"Пути приобщения детей дошкольного возраста к традициям чувашского народа"
консультация

Великова Любовь Витальевна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_tantsy-igry.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» Красноармейского муниципального округа

Чувашской Республики

Консультация для педагогов ДОО по теме:

«Пути приобщения детей дошкольного возраста к традициям чувашского народа».

                                           Подготовила:

                                                                   музыкальный руководитель

                                                                         I квалификационной категории

                                            Великова Л.В.

с. Красноармейское, 2022

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу раскрыть вам пути приобщения детей дошкольного возраста к традициям чувашского народа. Своё выступление хочу начать с «золотой формулы» выдающегося учёного, этнопедагога Г. Н. Волкова.

Он говорил, что «Без памяти – нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности».

Г. Н. Волков

Актуальность выбранной мною темы несомненна. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. В условиях ФГОС ДО содержание базисной программы расширено введением национально – регионального компонента, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач: способствовать формированию первоначальных представлений об особенностях родного края; познакомить детей с особенностями и традициями наших предков; формировать представления о родном посёлке: истории, улицах, профессиях; познакомить с именами знаменитых земляков; сформировать знания о живой и неживой природе; заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определённого мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.

В своей педагогической деятельности по приобщению детей к национальной культуре чувашского народа я использую парциальную Программу «Программа ребёнка-дошкольника» Л. В. Кузнецовой, которая позволяет ознакомить детей дошкольного возраста с культурой чувашского народа через различные виды музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, творческая деятельность, которая включает в себя и музыкально-ритмические движения, театральную деятельность, и основной вид деятельности - игру. Отношение чувашской народной педагогики к играм и веселью ярко выражено в словах одной из песен: «Çамрăк чухне выльăр, кулăр, ÿкĕнмелле ан пултăр!» (Пока молоды, играйте, смейтесь, чтобы потом не жалеть!»), поэтому для того, чтобы ребёнок принял традиционную культуру, важно дать ему возможность самому поучаствовать в творческой деятельности.

Приобщение детей к народной культуре начинается с детства, когда закладываются основные понятия и примеры поведения. Через народное творчество ребёнок может развиться, проявить свои умения, фантазию, показать себя.

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте – это колыбельные песни, прибаутки, считалки, плясовые наигрыши. Воспринимаемая ребёнком через материнский фольклор народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, стимулирует проявление начальных социальных эмоций. Фольклор уникален и тем, что способствует развитию творчества воспитанников, позволяет раскрыться, импровизировать. Поэтому оно неоценимо в плане приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию наших предков.

Народная песня – одна из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души, развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине, учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.

Народные танцы, наряду с песнями, занимают важное место в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста. Они, как и песни, помогают знакомить детей с обычаями родного народа.

Чувашские праздники, как например, «Чăваш кунĕ» – это прекрасная возможность для воспитанников знакомиться с устным народным творчеством, помогают овладеть большим репертуаром чувашских произведений, танцевальных композиций, получить огромное удовольствие от встречи самобытным народным искусством. Чувашские народные праздники всегда открыты для новизны, изобретательности. Эта открытость – веяние времени и одновременно сохранение традиций прошлого, уходящего в глубину веков. Она создаёт богатую атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения.

Календарно-тематические праздники и развлечения дают возможность детям проявить свои музыкально-творческие способности, поэтому в своей работе я их часто использую. Например, «Аннесен уявĕ» (День матери»), «Кĕр уявĕ» («Осенний праздник»), «Çĕнĕ çул» («Новый год»), «Çăварни» (Масленица) и т.д.

Участие воспитанников в различных мероприятиях тоже играет не мало важную роль в плане приобщения детей дошкольного возраста к культурному наследию наших предков. Например, конкурс «Хунав», акция «Эпĕ чăвашла калаçатăп», экскурсии, встречи, которые позволяют нашим малышам проявить себя и дают возможность вбирать в себя и развивать всё лучшее, что было создано нашими предшественниками, обогатить в новых условиях духовный мир общества.

Заключение.

Возрождение, сохранение обычаев и обрядов чувашского народа способствует повышению познавательного интереса к истории и культуре родного края, популяризации народных традиций, патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на лучших образцах народной традиционной культуры, возрождению самобытных фольклорных традиций и развитию преемственности поколений. Поэтому использование в современной образовательной системе основ чувашской традиционной культуры, выявление её богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей времени – формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа, знакомить с произведениями искусства, педметами быта и народного фольклора, воспитывать интерес к родному языку, традициям...

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа"

Консультация на тему "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа"...