«Адаптация без слёз»
методическая разработка (младшая группа)
Методические рекомендации для педагогов по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в период их адаптации к условиям детского сада «Адаптация без слёз»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_bez_slez.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 2 «Колосок»
(МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»)
Методические рекомендации для педагогов по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в период их адаптации к условиям детского сада «Адаптация без слёз»
Авторы - составители: воспитатели Лосицкая Нина Евгеньевна,
Андреева Светлана Евгеньевна
Шелехов, 2022 год
Оглавление
1. Аннотация............................................................................................................3
2. Пояснительная записка.......................................................................................4
3. Методические рекомендации ...…………………………….............................6
4. Список литературы……………………………………………………………..9
5. Приложения……………………………………………………………………10
Аннотация
Поступление в детский сад – важный период в жизни ребёнка. Очень многое зависит от взрослых, окружающих его: родителей и воспитателей. При организации успешного взаимодействия детского сада и семьи этот процесс пройдёт для ребёнка легко и безболезненно.
Методическое пособие по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в период их адаптации к условиям детского сада «Адаптация без слёз» разработано для всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей воспитанников).
Материал разработан в виде методических рекомендаций, включающих актуальность, методологическую основу, а также практический материал в виде консультаций и анкет для родителей, а также игровых упражнений для детей дома и в детском саду.
Методический материал изложен в доступном виде и обеспечивает педагогам и родителям воспитанников повышение уровня компетентности в данном вопросе.
Настоящая методическая разработка имеет теоретическую и практическую значимость и будет полезна родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям детского учреждения.
Новизна представленных методических рекомендаций заключается в подборе новых форм и методов при взаимодействии с семьями воспитанников в период адаптации. Авторы: Лосицкая Нина Евгеньевна, воспитатель МКДОУ ШР "Детский сад № 2 "Колосок", высшая квалификационная категория; Андреева Светлана Евгеньевна, воспитатель МКДОУ ШР "Детский сад № 2 "Колосок".
3
Пояснительная записка
Поступление в детский сад для ребёнка, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители?
С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Последнее время мы можем наблюдать тенденцию, что многие современные дети, не всегда могут адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Причин может быть много, но главное, что современные дети:
Умные, настойчивые, требовательные
Более коммуникабельные
4
Более информированные
Более эрудированные
Более осведомлены об окружающем мире, т. к. живут в эпоху информационного бума.
Более практичны и самостоятельны, просто потому что родители посвящают работе больше времени, чем общению с ними.
Более тревожны и агрессивны.
Очень подвижные и гиперактивные.
Зависят от техники и не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютеров.
Не имеют героев и кумиров.
Не умеют играть – в современных игрушках и играх предусмотрено все и нечего додумывать.
Часто нарушают общепринятые правила и запреты.
Не терпят замечаний.
Любые уговоры, «традиционные меры воздействия» никак на него не действуют.
Исходя из вышеперечисленного, мы сделали вывод: необходимо искать новые формы работы с детьми и родителями, которые обеспечат безболезненное привыкание детей к условиям детского сада.
Цель: Создание условий для успешной адаптации «современных» детей к детскому саду.
Задачи:
1.Изучить возможности для успешной адаптации.
2. Изучить воспитательные потребности и запросы родителей.
3.Подобрать альтернативные формы и методы работы с детьми и родителями в период адаптации.
5
Результативность
В результате деятельности в рамках темы самообразования были подобраны и апробированы современные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Наиболее эффективные формы были представлены нами на заседании РМО младших групп, районном методическом семинаре «Поиск», а также в представлении социального направления программы воспитания на заседании РМО подготовительных к школе групп.
Методические рекомендации
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс)
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателей с родителями.
Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому воспитателю надо уделить этому аспекту особое внимание. С этой целью был разработан перспективный план по работе с родителями, предложены анкеты для родителей, а также, для родителей, на период адаптации разработаны памятки.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
6
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко, улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен
увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. А также перед поступлением ребенка в детский сад обсуждаются с родителями следующие проблемы:
Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?
Нами была разработана памятка для родителей, в которой раскрыты основные аспекты адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
7
Знакомим родителей с режимом дня в группе. Обсуждаем проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию учитываем в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.
2) Какой тип общения предпочитает малыш?
Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то воспитатель советует родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.
3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?
Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, воспитатель должен обратить внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. д.
4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?
Если малыш испытывает трудности в этой сфере, совет родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть
с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.
А также совет родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье для него. В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.
На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.
Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.
Воспроизводимость: данный материал может быть использован при работе с детьми 3-4 летнего возраста и их семьями.
8
Список литературы
- Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Дошкольная педагогика. – 2007. - №2. – С.58-60.
- Григорьева А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. - №3. – С. 51-52.
- Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. / Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 2000. – 239 с.
- Морозова Е.И. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями / Дошкольное воспитание. – 2002. – № 11. – С. 10-14.
9
Приложения
Приложение 1.
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И.ребенка __________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия ______________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка особенные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________
(указать)
б) нет особенных привычек
10
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
А) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
А) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
А) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
А) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
А) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли очень сильная привязанность к кому-либо из взрослых?
А) да
б) нет
Большое спасибо!
11
Приложение 2
Задачи по работе с родителями на период адаптации:
- Планомерное, активное педагогическое просвещение родителей.
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение.
- Оказание практической помощи семье в овладении различными умениями и необходимыми навыками ухода за детьми,
- Включение родителей в единое образовательное пространство детского сада.
- Организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
Перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Презентация детского сада | • Знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада. • Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей. • Формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду |
Анкетирование "Давайте познакомимся» | • Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье |
Консультация «Первый раз в детский сад» | • Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду. • Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей Консультирование родителей на темы : режим дня; одежда по сезону и для группы; метки на одежде и обуви; гигиенические требования к одежде; формирование кгн. |
Консультация «Все о детском питании» | • Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в детском саду и дома |
Родительское собрание | • Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год. • Выборы родительского комитета группы |
Методы и приемы работы с родителями на период адаптации
Методы и приемы | Цель |
Групповые и индивидуальные консультации воспитателя, специалистов | Удовлетворение потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей |
Совместные игры родителей и детей (пребывание родителей в группе в период адаптации) | Научить родителей играть и общаться с детьми |
Показ родителям фрагментов детских игр – драматизаций, занятий, подвижных игр | Поощрять размышления родителей о достижениях детей |
Совместные игры родителей и детей (подвижные, театрализованные, дидактические) | Поддерживать положительный опыт взаимодействия родителей и детей Помочь родителям глубже понять отношения с детьми |
Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей | Побуждать родителей поддерживать друг друга |
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Выделяют следующие степени адаптации:
Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации.
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».
Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.
Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.
Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»
Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Адаптация без слёз».
В период адаптации огромное значение имеет создание условий для благоприятного пребывания ребенка в детском саду....
"Адаптация без слёз".
Буклет в помощь родителям по адаптации детей к ДОУ...
"Адаптация без слёз"
Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения...
Педагоги советуют "Адаптация без слёз"
Данный материал помогает родителям и педагогам как можно легче адаптировать ребёнка к детскому саду....
Консультация для родителей «Адаптация без слёз»
Не всем детям даётся легко привыкание к новым социальным условиям. Активное сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы....
Консультация для родителей "Адаптация без слёз"
В наше время о детском саде задумываются, едва малыш появится на свет. Родителей волнует множество вопросов, касающихся адаптации....
Проект "Адаптация без слёз"
участие в конкурсе "Кроха - 2020"...