ПОШАЛИЛИ, ПОИГРАЛИ — ВСЕ ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛИ
методическая разработка (средняя группа)
Почему, ну почему каждый вечер превращается в поле боя на руинах рассыпанного конструктора вперемежку с мячиком, матрешкой и паровозиком? Как превратить ежевечернее сражение за чистоту и порядок в комнате в спокойное и мирное времяпрепровождения? И оправдан ли идеальный порядок вообще? Об этих вопросах мы и поговорим сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrushki.docx | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОШАЛИЛИ, ПОИГРАЛИ — ВСЕ ИГРУШКИ РАЗБРОСАЛИ
Почему, ну почему каждый вечер превращается в поле боя на руинах рассыпанного конструктора вперемежку с мячиком, матрешкой и паровозиком? Как превратить ежевечернее сражение за чистоту и порядок в комнате в спокойное и мирное времяпрепровождения? И оправдан ли идеальный порядок вообще? Об этих вопросах мы и поговорим сегодня.
Играли, играли, игрушки разбросали…
Типичный, банальный, очень распространенный, но не теряющий при этом свою актуальность вопрос: «Что делать, если ребенок не убирает за собой игрушки?» Сколько поколений родителей сталкивалось с подобной ситуацией, столько же искало оптимального решения. Чем вызвано нежелание ребенка наводить порядок в комнате?
Это вопросы, которые волнуют практически всех родителей. А что думают по этому поводу дети? Быть может: «Мама же моет за мной тарелку, убирает после еды — а почему так же не происходит после игры?». Или: «Папа заносит в дом и чинит мой велосипед, значит, он может и пирамидку собрать».
Так или иначе, но если вопрос по поводу уборки игрушек возник, то возник он именно у вас, дорогие родители, а не у крохи. Поэтому, во избежание конфликтов на почве игрушечного хаоса, мы должны приложить усилия, чтобы желание и привычка наводить порядок появились и у нашего малыша.
Для чего?
Сначала попробуем разобраться — для чего нам ОЧЕНЬ необходимо, чтобы ребенок убирал за собой игрушки.
Аргументы вроде: «Если сейчас он не слушается, что же будет потом?» — или: «Соседский Ванечка уже в годик складывал свои игрушки», — ликвидируем на корню как нецелесообразные, более того — вредные, не присущие «продвинутым» родителям.
Мы хотим вырастить стойкого, смелого, волевого человека, а волю надо развивать, она сама не совершенствуется — такой аргумент принимается безоговорочно. Разумеется, нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей. Сознательный родитель понимает, что уже с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, необходимо ставить перед ним посильные задачи и требовать их решения, конечно, в пределах его возможностей.
Шаг первый
Пока малыш еще совсем маленький, поведение мамы или папы для него — пример и идеал, которые он копирует и присваивает себе, своему поведению.
В идеале — увидев, как вы собираете игрушки, карапуз начнет делать то же самое, и со временем это войдет в привычку.
В жизни — через какое-то время малыш может потерять интерес к наведению порядка и чистоте.
Что делать? Придумать какой-нибудь ритуал и постоянно соблюдать его. Например, можно подобрать музыку и включать ее во время уборки игрушек (когда музыка закончится, все игрушки должны быть убраны). Под красивую мелодию маленький человечек с удовольствием будет раскладывать по местам любимые предметы.
Важно — не пропустить момент, когда малыш сам начинает с удовольствием собирать игрушки. Хвалите его, восхищайтесь — восторгайтесь, если хотите! Ребенок должен почувствовать свою значимость, должен испытать чувство собственной принадлежности к ДЕЛУ, которое впоследствии станет только его делом!
Несколько невредных советов
|
Шаг второй
Если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, то чем старше становится ребенок, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого.
Малыш чуть подрос, готов к играм с элементарными правилами. Если процесс уборки превратить в увлекательную игру, шансы на сохранение порядка возрастают.
В идеале — игра типа «Раз, два, три — игрушку убери!» (кто быстрее или просто вместе) поможет достаточно легко разрешить вопрос ликвидации игрушечного хаоса. Пока не принципиально, кто убирает, вы или малыш, главное — результат, выработка привычки находиться или засыпать в чистой комнате.
В жизни — такой способ потребует от вас не только непосредственного физического участия, но и немалых эмоциональных затрат, ведь в таком случае вы не только помогаете малышу, но и вызываете у него желание (а в дальнейшем — и привычку) к порядку.
НО: играть по правилам хочется не всегда. Кроме того, в дальнейшем ребенок может злоупотреблять вашим участием «Уберем вместе!»
Что делать? Убирать вместе! А потом… Зная особенности своего малыша, вы без труда отыщите правильное решение. Или: «А сам сможешь, как взрослый?» Или: «Кто быстрее — я помою посуду или ты уберешь игрушки?»
Шаг третий, далеко не последний..
Ребенок подрастает. С расширением его возможностей увеличиваются и требования, предъявляемые внешним миром вообще и родителями в частности. Нельзя сказать, что вопрос об уборке игрушек исчезает. К тому же количество игрушек не только возрастает, но и изменяется их качественный характер. Для ребенка они становятся одушевленным миром. Теперь самое время учить малыша любить своих «друзей» и «помощников». У игрушек должно быть место, куда они возвращаются после того, как с ними поиграли — специально отведенная полочка или специальный ящик.
Можно приобрести специальную корзину, в которую складывать игрушки, а можно просто украсить коробку от телевизора разноцветными узорами. Можно придумать сказку, почему игрушки необходимо складывать именно туда. Например, они рассказывают друг другу, как провели день. Или просто любят отдыхать именно в этом месте. Главное, чтобы ребенок принял условия игры и соблюдал их.
Не стоит все игрушки держать в зоне досягаемости маленького исследователя. Периодически пряча и меняя их, вы поддержите интерес ребенка к уже имеющимся игрушкам.
Заведите несколько нехитрых правил, зарифмуйте их и проговаривайте каждый раз, когда дело касается игрушек:
«Я игрушку сам возьму, сам потом и уберу»
«Чисто в комнате как стало! Я игрушки все убрала!»
«Кукла уже хочет спать, положу ее в кровать»
«Машинка долго ехала и вот в гараж заехала»
ВАЖНО! |
Небольшое отступление
Эта простая бытовая проблема имеет и более глубокий смысл. С одной стороны, необходимо четко разграничить творческий беспорядок, когда ребенок строит, мастерит, фантазирует (и в таком случае право на НЕУБОРКУ имеет свое законное место) от банально разбросанных игрушек (тогда разложить все по местам после игры — необходимо!). С другой же стороны, тема уборки игрушек — маленькая составляющая организации жизнедеятельности малыша вообще. Если ребенок привык относить свои грязные вещички в стирку, если он ставит свою тарелку после еды в раковину (и не слышит при этом: «Не трогай, разобьешь!»), тогда и с игрушками вопросов, скорее всего, не возникнет.
Учить, конечно, надо, но без излишней требовательности, по ситуации, учитывая реальные возможности и настроение малыша в данный момент. Да и на себя взглянуть не мешает — всегда ли мы так аккуратны, как требуем этого от ребенка?
Жизнь творит порядок, а не порядок творит жизнь
Наказывать ли ребенка за неисполнительность? Очень хороший вопрос! А за что наказывать — за несмышленость? За неспособность быстро реагировать на задания взрослого? За нежелание убирать игрушки в одиночестве, в то время, когда хотелось бы сделать это вместе с мамой? Разве останется почва для конфликта, если мама на минуту-другую присядет и поможет ребенку собрать игрушки?
С другой стороны, согласитесь, послушание (в том числе и относительно уборки игрушек) — не самоцель. Готовность ребенка сотрудничать и выполнять просьбы и требования родителей является следствием хороших, доверительных детско-родительских отношений, уважения ребенка к родителям, взаимной любви, и естественного желания ребенка радовать родителей. Чего вам искренне и желаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД " Осень золотая краски разбросала"
Организованная образовательная деятельность " Осень золотая краски разбросала"...
Видеоролик занятия по речевому развитию, по теме: "Осень листья разбросала."
Видеоролик занятия по речевому развитию воспитателя МАДОУ "Детский сад №393 комбинированного вида" Ново-савиновского района г. Казани Рязановой Натальи Евгеньевны по теме: "Осень листья разбросало"...
"Разбросала листья осень золотая" (средняя группа)
Сценарий развлечения....
Семинар-практикум для родителей детей I младшей группы "Поиграем, пошалим!"
Семинар предназначен для родителей детей 2-3 лет. Его цель - ознакомление родителей с простейшими музыкальными играми, которые рекомендуется проводить с малышами в домашних условиях....
Рекомендательный материал «Давайте поиграем!» (Какие игрушки нужны ребёнку)
Здесь можете ознакомиться с рекомендательным материалом....
Поиграли? Убираем игрушки на место.
Предлагаю обсудить актуадьную для многих тему- уборку игрушек в группе. Приходится заставлять или уговаривать детей убирать за собой игрушки? Много ли времени уходит на это??? Если для вас эта тема ак...
Конспект музыкального занятия для детей 2-3 лет "Давайте пошалим или Клоун Сеня в гостях у ребятишек"
Музыкальное занятие можно провести с детьми младшей или средней группы. Главный герой - клоун по имени Сеня, сшитый из ткани. Его ручки, ножки и голова прикрепляются к телу на большие пуговицы. Он ярк...