рабочая программа " Мастерская Волшебников"
рабочая программа (средняя группа)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для детей 3-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Актуальность программы заключается в том, что проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
· желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
· желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
В процессе работы с материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка по
Художественно- эстетическому развитию
«МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
(средняя разновозротная группа)
Автор-разработчики:
Воспитатели средней разновозротной группы «Колобок»
Калюта А.Д. Петрова И.И.
С.Ремонтное, 2021-22 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для детей 3-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса.
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Вся работа дополнительного образования построена на желании детей научиться делать что- то новое, необычное, своими руками, а точнее быть немного волшебниками.
Актуальность программы заключается в том, что проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
В процессе работы с материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Цель программы: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, устойчивого интереса к художественному и ручному труду.
Задачи программы:
1. Учить детей чувствовать себя на занятиях свободно, не стесняться высказывать свои мысли, добиваться эмоциональной отзывчивости;
2. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
3. Развивать воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
4. Закреплять умение работать аккуратно, содержать в порядке своё рабочее место.
5. Вырабатывать желание получать положительные результаты в работе.
6. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
7. Учить детей анализировать образы поделок.
8. Развивать целеустремлённость в работе.
9. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.
10. Изготовлять с детьми атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения.
11. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
12. Проявлять творчество, инновационные решения в работе.
Принципы построения педагогического процесса:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Индивидуальный подход.
Методы и приемы обучения:
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Оборудование: бумага разных видов, ватные диски, природный материал (семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки), крупы, мука, пластилин, тесто соленое, бросовый материал (коробки, пластиковые бутылочки, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, коктейльные трубочки, бусы, скорлупа яиц), нитки, краски, ножницы, клеёнка, клей.
Организационно-методическое обеспечение:
Срок реализации кружка -1 год.
Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (3-5 лет). Режим занятий- 1 раз в 2 недели, продолжительность -20 минут.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности
• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами.
• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и природного материала.
• Учатся пользоваться ножницами, клеем.
• Развивается деловое и игровое общение детей.
• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
• Овладевают различными приемами преобразования материалов.
• Развиваются познавательные, конструктивные способности.
• Развивается интерес к результату и качеству поделки.
• Узнают свойства различных материалов;
• Научатся работать с ножницами и клеем.
•Научатся видеть необычное в обычных предметах.
• Развивается мелкая моторика рук.
Определение результативности
(конец учебного года)
Таблица для педагогического обследования по ХЭР
Сформирован -
На стадии формирования -
Не сформирован -
Формы подведения итогов реализации
- Проведение выставок детских работ «Мастерской волшебников» на родительском собрании.
- Поделки для подарков.
- Мастер- класс для родителей.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи по разделам:
«Работа с бумагой и картоном»
1. Учить детей технике работы с ножницами и бумагой:
- разрезать бумагу в различных направлениях: прямо, по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников; отрезать длинные и короткие полоски;
- учить вырезать различные геометрические формы, круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников.
2. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур.
3. Учить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу : «Золотая рыбка», «Красивая варежка», «Танюшкины валенки».
4. Учить делать элементарные игрушки- самоделки из согнутого картона: «Домик», «Автобус», «Скворечник».
5. Учить элементам складывания бумаги в технике «Оригами».
6. Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).
«Работа с природным и бросовым материалом»
Задачи обучения:
1. Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала (загадок, практических опытов, сбора природного материала, экскурсий в природу).
2. Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов (пластилин, глина): «Вишенки», «Мышки», «Грибочки», «Корзиночки».
3. Коллективно выполнять работу из природного материала «Фрукты на блюде», «Ягоды в корзине» (используя как дополнительный материал - пластилин).
4. Учить делать простейшие игрушки из спичечных коробок, упаковок из- под чаем, зубной пасты и так далее (различные тележки, каталки, автобусы, часы, домики).
«Лепка» + солёное тесто
Задачи обучения:
1. Учить детей оттягивать детали из целого куска; соединять части, прижимая и примазывая их.
2. Учить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов.
3. Продолжать учить детей действовать в лепке различными способами (комбинированным и конструктивным).
4. Учить детей использовать в работе с пластилином стеку (украшать изделия с помощью стеки и налепов).
Перспективный план работы кружка «Мастерская волшебников»
с детьми средней группы
1 неделя
Работа с природным материалом (засушенные листья березы, вяза, осины, готовые шаблоны, клей)
«Подсолнухи»
Учить детей создавать несложную композицию, отрабатывать приёмы наклеивания. Вызывать интерес к самостоятельному поиску и выбору изобразительно-выразительных средств.
1
2 неделя
Конструирование из природного материала (шишки, пластилин)
«Семейство ежей»
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие. Скатывание пластилина «колбаской», шариком. Использование приема примазывания, вытягивания.
1
Итого за месяц
2
НОЯБРЬ
1 неделя
Техника работы с блёстками, серебром, краской
«Чудо - бусы»
Разукрасить бусы краской с клеем ПВА, посыпать блёстками.
Д/у «Нарядились в чудо-бусы»
1
2 неделя
Мозаика на основе различных круп
«Леопард»
Учить закреплять семена круп пшена, гречки на основу по контуру. Д/у «Узнай крупу на ощупь»
1
Итого за месяц
2
ДЕКАБРЬ
1 неделя
Поделка из папье-маше
«Волшебники бумагу превращают в предмет»
(Часть 1)
Продолжать знакомить детей с новым видом ручного труда. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги, обмакивая их в воду, приклеивать на форму (баночка)
1
2 неделя
Раскрашивание, приклеивание блёсток
«Украсим вазочку» (подставка под карандаши) (часть2)
Учить аккуратно раскрашивать подсохшее изделие гуашью. Д/у «Что для чего?»
2
3 неделя
Техника работы с бумагой «Волшебные полоски»
«Гирлянда» (для украшения группы)
Учить намазывать клеем концы полосок, соединяя их в кольцо. Закреплять умение пользоваться ножницами
5
Итого за месяц
3
ЯНВАРЬ
1 неделя
Аппликация из ваты (ватные диски)
«Сказочный Снеговик»
Учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. Д/у «Опиши на ощупь»
1
2 неделя
Техника работы с бумагой «Волшебные полоски»
«Снегурочка»
Повторить понятия об объемных фигурах; Учить выполнять поделку из картона на основе цилиндра; развивать творческое воображение
1
Итого за месяц
2
ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Конструирование «Оригами»
«Снежинка»
Учить детей создавать разные узоры на сложенной вчетверо бумаге. Развивать воображение; совершенствовать навыки вырезания. Д/у
«Закружился снежок»
1
2 неделя
Аппликация из обрывков бумаги
«Кораблик» (подарок папе)
Учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями
1
Итого за месяц
2
МАРТ
1 неделя
Аппликация из кусочков бумаги на тканевой салфетке.
«Цветок для мамы» (подарок)
Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию Д/у «Узнай на ощупь»
1
2 неделя
Техника работы с мятой бумагой (коллектив)
«Корзина с цветами» (украсим группу)
Учить детей выполнять объемную аппликацию, наклеивая комочки из бумаги. Воспитывать аккуратность в работе
1
Итого за месяц
2
АПРЕЛЬ
1 неделя
Техника работы с мятой бумагой (коллектив)
«Курица с цыплятами»
Совершенствовать умение создавать сюжетное изображения по представлению. Развивать чувство композиции. Д/у «Что крепче бумага или картон»
1
2 неделя
Картина из полосок (коллективная аппликация)
«Волшебные полоски домик в деревне»
Наклеить на картине из полосок дом, дорожку, забор, кота и т.д.
1
Итого за месяц
2
МАЙ
1 неделя
Конструирование из бумаги и палочек деревянных.
«Флажок для праздника»
(Атрибуты к подвижным играм)
Учить складывать квадраты пополам, совмещая противоположные углы, проглаживать линию сгиба, воспитывать усидчивость, аккуратность
1
2 неделя
Техника работы с фантиками
«Экзотические рыбки»
Учить детей выполнять работу из фантиков. Развивать фантазию, воображение
1
3 неделя
Аппликация из бумаги и атласной ленты.
«Волшебная помощница для книг».
Продолжать учить складывать лист пополам, с угла на угол. Учить округлять углы у заготовки, украшать поделку
1
Итого за месяц
3
Итого за учебный год
18
Взаимодействие с родителями
- Сбор материала для занятий
- Папки раскладушки: «Бумага + творчество = оригами»
- Памятка «Как воспитать творческую личность».
- Консультации: «Что необходимо для изготовления поделок?», «Первые шаги в работе с бумагой в освоении техники «Оригами», «Истоки рукоделия»
- Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» (нетрадиционная техника выполнения творческих работ, с использованием разнообразных материалов).
- Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками»
- Семинары – практикумы: «Творите своими руками»
- Родительское собрание – отчёт о работе кружка на тему «Роль семьи и детского сада в развитии творческих способностей ребёнка»
Список использованной литературы
- В. Броди «Зверюшки из бумаги», изд. «Мой мир», М, 2008г.;
- Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.;
- Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.;
- Е. Ступак «Оригами. Игры и конкурсы», изд. «Айрис пресс», М, 2008г.;
- Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г.;
- И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г.;
- И.А. Лыкова «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г.;
- И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина», Карапуз, 2008г.;
- И.А. Лыкова «Я собираю гербарий», Карапуз, 2008г.;
- И.А. Лыкова «Я создаю поделки», Карапуз, 2008г.;
- Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г.;
- Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г.;
- М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владос, 2007г.;
- Н.А. Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков, 2008г.;
- Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.(Серия: «Вместе учимся мастерить»);
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Мастерская Самоделкина"
рабочая программа студии....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...
Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...
Программа кружка оригами «Мастерская волшебников»
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движени...
Рабочая программа "Мастерская Самоделкина"
рабочая программа по дополнительному образованию для работы с детьми 3-4, 4-5 лет по развитию творческих способностей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Программа разработана в соответствии с Основной Образовательной Программой Дошкольного Образования МБДОУ № 15 «Нэбзый»....
Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ» ...