Самообразование 2022г.
методическая разработка (младшая группа)

План самообразования

во второй младшей группе «Морячки»

на 2021-2022 уч. год

Воспитатель: Ялматова Инна Константиновна

 

Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактического материала»

 

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по работе реализации мероприятий, направленных на условия для эффективного познавательно - речевого развития дошкольников, посредством дидактических игр.

 

Задачи:

- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста;

- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста;

- способствовать активизации словаря детей 3-4 лет, посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;

- обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;

- объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

 

Актуальность работы заключается в следующем: Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнкасамоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, которая приобщает детей к окружающей жизни в доступной для них форме. Одна из особенностей дидактических игр это игры обучающие.

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он и учит, и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по познавательно-речевому развитию как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Пособием для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста стало изготовление дидактических игр из бумаги (книга на липучках, игры на прищепках), из фетра (книжек, настольных игр на липучках, кавролинография). Ценность такого оборудования заключается в том, что они используются в разных видах деятельности с детьми.

 

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми; 
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями:

  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Предполагаемый результат: сформировать у детей познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.

План саморазвития воспитателя

на период работы по теме самообразования

Содержание работы

Цель

Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки.

Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования.

Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию.

Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию.

Изучение нормативных документов, периодических изданий.

Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении.

Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение семинаров, тренингов.

Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях.

Участие в профессиональных конкурсах.

Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей.

Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков.

Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей.

Освоить формы работы с родителями.

Проведение анализа.

Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств.

 

Этапы

Сроки

Мероприятия

1.Изучение методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

1. Программа «От рождения до школы. Развитие речи в детском саду с детьми 3-4 года. Конспекты занятий». ФГОС. Мозаика.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

5. Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека».

6. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».

7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина.

2. Работа с детьми

Октябрь - Ноябрь

 

Дидактические игры из бумаги на прищепках:

- «Кто чем питается?», «Чей хвостик?» - формировать знания детей о домашних и диких животных;

- «Цифры» - формирование первичных математических представлений;

- «Чей листок?» - учить детей различать виды деревьев, их строение.

- «Подбери цвет» - развивать сенсорное восприятие детей.

 

Лэпбук «Профессии» - формировать у детей представлений о людях разных профессий.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

 

Декабрь - Январь

Работа по формированию познавательно-речевого развития:

- «Книга на липучках»: формировать знания детей о цвете, форме, о транспорте, о диких и домашних животных. Составлять сказки. 

- «Времена года - Зонт» (игра на липучках) - изучения и закрепления признаков сезонных изменений в природе.

- Игры на липучках «Подбери тень» - учить названия животных и морских обитателей.

 

 

Февраль - Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Кавролинография - настольный театр из фетра: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Курочка-ряба», «Лиса и петух».

Цель: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Игры из фетра: «Лес», «Африка» -  изучения диких животных, живущих в России и Африке.

«Поезд» - изучения и закрепления счета в пределах 5. 

 

 

Апрель - Май

Дидактические игры на липучках

- «Комнаты в квартире» - изучение предметов интерьера зала, детской комнаты, ванной комнаты;

- «Русская изба» - систематизировать знания детей о мире предметов быта прошлого и настоящего.

3. Работа с родителями

Консультация «Учим ребёнка общаться».

Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2018-2022г.г.

Консультации для педагогов, родителей; выступления на семинарах-практикумах, ММО, педагогических педсоветахОД, мастер-классы....

План по самообразованию 2022г.-2023г.

Использование приёмов мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу...

План по самообразованию 2022г.

План по самообразованию 2022г....

Отчет по самообразованию 2022г

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, обеспечивает ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...