трафареты и схемы для конструирования, которые развивают творческие особенности и пространственное мышление. Это строительные материалы и игровые наборы мелкого, среднего и крупного размера (кирпичики, бруски, кубики, болты, винтики, гайки и инструменты для их закручивания.
Сидя за столом ребенку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримыми с ростом ребенка в положении сидя и стоя.
Для сюжетно-ролевых игр, которые дают возможность ребенку узнать и научиться социальным нормам поведения. Для таких игр нужны инвентарь и атрибуты (набор парикмахера, доктора, посуда, кукольная мебель, комплекты кукольной одежды, овощи и фрукты и наборы для магазина, фартуки, косынки, шапочки, халаты, сумки, кошельки, щетки, карнавальные маски, театральные костюмы и др.)
Так же для развития логического мышления нужны игрушки, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это различные головоломки, мозаика, шашки, шахматы, игровые наборы с правилами: «Четвёртый лишний», «Разложи по порядку», домино, «Транспорт», «Геометрические фигуры», лото, игры с кубиками и фишками, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Уникум», пазлы, и т.д. Матрёшки, пирамиды, настольно-печатные игры, краски, пластилин и др.
Музыкальные игрушки помогают развитию музыкальных способностей. Следует приобретать такие игрушки, как: клавишные, струнные, духовые, ударные музыкальные инструменты (барабаны, ложки, металлофоны, треугольники, колокольчики, бубен, пианино, игрушечные аккордеоны, дудки, трещотки, погремушки, маракасы).
Порадуют ребёнка и помогут сделать «ОТКРЫТИЯ» игрушки-забавы (ванька-встаньки, неваляшки, музыкальные открытки, роботы, заводные человечки или зверюшки, головоломки-трансформеры, летающие колпачки, наборы фокусников, игрушки с пультами управления и т.п.
Большое внимание следует уделять игрушкам, которые используются на прогулке на улице. Для этих целей нужны такие игрушки как грабли, лопаты, лейки, щетки, молотки.
Спортивные игрушки – велосипеды, самокаты, мячи, кегли, ракетки с воланами, теннисные ракетки с шариками, бумеранги, кольцеброссы, скакалки, серсо, летающие тарелки, роликовые коньки. Зимой – санки, лыжи, коньки, ледянки.
Крупногабаритные игрушки, такие как велосипеды, самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребенка движениям и ориентировки в пространстве.
Интерактивные игрушки – роботы
Особое место и внимание уделяется интерактивным игрушкам – роботам. Эти игрушки в нашем ХХ1 веке постепенно вытесняют с рынка обыкновенные статичные модели игрушек. Многие родители обеспокоены ростом агрессивности детей. Психологи объясняют это потоком насилия с телевизионных экранов, компьютерными играми и неправильными игрушками. Многие считают, что весомый вклад в это вносят роботы-трансформеры и интерактивные игрушки. Некоторые из них вооружены, имеют устрашающий вид: огромные зубы, непонятный цвет, агрессивный внешний вид. Поэтому родители должны знать, во что играют их дети, как играют, дозировать компьютерные игры.
Но не стоит однозначно приравнивать все игрушки-роботы к числу агрессивных и вредных. Многие игрушки роботы-трансформеры, позволяющие превратить робота в машину или другую конструкцию, учат логически мыслить, дозировать пространственное воображение. На каждый взрослый сообразит, как собрать танк из робота. И потом, для детей они более интересны, они имитируют общение и способствуют обучать детей умениям ухаживать за животными. Они могут разговаривать, повторять несложные фразы, мяукать вилять хвостом, вертеть головой.
Интерактивные куклы, собачки, кошечки, мишки, динозавры - они так похожи на реальных людей и животных, ведут себя почти так же, как «живые».
Эти игрушки реагируют на ласку, хлопки, голос, отвечают на несложные вопросы. Обижаются, плачут, смеются.
Это всё хорошо и замечательно, но есть и другая сторона этого общения. Так, ребёнок привязывается к своей игрушке, и если она вдруг ломается, ребенок испытывает стресс.
Есть другая ситуация, при которой ребёнку надоедает игрушка и она бросает её, забыв о том, что он совсем недавно ухаживал за ней. Вроде бы ничего страшного с одной стороны, но с другой – ребенок перестает нести ответственность за питомца. А наша задача научить ребенка нести ответственность за питомца до конца, а не только тогда, когда хочется.
Родители должны подходить к выбору таких игрушек ответственно и продуманно. Купив такую игрушку, родители должны сразу же поставить ребенка в известность, объясним ему, что это просто игрушка, а не живое существо, но играть с ней надо осторожно и аккуратно.
Вредным может быть и набор информации, заложенной в игрушку. Перед тем, как купить такую игрушку, прослушайте все фразы, песни, стихи, которые произносит игрушка, потому что некоторые игрушки говорят вызывающие и даже оскорбительные фразы.
Несмотря, не некоторые минусы интерактивных игрушек- роботов – трансформеров плюсов все же гораздо больше. Эти игрушки являются первыми шагами в мир современных технологий, служат адаптацией к высокотехнологичному миру. Они пробуждают у детей интерес к технике и программированию, и может стать их будущей профессией.
Не следует часто водить ребенка в магазин игрушек с множеством соблазнительных и дорогих игрушек. Переживания, когда ребенок не может получить то, что очень хочет, по тем или иным обстоятельствам, ему совсем не нужны. Только тогда, когда вы сами готовы подарить ребенку радость – ведите его в магазин.
И так, при выборе игрушек, родители должны учитывать возрастные особенности ребенка, умственные особенности, безопасность и прочность игрушки, внешний вид – то есть эстетичность, близость к оригиналу, их не должно быть слишком много, они должны отвечать педагогическим и психологическим требованиям, вызывать у ребенка радость, нести полезную информацию, оставлять простор для воображения, фантазии, расширять и пополнять словарный запас ребенка, закреплять полученные навыки, знания окружающего мира.
Уважаемые родители!
Прежде всего, научите своего ребенка бережно относится к своим и чужим игрушкам, понимая, что она может быть любимой игрушкой другого ребенка. Расскажите, что для того, чтобы купить игрушку, много людей вложили в неё труда и мастерства, любви и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. " Как правильно выбрать игрушку для ребенка"
Материал содержит практические рекомендации для выбора игрушки для ребенка....
Консультация для родителей подготовительной группы: « Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».
Консультация для родителей подготовительной группы:« Особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Кризис 6-7 лет».Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими...
Консультация для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка дошкольного возраста».
Всем известно, что игрушка - это главное в жизни ребенка. Ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Ребенок играет везде, где бы он ни находился. Хотелось бы посоветовать, каки...
Консультация для родителей «Как правильно выбрать игрушку для ребенка»
Как правильно выбрать игрушку для ребенка...
Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Как правильно выбрать игрушку для ребенка"
Развитие богатого эмоционального мира ребѐнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребѐнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и...
консультация для родителей "Как правильно выбрать игрушку для ребенка"
консультация для родителей "Как правильно выбрать игрушку для ребенка"...