Самообразование 2022г.
методическая разработка (младшая группа)
План самообразования
во второй младшей группе «Морячки»
на 2021-2022 уч. год
Воспитатель: Ялматова Инна Константиновна
Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактического материала»
Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по работе реализации мероприятий, направленных на условия для эффективного познавательно - речевого развития дошкольников, посредством дидактических игр.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста;
- способствовать активизации словаря детей 3-4 лет, посредством дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь;
- обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности;
- объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Актуальность работы заключается в следующем: Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
В настоящее время с вступлением федерального государственного образовательного стандарта, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально – волевой.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, которая приобщает детей к окружающей жизни в доступной для них форме. Одна из особенностей дидактических игр это игры обучающие.
Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он и учит, и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по познавательно-речевому развитию как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).
Пособием для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста стало изготовление дидактических игр из бумаги (книга на липучках, игры на прищепках), из фетра (книжек, настольных игр на липучках, кавролинография). Ценность такого оборудования заключается в том, что они используются в разных видах деятельности с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Предполагаемый результат: сформировать у детей познавательно-речевые знания, умения, навыки, проявляющиеся в повседневной и учебной деятельности.
План саморазвития воспитателя
на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их на занятиях. |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы | Сроки | Мероприятия |
1.Изучение методической литературы
| В течение года
| 1. Программа «От рождения до школы. Развитие речи в детском саду с детьми 3-4 года. Конспекты занятий». ФГОС. Мозаика. 2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 3. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. 4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель в ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». 5. Изучение статей в Интернет – журналах «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольный возраст. Дошкольное воспитание», «Педагогическая библиотека». 6. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников». 7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 8. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. |
2. Работа с детьми | Октябрь - Ноябрь
| Дидактические игры из бумаги на прищепках: - «Кто чем питается?», «Чей хвостик?» - формировать знания детей о домашних и диких животных; - «Цифры» - формирование первичных математических представлений; - «Чей листок?» - учить детей различать виды деревьев, их строение. - «Подбери цвет» - развивать сенсорное восприятие детей.
Лэпбук «Профессии» - формировать у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. |
| Декабрь - Январь | Работа по формированию познавательно-речевого развития: - «Книга на липучках»: формировать знания детей о цвете, форме, о транспорте, о диких и домашних животных. Составлять сказки. - «Времена года - Зонт» (игра на липучках) - изучения и закрепления признаков сезонных изменений в природе. - Игры на липучках «Подбери тень» - учить названия животных и морских обитателей. |
| Февраль - Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Кавролинография - настольный театр из фетра: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Курочка-ряба», «Лиса и петух». Цель: развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Игры из фетра: «Лес», «Африка» - изучения диких животных, живущих в России и Африке. «Поезд» - изучения и закрепления счета в пределах 5.
|
| Апрель - Май | Дидактические игры на липучках - «Комнаты в квартире» - изучение предметов интерьера зала, детской комнаты, ванной комнаты; - «Русская изба» - систематизировать знания детей о мире предметов быта прошлого и настоящего. |
3. Работа с родителями | Консультация «Учим ребёнка общаться». Консультация для родителей «Как организовать домашний театр». Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет. Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2018-2022г.г.
Консультации для педагогов, родителей; выступления на семинарах-практикумах, ММО, педагогических педсоветахОД, мастер-классы....
План самообразования педагога Камаловой Сирины Фагимовны.2018-2022г.г.
План самообразования (2018-2022 г.г.)...
План работы по самообразованию на 5 лет(2017-2022г). Экологическое воспитание детей через игровую деятельность.
План по самообразованию расчитан на 5 лет....
План по самообразованию 2022г.-2023г.
Использование приёмов мнемотехники в обучении детей старшего дошкольного возраста пересказу...
План по самообразованию 2022г.
План по самообразованию 2022г....
Отчет по самообразованию 2022г
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, обеспечивает ...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ .ГОД
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ»НА ПЕРИОД 2022Г- 23 УЧ...