Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.
статья
Статья для воспитателей первой младшей группы и рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kulturno-gigienicheskih_navykov_u_detey_pervoy_mladshey_gruppy.2022.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы».
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно в самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Гигиеническое воспитание детей заключается в рациональном использовании условий внешней среды, сообщения детям элементарных гигиенических навыков и формирования на их основе привычек, способствующих укреплению здоровья, физическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Для решения этих задач необходимы совместные усилия медицинского, педагогического персонала детского учреждения, а также родителей. В детском саду гигиеническое обучения проводится как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно, со всей группой в целом. Для этого воспитатель планирует свою работу с детьми, т.к. гигиеническое воспитание постоянно осуществляется в повседневной жизни детского сада.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в раннем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.
В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя, как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться именно своим полотенцем (для этого используются наклейки- стикеры с изображением или животных, или игрушек; ребенок должен запомнить, какая именно картинка принадлежит ему): показать, как нужно держать полотенце, как вытираться.
По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно - гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку.
Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.
Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей - постоянно закрепить гигиенические навыки. Для этого воспитатель регулярно проводит консультации и беседы с родителями на тему развития культурно-гигиенических навыков у детей. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.
Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т. д. Главное нужно отмечать похвалой успехи ребенка.
Дети первой младшей группы к концу учебного года должны овладеть следующим культурно гигиеническими и трудовыми навыками.
1. Навыки личной гигиены.
- с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их;
- моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;
- вытирает ноги у входа.
2. Навыки самообслуживания.
- снимает и надевает одежду в определенном порядке;
-расстегивает и застегивает пуговицы спереди;
-складывает одежду в шкафчик;
-расшнуровывает или расстегивает молнию на ботинках;
-раздеваясь перед тихим часом, красиво развешивает одежду на стульчике;
- замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
3. Навыки культуры еды.
- ребенок ест самостоятельно, опрятно;
- держит ложку в правой руке;
- пользуется салфеткой.
4. Навыки трудовой деятельности.
- выполняет простейшие поручения взрослых;
- помогает вынести на площадку игрушки;
- убирать игрушки на место в групповой;
-самостоятельно правильно нести стульчик к столу;
- собирает на участке палочки, камешки, листву.
А. С Макаренко, обращаясь к родителям писал: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент жизни вашей, даже тогда, когда вас нет дома».
Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, читаете книги, газеты - все это имеет для ребенка большое значение.
Памятка для родителей
• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
• Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, что и в каком порядке делать.
• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
• Старайтесь использовать игровую ситуацию.
• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы
планирование...
Консультация для родителей: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы».
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....
Консультация для родителей Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....
Консультация для родителей Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.
Консультация для родителейВоспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы....
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы».
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы.Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстан...
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы. (Консультация для родителей)
Культурно-гигиенические навыки - это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми....