Технологическая карта работы над проектом |
Творческое название проекта | «По лесным полянкам с Виталием Бианки» |
Тип проекта | Исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности. |
Участники | Дети средней группы, родители, воспитатели. |
Продолжительность | 1 месяц |
Актуальность выбранной темы | Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги наших писателей – натуралистов. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев – насекомых, птиц, зверей – и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Пересказывая рассказы В. Бианки, дети стимулируют познавательную, двигательную и речевую активность, уточняют и обогащают представления об окружающем мире, о причинно-следственных связях различных явлений и событий. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое. Ведь каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. |
Цель | Формирование гуманного отношения к природе через творчество русского писателя В. В. Бианки. |
Задачи | Образовательные: - Расширить знания о животном и растительном мире через произведения писателя - натуралиста В. Бианки.
- формировать навыки детей четко, связно, последовательно пересказывать текст, развивать фонематический слух и дикцию, развивать и совершенствовать звуковую культуру речи,
Развивающие: - Развивать у детей интерес к художественным произведениям экологического содержания.
- Развивать умение употреблять в собственной речи поговорки, загадки, народные высказывания, звукоподражания.
- развивать связную и диалогическую речь; развивать память, умение слушать, понимать смысл
Воспитательные: - Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
- Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать к семейному чтению.
|
Структура проектной деятельности Пахомовой Н.Ю. | - Погружение в проект
- Организация деятельности (планирование)
- Осуществление деятельности (активная деятельность)
- Презентация результатов
|
План реализация проекта |
I. Погружение в проект |
Проблема | Современные дети интересуются больше мультфильмами, играми на телефонах, компьютерах и т.п. Что естественно отдаляет их от художественных произведений. Это влияет на способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, а главное в речевом общении. Для введения детей в тему проекта мы использовали модель «трех вопросов»: «что знаю»? «что хочу узнать»? «как узнать»?
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем узнать? | Растения питаются водой; Волк – хищное животное; Птенцов нельзя трогать руками; Осенью птицы улетают на юг | Есть ли враги у ежа? Все ли птицы едят хлебные крошки? Почему кукушка не вьёт гнезда? | Спросить у взрослых; Посмотреть презентацию или познавательный видеофильм; Прочитать в книгах. |
|
II. Организация деятельности |
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала, развивающих дидактических игр по теме проекта, материала для продуктивной деятельности;
- Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме;
- Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома);
- Консультация для родителей «Учите детей любить природу»;
- Пополнение библиотеки группы книгами В.Бианки;
- Создание аудиобиблиотеки произведений В.Бианки;
- Создание фонотеки «Голоса птиц, животных, насекомых», «Звуки леса».
|
III. Осуществление деятельности |
ОО | Совместная деятельность педагогов с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
Социально – коммуникативное развитие | Заучивание стихов о природе. Загадывание загадок о птицах и животных. Чтение произведений В.Бианки «Первая охота», «Приключения муравьишки» «Сова», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Хвосты», беседы о прочитанном.
Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки : «Путешествие красногрудого воробья», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь».
Прослушивание аудиозаписей с голосами животных, птиц, насекомых и звуками природы. | Рассматривание иллюстраций, С/р игра «Идем в поход»
Настольно-печатные игры «Кто где живет», «Кто что ест», лото «Животные»
| Знакомство с Проектом, анкетирование. Участие в сборе материалов: Подготовка раскрасок по теме. Изготовление атрибутов для с/р игры «Идем в поход» |
Познавательное развитие | Беседа «Правила поведения в природе»
Беседа «Что было бы, если бы не стало… (птиц, мышей, насекомых)»
| дидактические игры и упражнения: «Птицы и их гнезда» «Найди тень» «Обведи и назови» «Помоги птице найти гнездо» «Что общее есть у всех птиц» «Собери картинку» «Жизненный цикл развития птиц» «Кто как маскируется?», «Сосчитай синиц», Игра-ходилка «Маршрут муравья» |
Совместно с детьми составить план конкретных дел в природе: на даче, около дома, в детском саду (уборка территории, посадка деревьев, цветов и т.д
|
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование «Птичка- синичка», «Медведь- музыкант», «Приключение муравьишки». «Сова», «Скворечник» Лепка «Гнездо», «Воробьишка» «Подкидыш» Аппликация «Грачи», «Паучок-пилот».
| Самостоятельная деятельность в центре художественного творчества: раскраски по теме, лепка, аппликация | Изготовление книжек- малышек по произведениям В.Бианки |
Речевое развитие | Пересказ рассказа «Первая охота», с использованием мнемотаблицы Речевые игры по сказкам В. Бианки: «Подскажи словечко», «Скажи, как меня зовут», «Назовите – кто это?» «Назови ласково» «Расскажи о птице» | Самостоятельная деятельность в центре театра: Игры- драматизации «Теремок», «Лис и мышонок» В. Бианки, Пальчиковый театр «Лесной колобок- колючий бок» Составление загадок по ТРИЗ, Узнавание произведения по иллюстрации.
| Домашнее чтение произведений В. Бианки о животных: «Купание медвежат»,«Сова»,«Приключение Муравьишки», «Теремок», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Кто чем поет», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Чьи это ноги», «Латка», «Мастер без топора», «Рассказы и сказки».
|
Физическое развитие | П/и «Перелет птиц», П/и «Воробушки и кот», П/и «Воробышки и автомобили», «Перелёт птиц», «Летает, плавает, бегает». Пальчиковые игры «Птички», «Медведь в берлоге» Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?» | Игры с мячом: «Мяч бросай и птиц/ животных называй», «Я знаю три названия птиц/животных», «Животные и их детёныши» |
Совместные игры с детьми. |
IV. Презентация результатов |
Презентация фотоотчет на «Фестивале проектов ДОУ» |
Продукты проектной деятельности | Лэпбук «Птичьи истории», д/и «Кто как маскируется», игра-ходилка «Маршрут муравья», книжки-малышки по произведениям В.Бианки |
Результаты проектной деятельности | У детей сформировались представления о лесе, как сообществе растений и животных: о неразрывной связи человека и природы. Дети нашли ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В. Бианки, расширили свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых. Пополнили словарный запас; научились составлять рассказы о своих любимцах, в играх – драматизациях научились передавать характерные особенности персонажей произведений. Научились проявлять заботу о братьях наших меньших; У детей сформировалось стремление беречь и любить природу, стремление к исследованию объектов природы. Они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, но и как к источнику познавательных интересов. |
Методическое обеспечение | книги В. Бианки, картины, фотографии и иллюстрации о природе, атрибуты сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме, видео, аудиозаписи о природе, материалы для театрализованной и конструктивной деятельности, компьютер и проектор. |
Приложения | Беседа на тему: «Что такое природа?» Прогулка «Наблюдение за сезонными изменениями в природе». Беседа «Что было бы, если бы не стало… (птиц, мышей, насекомых)» Картотека подвижных игр, физкультминуток Картотека пальчиковых игр. Картотека дидактических игр. Картотека опытов и наблюдений Стихотворения и загадки о природе. Консультация для родителей «Учите детей любить природу» |
Комментарии
Презентация
https://disk.yandex.ru/d/c6homz3SDCqT6g