Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Логунова Олеся Сергеевна

Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения   детей второй младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_voobrazheniya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста».

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения   детей второй младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

-Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

-Изучить процесс развития творческого воображения.

-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

-Разработать перспективный план работы с детьми.

-Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

-Раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

-Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения.

-Разработать комплексную методику  диагностики  и  развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

-Определить возможные пути  развития  творческого  воображения детей  в процессе изодеятельности.

-Провести  экспериментальную  проверку  отработанных  форм, методов  и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

-Разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.

-Провести  консультацию для педагогов на тему «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

-Принять участие в семинаре с темой «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста».

Этапы самообразования.

 1. Подбор и изучение методической литературы.

 2. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

 3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

 4. Представление опыта работы по теме.

Изучение методической литературы.

Понятие «воображение» и «творческое воображение».

 Всякая   деятельность   человека,   результатом   которой   является   не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание  новых образов или действий; будет принадлежать  к  творческой  деятельности.  Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий  наш  прежний  опыт,  он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий  и  создающий  из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое  поведение.  Если  бы деятельность человека  ограничивалась  одним  воспроизведением  старого,  то человек  был  бы  существом,  обращенным  только  к  прошлому,  и  умел   бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит  это прошлое. Именно  творческая  деятельность  человека  делает  его  существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее. Эту творческую  деятельность,  основанную  на  комбинирующей  способности нашего мозга, психология  называет  воображением.  Обычно  под  воображением имеется  в  виду  все   то,   что   не   реально,   что   не   соответствует действительности. На  деле  же  воображение  как  основа  всякой  творческой деятельности одинаково проявляется во всех  решительно  сторонах  культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное  или  мелкое,  прежде  чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой,  возведенной  в  уме  при   посредстве   новых   сочетаний   или соотношений». Воображение – не действительность, но оно не может без  действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей  средой.  С другой стороны, именно  воображение  подчас  определяет  программу  действий человека, ход его мыслей, его отношение  к  окружающей  действительности,  к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности. Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем  творении.  И когда  человек  приступает  к  любой   работе,   он   «видит»   цель   своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей  пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из  воска,  он уже  построил  ее  в  своей  голове.  В  конце  процесса  труда   получается результат, который уже  в  начале  этого  процесса  имелся  в  представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой,  то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще  не  делал  и, следовательно, не видел и не слышал.  Воображение  порождает  «образ»  того, что лишь будет создано в процессе творческой работы. В литературе имеются самые разные  определения  воображения.  Так  Л.  С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же  сочетаниях  и  в тех же формах отдельных впечатлений,  которые  накоплены  прежде,  а  строит какие-то  новые  ряды  из  прежде  накопленных  впечатлений.  Иначе  говоря, принесение нового  в  самое  течение  наших  впечатлений  и  изменение  этих впечатлений так, что в результате  этой   деятельности  возникает  некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую  основу той деятельности, которую мы называем воображением». «Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от  прошлого опыта,  преобразование  его.  Воображение  –  это  преобразование   данного, осуществляемое в образной форме». «Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, –  в  той или иной конкретной практической деятельности заключается  в  преобразовании и переработке данных  восприятия  и  другого  материала  прошлого  опыта,  в результате чего получаются новые впечатления». «Философская  энциклопедия»  определяет  воображение,   как   психическую деятельность, заключающуюся в создании представлений и  мысленных  ситуаций, никогда  в   целом   непосредственно   не   воспринимавшихся   человеком   в действительности. Многие исследователи отмечают,  что  воображение  есть  процесс  создания новых образов в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к  формам чувственного материала.  Природу  воображения  составляет  синтез,  единство логического и чувственного. Воображение   -  это   психический   процесс,   в   котором    отражение действительности  происходит  в  специфической  форме   –   объективно   или субъективно нового (в виде  образов,  представлений,  идей),  созданного  на основе образов восприятий, памяти, а также знаний приобретенных  в  процессе речевого общения. Когда речь идет об объективно новом, то  имеется  в  виду, что данный продукт воображения вообще впервые создается  в  обществе.  Когда же речь идет о субъективно новом,  то  это  значит,  что  созданный  продукт обладает новизной только лишь  для  самого  создателя,  в  то  время  как  в обществе он уже известен. Воображение   –  это   аналитико-синтетическая   деятельность,   которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели  либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент.  Чаще  всего воображение возникает в проблемной  ситуации,  т.е.  в  тех  случаях,  когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется  опережающее  практическое действие отражения,  которое  происходит  в  конкретно-образной  форме,  как результат оперирования образами.

Влияние  изобразительной  деятельности   в   развитии   творческого воображения детей дошкольного возраста.

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес  многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят  к  изучению  детского рисунка  с  разных  сторон.  Искусствоведы  стремятся  заглянуть  в   истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть  в своеобразный  внутренний  мир  ребенка.  Педагоги  ищут   оптимальные   пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так  что  же  это  такое  «изобразительная  деятельность»,  или,  другими словами, рисование? Прежде всего –  одно  из  первых  и  наиболее  доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что  привлекает их внимание, вкладывают в  изображаемое  свое  отношение  к  нему,  живут  в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд. При  этом  в  работу включаются зрительные, двигательные, мускульноосязаемые  анализаторы. В изобразительной   деятельности    проявляется своеобразие многих сторон детской  психики.  Рисование  помогает  нам  лучше узнать   ребенка,   дает   возможность   получить   материал,   раскрывающий особенности мышления, воображения,  эмоционально-волевой  сферы.  Не  говоря уже о том, какую пользу  приносят  занятия  рисованием,  развивая  память  и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать  и  анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Подражая действиям  взрослых,  ребенок  уже  в  раннем  детстве  начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно  ребенок уходит от  бездумных  чирканий  по  бумаге.  Он  начинает  понимать  функцию карандашей, его движения становятся  более  точными  и  разнообразными. Это период доизобразительной деятельности.Рисунок  появляется,  когда  ребенок связывает некоторые из своих каракуль  с  предметами  и  специально  создает воображаемые объекты. Словесное формулирование  намерения  является  началом изобразительной   деятельности. В   начале   стремление    изобразить    с воспоминанием  знакомого   ему   графического   образа.   Чаще   всего   это кругоподобные  кривые,  в  которых  ребенок  «видит»  дядю,  тетю   и   т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает  искать новые графические образы. Появляются  «головоноги».  Значительный  скачек  в развитии, как самого ребенка,  так  и  рисования,  происходит  в  дошкольном возрасте. Под влиянием  взрослых  появляются  изображения  домов,  деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что  ему интересно. Все, что только  он  способен  вообразить,  представить  в  своей фантазии, ребенок  пытается  нарисовать.  У  многих  наблюдается  интерес  к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей,  колдунов  т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых.  Рисование,  как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение,  мир,  в  котором он живет. Все   необходимые   качества   воображения    (широта,    произвольность, устойчивость,  яркость,  оригинальность)  возникают  не  спонтанно,  а   при условии  систематического  влияния  со  стороны  взрослых.  Влияние   должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем  мире, а не сводиться к «навязыванию»  ему  готовых  тем.  Ребенку  нужно  помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать  способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно  формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не  проводить,  то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к  началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым  к  усвоению  учебного материала,  требующего  достаточно  сформированного  уровня  воображения.  К этому возрасту уже  должны  появиться  такие  психические  образования,  как произвольность,  внутренний  план  действий,   рефлексия.   Благодаря   этим новообразованиям  появляется  и  качественно   новый   вид   воображения – произвольное  воображение.   Возрастает   целенаправленность,   устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны  и  эмоционально  окрашены. Присутствует творческая переработка представлений. Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка. Одной  из  задач  опытно-экспериментальной  части  работы  было  изучение влияния   изобразительной   деятельности   на   развитие   воображения.    В эксперименте  участвовали  дети  подготовительной  группы  в  количестве  15 человек, в возрасте от 6 до 7 лет. Констатирующие опыты имели  цель  выявить  уровень  развития  воображения испытуемых. С  это  целью  использовалась  методика  Е.  Торренса  «Неполные фигуры».  Тест  предназначен   для   диагностики   креативных   (творческих) способностей детей. Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е.Торренс) позволяет  достаточно  полно  изучить  особенности  творческого воображения  и   проследить   специфику   этого   процесса.   Эта   методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его  свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей  каких -либо  целостностей  и  достраивает, реконструирует их.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

"Работа педагога-психолога в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Предоставлен опыт работы по развитию творческого воображения и мышления детей дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие детское дошкольное учреждение. Ззначимость  работы состоит в том, что мате...

Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста

Развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем  личность ребенка....


 

Комментарии

Наталья Алексеевна Фаткина

Олеся Сергеевна спасибо за ваш труд!