Необходимая детям игра под угрозой вымирания.
статья (подготовительная группа)

Екатерина Валерьевна Чернова

В статье раскрывается   проблема детской игровой деятельности, которая разрушается и подавляется под упорным  натиском цифровизации и раннего обучения, описываются трудности формирования игры у дошкольников, отсутствии и вымирании игровой субкультуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimaya_detyam_igra_pod_ugrozoy_vymiraniya.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимая детям игра под угрозой вымирания.

Чернова Екатерина Валерьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад "Кудесница"

Петроградского района г. Санкт - Петербурга

Аннотация. В статье описываются основные причины забвения игры, отсутствие передачи игровой культуры внутри детской среды.

Актуальность. Игра - это особая форма деятельности человека, которая  сопровождает человека с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. Игра - это  хорошая моделируемая ситуация, в которой воспроизводятся социальные роли, социальные отношения. Маленькому ребёнку игра необходима на протяжении долгого периода, а именно, когда он не может быть полностью включен в контекст социальных отношений в полной мере. И сейчас, в современном мире, где игра потихонечку отходит на второй план,   выдвигая на первое место раннее развитие, цифровизацию, накопительство, и другие приметы времени, проблема детской игровой деятельности стала наиболее актуальной и труднорешаемой.

Любая игра имеет социальную основу. Детские игры и прошлых лет, и настоящей жизни убеждают нас в том, что они связаны с миром взрослых.

Труды А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской говорят о том, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия и поступки взрослых, к игре ролевой, воспроизводящей действия и отношения между людьми.

Н. К. Крупская - идейный организатор советского образования очень много говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Надежда Константиновна предполагала, что самодеятельная подражательная игра помогает усваивать полученные детские впечатления гораздо эффективнее, чем что-либо другое.

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. В игре развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывали советские педагоги психологи. Дети перестали брать на себя роль мамы, роль продавца или пожарного. Сегодняшние детские ролевые игры, при их возникновении, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.

Современные сюжетно-ролевые игры дошкольников большей частью своей заимствованы из современных же мультфильмов про супергероев, человека-паука, черепашек ниндзя, фей Винкс. Эти игры можно охарактеризовать типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

Если посмотреть на проблему под другим углом, то можно увидеть, что дети ограничены  в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Виртуальные персонажи все больше и больше занимают место близких. Большинство впечатлений дети получают от просмотра телевизора, игр на телефоне, планшете или компьютере.

Да и современный рынок профессий не дает развернуться детскому воображению. В большинстве своем дети не знают и не понимают, чем занимаются их родители - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д.

Взрослые не могут понятно объяснить своему ребенку, что они делают на работе. От детского наблюдения ушли профессии продавца или швеи, полицейского или шофера и т.д. А между тем условия для игр в какую-либо профессию создаются, во многих садиках существуют специальные игровые зоны с различными профессиями, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

 Очень часто игра сводится к манипулированию и накопительству. Чем больше у тебя ярких модных игрушек, тем ты круче!

Во времена Советского Союза в каждой отрасли народного хозяйства, культуре и образовании существовали различные комитеты, которые отвечали за качество того или иного продукта или услуги. При Министерстве образования существовал Комитет по игрушке. Этот комитет, созданный еще в 1934 году, под председательством Крупской Н.К. выполнял следующие функции:

  • разработка типов и новых образцов игрушек и рекомендация их для производства;
  • запрещение и снятие с производства негодных игрушек;
  • изучение и использование лучших образцов заграничной игрушки.

Через Комитет по игрушке прежде чем попасть в руки ребенка проходил путь каждой матрешки, неваляшки или пластмассового солдатика. Игрушки оценивали специалисты, давали рекомендации, утверждали или нет. В 1957 году в журнале «Огонек» была напечатана статья  о том, что эксперты раскритиковали музыкальные игрушки, напевающие однотипные мелодии.

Существование такого Комитета было возможно при плановой экономике. На сегодняшний день нет единого органа, который бы определял, что можно продавать в игрушечных магазинах. Игрушки проверяются только на соответствие стандартам безопасности. Все остальные экспертизы и проверки лежат на совести производителей и, в большинстве случаев,  проходят на добровольной основе. Центр психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек выполняет заказы по оценке и разработке игрушек, игровых пространств, выдает заключения ответственным производителям. Но, к сожалению, доля сертифицированных игрушек на внутреннем рынке ничтожно мала.

