Проблемы взаимодействия ребенок-ребенок
учебно-методический материал
Благоприятное личностное развитие ребенка дошкольника, основанное на формировании у него способности к гуманным, ненасильственным взаимоотношениям со сверстниками, обеспечит его безболезненный переход в младший школьный возраст, где ведущей является учебная деятельность. В свою очередь полноценная реализация учебной деятельности побуждает ребенка к большему проявлению рефлексии, к ответственности за свои слова и поступки перед другими людьми, к стремлению завоевать их доверие.
Для ребенка дошкольного возраста характерно проявление дружелюбия как отношения к окружающим; наличие доступного уровня выдержки и саморегуляции; умение как доминировать, так и подчиняться воздействиям со стороны; умение преодолевать возникающую тревожность; умение ситуативно разрешать конфликты; стремление к преодолению в своем поведении чрезмерной импульсивности или пассивности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проблемы взаимодействия ребенок-ребенок | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы взаимодействия ребенок-ребенок
Подготовила: Тюлина Ю.Н.
старший воспитатель ГБДОУ № 41
Благоприятное личностное развитие ребенка дошкольника, основанное на формировании у него способности к гуманным, ненасильственным взаимоотношениям со сверстниками, обеспечит его безболезненный переход в младший школьный возраст, где ведущей является учебная деятельность. В свою очередь полноценная реализация учебной деятельности побуждает ребенка к большему проявлению рефлексии, к ответственности за свои слова и поступки перед другими людьми, к стремлению завоевать их доверие.
Для ребенка дошкольного возраста характерно проявление дружелюбия как отношения к окружающим; наличие доступного уровня выдержки и саморегуляции; умение как доминировать, так и подчиняться воздействиям со стороны; умение преодолевать возникающую тревожность; умение ситуативно разрешать конфликты; стремление к преодолению в своем поведении чрезмерной импульсивности или пассивности.
В младшем школьном возрасте возможно появление таких качеств личности, как миролюбие по отношению «к миру в целом», терпимость, умение строить взаимодействие с партнерами на равных; овладение обобщенными способами разрешения межличностных конфликтов; развитие социальной активности, соответствующей общественной норме.
Основными формами ненасильственного взаимодействия детей 5–7 лет являются взаимопонимание, диалог, сотрудничество, содействие, помощь, любовь. Противоположными проявлениями поведения по отношению к партнерам по взаимодействию являются соперничество, соревновательность, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, конфликтность.
По каким же причинам и в каких формах гуманное, ненасильственное взаимодействие между детьми трансформируется, видоизменяется, переходит в свою противоположность? Считается, что источники деструктивных проявлений в поведении взрослого следует искать в глубоком детстве. Именно в его недрах зарождается стремление к подавлению и унижению личности другого человека, желание достигнуть своих целей, не принимая во внимание интересы и мнения окружающих. Межличностное взаимодействие определяется теми представлениями, которые мы усвоили в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период. Е. И. Рогов выделяет три группы трудностей в общении:
– представления, отрицательно влияющие на процесс общения;
– эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения;
– поведение, осложняющее процесс общения.
Наблюдения за взаимодействием детей показывают, что очень часто в их поведении проявляется агрессивность. По мнению многих авторов (Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева, Н. А. Дубенко и др.), те или иные формы агрессии характерны для многих детей, но у большинства они носят реактивный характер и по достижении ребенком своей цели угасают.
Но для некоторых детей агрессия, трансформируясь и развиваясь, приобретает устойчивый характер, становясь своеобразной формой поведения. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос изучения агрессивности у детей дошкольного возраста, когда еще можно остановить ее дальнейшее становление. Настораживает то, что есть дети, агрессивные проявления которых не носят определенной цели и направлены на причинение вреда другому. Агрессия для таких детей является самостоятельной целью, что говорит об их враждебности и склонности к насилию. У данной группы детей наблюдается высокая частота агрессивных действий, преобладание прямого насилия, направленного на причинение физического вреда и боли сверстникам.
Главной отличительной чертой детей, склонных к стойкому агрессивному поведению, выступает их отношение к сверстнику, характеризующееся восприятием его как противника, конкурента, которого необходимо устранить, а также стремлением обвинить в возникшей конфликтной ситуации другого, приписать ему отрицательные качества и поступки.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что в силу той или иной причины деструктивные проявления детей в дошкольном и младшем школьном возрасте способны оказать решающее, а в ряде случаев и определяющее влияние на дальнейшее развитие личности. Если стратегией взаимодействия ребенка со сверстниками становится стремление к принуждению или подчинению, доминированию или отчуждению, выбор насильственных способов разрешения межличностных противоречий вместо диалога и сотрудничества, другие дети его не принимают.
Результаты такой изоляции могут оказать отрицательное влияние на развитие личности ребенка в целом. Дети «агрессоры» могут выбрать несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Одни пытаются установить отношения с лидерами детской группы путем постоянного заискивания и подчинения. Другие, накапливая в душе обиду, постепенно отказываются от самой возможности сочувствия и понимания со стороны сверстников, перестают им верить и принимать добрые намерения, осуществляемые по отношению к ним.
Впоследствии такой ребенок может стать эгоцентричным, стремящимся к унижению другого любыми способами, чаще всего с помощью открытой агрессии и враждебности. Третьи полностью оказываются от контактов с детьми, постепенно отгораживая себя от них. Все эти деструктивные проявления, возникнув у ребенка в детском возрасте, могут затаиться до следующего удобного момента, и в этом заключается их опасность: «Игнорируя и преуменьшая феномен детства, нельзя узнать об одном из вечных источников человеческой тревоги и внутреннего раздора, так как последствия этой стадии могут проявиться только через несколько лет и даже десятилетий, набрав большую силу и размах» (Э. Эриксон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".
Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....
Современные проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения дошкольников
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет д...
Педсовет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
Содержание педсовета по работе с семьёй....
Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...
статья "Проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста"
Раскрывается проблема взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей дошкольного возраста...
ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...
«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»
Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...