Приобретая новые игрушки, родители думают что, таким образом, выражают свою любовь и украшают жизнь детей. Но как говорила  профессор и бессменный до 2020 года руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы Смирнова Елена Олеговна: "Между тем детям нужно очень мало игрушек, но они должны быть хорошими. Как показывают исследования объема памяти и внимания, ребенку для развития необходимо иметь пять-семь (!) игрушек. Ребенок должен их знать, связывать с каждой из них какую-то историю и понимать, что с ними можно делать. А когда игрушек много, они обесцениваются, теряют свою индивидуальность и становятся не предметом игры, а имуществом ребенка. Из средства развития они превращаются в предмет потребления. В итоге мы растим идеального потребителя, которому постоянно требуются новые и новые вещи".

Естественно, посреди этого разнообразия игрушек и игр дети разучились играть. Причем современные игрушки — лишь одна из причин этого "отклонения". На научных конференциях, которые активно собираются в последние годы по всему миру, на эти темы говорят нередко. Крупнейшая организация The International Play Association, созданная для защиты и сохранения права ребенка на игру, делает выводы о том, что дети перестали играть так, как играли тридцать лет назад. Детская игра становится все более простой и примитивной. Старшие дошкольники играют сегодня как малыши из ясельной группы: катают машинки, кормят кукол, бесконечно одевают и причесывают их. Хотя в этом возрасте дети уже могут и должны придумывать развернутый смысловой сюжет: так скажем, понимать, куда и зачем одевается кукла, как ее зовут, что она будет делать дальше.
"Дело в том, что именно во время сюжетной игры, когда дети сами создают воображаемую ситуацию, действуют по ролям, у них формируются главные фундаментальные человеческие способности,— поясняет Елена Смирнова.— Прежде всего это интеллект, воображение, способность создавать свои образы и взаимодействовать с ними, развивается произвольность, планирование, способность к общению. То есть на самом деле мы говорим о том, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не состоится полноценная личность".

Но есть и другая точка зрения. В том, что сложные игры у детей исчезают, некоторые исследователи видят примету времени.
— "Чтобы у детей сложилась настоящая сюжетно-ролевая игра, нужно время, нужны партнеры и нужны сюжеты, которые дети будут воспроизводить,— поясняет профессор Катерина Поливанова.— Но жизнь сегодня устроена так, что этого практически нет. Сегодня игрой нужно специально заниматься, ее нужно выращивать".

Дело в том, что умение играть передавалось из поколения в поколение - от старшего ребенка среднему, от среднего - младшему. Из нашей повседневной жизни практически исчезли разновозрастные дворовые компании. В большинстве семей, как правило, один ребенок.  Во дворы детей не отпускают гулять одних, как это было в моем детстве. А в детском саду они играют только со сверстниками. Детям просто негде научиться играть! Родителям же проще сунуть ребенку смартфон в руки, чем поиграть с ним.

Еще одна проблема, по словам экспертов, кроется в современной системе  российского образования. В Российской Федерации она устроена так, что дошкольники сильно организованы — они все время находятся под контролем воспитателей. Воспитатели в детских садах работают по утвержденному плану, отступление от которого не приветствуется ни руководителями детских учреждений, ни от сотрудников Министерства образования, которые этот план утвердили. В заграничных детских садах каждый воспитатель сам решает, чем ему заниматься с детьми. Главное условие, чтобы у детей было время свободной игры — не менее 3–5 часов в день. У нас на это отводится полчаса - час. Но Российские родители считают, что и этого много, для них важнее, чтобы ребенок постоянно был занят чем-нибудь. Начиная чуть ли не с годовалого возраста, детей таскают по различным многочисленным кружкам и секциям, которые предлагают сделать из ребенка великого спортсмена или ученого чуть ли не к моменту поступления в школу. А детства, получается, дети не видят.

— В сознании родителей есть несколько весьма спорных представлений о развивающих игрушках,— говорила Елена Олеговна Смирнова.— Наиболее распространенное заключается в том, что развивающие игрушки призваны обучать чтению, счету, сообщать полезные знания и так далее. То есть развитие ребенка понимается исключительно как обучение знаниям и умениям. На самом деле развитие — это не усвоение готовых знаний, а появление чего-то качественно нового — нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и побуждений к действию.

Если дети играют в больницу или магазин, то они вовсе не осваивает будущую профессию, они развивает более глубокие качества — умение создавать правила и действовать по ним, умение общаться…

К сожалению, на сегодняшний день так необходимая детям игра под угрозой вымирания. Несмотря на ее доказанные за последние 75  лет важность и влияние на здоровое развитие маленьких детей.

Все чаще игру отодвигают на задний план, хотя она заслуживает того, чтобы ставить ее во главе раннего детства и развития детей. Развитие детей посредством игры постепенное, его никак не проверить и не натренировать. Успехи, полученные в игре, незаметны, развиваются индивидуально.

Детская игровая деятельность сейчас разрушается и подавляется под упорным натиском цифровизации и раннего обучения. Большинство родителей требуют учить детей математике, чтению, иностранным языкам, владению компьютером, начиная с младших групп детских садов. Все центры раннего обучения и развития детей, особенно в крупных городах, сильно востребованы, в них выстраиваются очереди, от родителей, желающих чему-нибудь научить свое чадо.

Среди своих знакомых я вижу, как они заполняют дни детей множеством занятий: танцы, лепка, акробатика, гимнастика, английский язык, ментальная арифметика, лепка, рисование, занятия с логопедом. Очень часто после детского сада ребенок посещает вечером два-три занятия в день. Получается так, что родители не дают своим детям насладиться своим обществом и совместной игрой, заполняя все дни кружками.  Родители объясняют это тем, что хотят дать детям ранний старт для успешной школьной жизни. Мне кажется, что дети, которые в раннем возрасте постоянно заняты чем-то развивающим, не знают и не понимают что такое отдых, они стремятся занять все свое свободное время какой-либо деятельностью.

На сегодняшний день доказано, что мозг ребенка достигает тех же показателей  и развивается точно так же, как и 100 лет назад. Но несмотря на это, взрослые все равно хотят ускорить развитие ребенка, отодвигая игру на второй план.

Еще одной проблемой игры становится все возрастающее влияние цифровых устройств. По сравнению с двадцатилетней давностью доступность мобильных устройств и программ для обучения выросла, наверно, десятикратно. Маленькие дети все больше и больше получают возможность развлекать сами себя. Детская любознательность и потребность самостоятельно догадаться о чем-то подменяются моментальным доступом к интернету, а соответственно, к информации и  ранним обучением, которое заменяет и отменяет собственные открытия. Современные дети не ощущают горечи и сожаления от потери или утраты любимой или единственной игрушки - в мире компьютерных игр можно нажать кнопку «начать заново» или «задонатить», чтобы жизнь была бесконечной. Все электронные игры — не насовсем. Нет места скуке и рождающимся из нее неожиданным приключениям, воспоминания о которых лелеют предыдущие поколения.

Компьютерные игры и гаджеты не дают детям усовершенствовать свои умения с помощью предметной игры, лишают детей возможности взаимодействовать, не дают толчка к сближению и тесному общению со сверстниками. У ребенка появляется болезненная тяга к победе.

Социальные сети и цифровые технологии не дают глубокого эмоционального общения и психологической близости. Существует лишь только поверхностный контакт, убивается сама природа общения.

На сегодняшней прогулке с младшим сыном я заметила на площадке трех девочек, примерно 4-х лет. Они очень бурно обсуждали свои новые телефоны и хвастались друг перед дружкой. Хочется сказать, что в век цифровых технологий, мы также должны учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами, ведь мозг ребенка полностью созревает лишь только к 7-8 годам.

Перед родителями и педагогами сегодня стоит главная задача в воспитании детей – создание условий для сохранения пространства и времени для игры. Это значит нужно быть против современной культуры, которая считает игру легкомысленной, непродуктивной и мешающей своевременному развитию ребенка, не понимает основополагающую роль игры для развития личностного потенциала ребенка. Без понимания пользы игры для развития взрослым будет сложно выдержать давление, подрывающее истинную потребность детей.

Список литературы:

1. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.

2. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. — М.: ЭКСМО, 2010.

3. Эльконин Д. Б. "Психология игры". — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Макнамара Дебора.  Покой, игра, развитие. — Ресурс, 2020 г.

5.http://univertv.ru/video/psihologiya/detskaya_psihologiya/lekciya_psihologiya_detskoj_igry/chto_takoe_igra_lekciya_psihologiya_detskoj_igry_ch1/?mark=all

6.http://univertv.ru/video/psihologiya/detskaya_psihologiya/lekciya_psihologiya_detskoj_igry/syuzhetnorolevaya_igra_doshkolnika_lekciya_psihologiya_detskoj_igry_ch2/?mark=all


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста

В статье описывается опыт применения логопедических игр непосредственно на занятиях и в самостоятельной деятельности детей-дошкольников....

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Консультация для родителей "Необходимость сотрудничества. Играйте вместе с детьми"

Консультация для родителей  "Необходимость сотрудничества. Играйте вместе с детьми"...

«НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ» «НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ»    «НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ    «НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ».        Для ребёнка дошк...

Памятки и рекомендации для родителей "Как предотвратить приступы истерики у детей" Рекомендации "Замените угрозу - обещанием!"

Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений....