Виды игр и их использование в экологическом образовании.
методическая разработка (младшая группа)
Виды игр и их использование в экологическом образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_po_ekologii.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Виды игр и их использование в экологическом образовании.
В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания дошкольников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий большой страны. Творческим поиском методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них зачатки экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и включённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определённую дидактическую цель, т. е. игровую обучающую ситуацию (ИОС), характеризует следующее:
- игра имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для неё специально организуется пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания:
1.Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами. Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые,
пластмассовые, заводные и пр.). Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2–3 лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчётливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними – обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперёд, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
2.Использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии – главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много. Это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и другие. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные
программные задачи ознакомления детей с природой, выработать у них необходимые навыки. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа, его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.
Литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т. е. действует в своём «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.
Ещё одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задаёт вопросы, поучает, рассказывает, объясняет – он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется. Уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат её, поправляют, сообщают то, что сами знают.
Такое соотношение позиций в ИОС придаёт дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчёт, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии – это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации
3.Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре «роль руководителя» (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приёмами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует и все другие виды игр.
Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры
дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).
Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Творческие игры природоведческого содержания – игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других – нет? Почему вода бывает жидкой и твёрдой?
Интеллектуальные игры. Большой популярностью у воспитателей пользуются такие известные игры, как «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников, однако при условии адаптации к дошкольному уровню (в некоторых случаях такие игры превращаются не в
творческие соревнования, а в механическое воспроизводство детьми различных, заранее заготовленных текстов).
Самостоятельная игра. Наблюдения показали, что дети редко включают в неё экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т. д.) содержание. Самостоятельная игра в детских садах требует особого внимания, расширения сюжета и создания необходимых условий для игр такого плана.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Оно помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней, воспитать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
2. Игры с естественным природным материалом
Дети очень любят играть с водой, снегом, леском, корой, шишками и другими материалами. В процессе таких занятий ребенок не только удовлетворяет свою потребность в игре, но и познает свойства материалов. У него развиваются творческие способности. Значение таких игр подчеркивали Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая, Е. А. Флерина. Воспитатель должен уделять большое внимание руководству данными играми, поскольку в них заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей, для совершенствования их созидательной деятельности, а также сюжетно-ролевой игры. Педагогу следует обращать внимание детей на то, что каждый из материалов в определенных условиях может менять свои свойства. Например, вода из жидкой может стать твердой (лед); она может также переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной или мутной; песок бывает сухим, сыпучим и сырым, тяжелым; снег — рыхлым, вязким, рассыпчатым и т. д. Интерес детей к играм с водой и с другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств.
В данных играх воспитателю необходимо продолжать работу по упорядочению сенсорного опыта детей, приобретенного ими в предыдущих группах. Упражнять детей в разнообразных действиях с материалами, помогать осознать их качества с целью возможного использования этих материалов в деятельности — первый этап работы воспитателя.
Руководство играми с природными материалами предполагает также создание условий, отвечающих как гигиеническим, так и педагогическим требованиям. Песок, которым пользуются дети, следует периодически очищать, менять, поливать, хорошо промешивать. Лучше, если дети играют стоя за песочными стойлами или сидя около ящиков, установленных на подставках. В жаркое время года на этой части площадки должна быть тень.
Для игр с водой на участке более всего гигиеническим и педагогическим требованиям отвечают водные бассейны типа фонтана с цементированной внутри поверхностью и стоком для воды. Такие бассейны способствуют возникновению коллективных игр. Помимо бассейнов употребляются специальные ванны, надувные емкости, оборудованные высокими подставками. Воду в них нужно менять ежедневно (температура воды должна быть + 18Г — +20°). Педагогу необходимо следить за длительностью игры (не более 5—8 мин) и состоянием одежды детей.
Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организаций условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так,
для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы, маЮЙ1-ны. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формовку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог. Действуя таким образом с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в то же время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют и в играх с водой: одни предметы моют, другие пускают плавать, в третьи наливают воду и выливают ее.
Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразны действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но этого еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как и в младших группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.
Например, воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» «Правильно, — подтверждает он, — из песка можно сделать дворик и погулять в нем с куклами. Делайте кучу больше и плотнее прибивайте песок. Когда песок прихлопан хорошо, стенки дворика получаются красивыми, крепкими». Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?» Тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу. Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.
После того как воспитатель уточнил чувственный опыт детей, он подводит их к обобщению; дает сюжетные игрушки и предлагает, выбрав надлежащего качества материал, построить, например, двор для курицы с цыплятами; домики для зверушек; сад для кукол; катер, для того чтобы покатать на нем кукол, и т. д. (Для игр со снегом и песком удобны выпиленные из фанеры силуэты людей и животных на подставках.) Таким образом, постройки из песка и снега, так же как и из строительного материала, можно использовать для сюжетных игр.
Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.). Необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки’ среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве. С возведения какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно. Например, воспитатель в присутствии детей в одном из собранных снежных валов строит домик. Они с интересом наблюдают за действиями педагога, пытаются помочь: лопатками утрамбовывают стены дома, формуют окна, двери. Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Дети организуют совместную игру: куклы ходят друг к другу в гости, смотрят на зверей в зоопарке и т. д. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе ив то же время, если захочет, включиться в общую игру. Игра «Постройка домиков» (как из песка, так и из снега) может продолжаться в различных вариантах: строительство магазинов, гаражей, кинотеатра, детского сада. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствует возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей.
В ходе строительно-сюжетной игры с песком «Зоопарк» помимо загородок, забора, кассы дети строят дорогу для маленьких грузовых и легковых машин, гараж. На грузовиках они подвозят животным пищу, а на легковых машинах катают экскурсантов. Эта игра будет возникать вновь и вновь, если постепенно обновлять игрушки. И хотя постройки быстро разрушаются, дети строят новые клетки, вольеры, пруды и т. д.
В играх с водой дети устраивают пристани, пускают по воде буксирные пароходы с прикрепленными к ним баржами с грузом, пассажирские пароходы, парусные и моторные лодки. Воспитатель показывает им, как лучше двигать по воде эти игрушки.
Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. Он может предложить ребятам набрать в формочки снег
для цветных льдинок или сделать снежную горку. Строя горку, дети вместе сгребают снег в кучу, подвозят его на санках, прихлопывают, чтобы он стал крепким.
Принимая участие в игре, воспитатель поясняет, почему надо сначала прихлопать снег, побегать по нему, дать слежаться, смерзнуться, а потом уже кататься. Следя за тем, чтобы все играли дружно, он одновременно старается научить детей понимать характер работы и правильно планировать свои действия. Ребята могут совместно с воспитателем построить из снега большую грузовую машину, пароход. Наряду с крупными постройками из снега они лепят на столах различные фигуры (снеговиков, зайцев, медведей и т. д.). Такие игры проводятся в безветренные дни, при слабом морозе, так как в холодную погоду дети, находясь во время игр без движения, могут озябнуть. Около стола в ящиках на подставке находятся разные мелкие предметы и игрушки для игр со снегом (животные и куклы из резины и целлулоида, автомобили, лопатки, совки, деревянные ложки, флажки, цветные льдинки), а также различные силуэты на подставках, окрашенные масляной краской, выполненные воспитателем.
Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, действуя со снегом; не перегревались; играя с водой и песком.
Для того чтобы такие игры проходили успешно, воспитатель должен знать свойства природных материалов, их изменчивость при определенных условиях, владеть необходимыми приемами работы, например подготавливания снега для сооружения горок, ледяных дорожек, снежных валов, изготовления цветных кусочков льда; владеть техникой создания скульптур из снега и др.
Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.
3. Практическое задание
Виды игр | 2 младшая | старшая |
1.Игры с правилами: (настольно-печатные) | «Где что найдешь» Цель: закрепить у детей умение самостоятельно и свободно группировать предметы по их назначению. Учить их помогать друг другу. Игровое задание: расставить предметы по местам. | «Где что зреет?» Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Игровое задание: подобрать плоды и листья к растению. |
Содержательная линия игр | Правила игры: найти предмету место среди близких ему по применению. Поставить предмет на место по сигналу. Материал: предметы или картинки, изображающие' посуду, одежду, кухонные принадлежности, оборудование для игровой площадки или медицинского кабинета. | Правила игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной - плоды и листья одного растения (яблоня), на другой - плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. Материал: фланелеграф, полды и листья растений. |
2.Развивающие игры (кроссворды, ребусы) | Дидактическая игра «Мои друзья» Цель: закрепить знания детей о домашних животных (как выглядят, что едят). Формировать гуманное отношение к ним. Игровое задание: накормить своих друзей-животных. Правила игры: выбрать корм для определенного животного. | Дидактическая игра «Похожи - не похожи» Цель: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Правила игры: в игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. |
Оборудование для игр естественным природным материалом. | «Куличики» Цель – уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов. Материал: песочница, клей, бумага. Ход игры: педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические. Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. | «По порядку разложи». Цель — развитие тактильной чувствительности. Материал: ведерки разного размера с природным материалом на каждого ребенка (камешками, каштанами, желудями, шишками, фасолью): Ход игры: Педагог предлагает детям сесть на полянке в кружок и ставит за спину каждому ребенку ведерко с природным материалом. Дети получают задание разложить у себя за спиной, не оборачиваясь при этом, предметы по порядку — от самого большого до самого маленького или наоборот. Закончив ответ, игрок может повернуться и проверить себя самостоятельно. Если ошибок нет, все аплодируют ответившему игроку. |
4.Творческое задание
Игры экологического содержания для детей старшего возраста
«Что в корзинку мы берем».
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры: у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Природа и человек».
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Игра как метод экологического образования
План
1. Виды игр и их использование в экологическом образовании.
2. Игры с естественным природным материалом
3. Практическое задание
4. Творческое задание (игры экологического содержания для детей старшего возраста)
Список литературы
Список литературы
1. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 1992. – С 113-117.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников» - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- С. 99-113
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 178-191
4. Подборки журналов «Дошкольное воспитание» (№ 6 – 1989 – С. 37-44), «Дошкольная педагогика» и др.
5. Интернет-ресурсы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория и методика экологического образования дошкольников».
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование.
Вариант № 1
Выполнила студентка 2 курса 1 группы
Карпызина Наталья Васильевна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч.год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста».
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование.
Вариант № 8
Выполнила студентка 2 курса 1 группы
Карпызина Наталья Васильевна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч.год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория и методика математического развития дошкольников».
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование.
Вариант № 1
Выполнила студентка 2 курса 1 группы
Карпызина Наталья Васильевна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч.год.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы философии».
Специальность 44.02.01. Дошкольное образование.
Вариант № 9
Выполнила студентка 3 курса 2 группы
Сапач Наталья Владимировна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч.год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теория и методика развития речи у детей».
Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование» база ООО
Вариант № 2
Выполнила студентка 3 курса 2 группы
Сапач Наталья Владимировна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч. год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста».
Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование» база ООО
Вариант № 1
Выполнила студентка 3 курса 2 группы
Сапач Наталья Владимировна
Ростов-на-Дону
2020-2021 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....
«Использование метода моделирования в музыкальном воспитании детей в разных видах деятельности на основе задач программы музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон»
консультация музыкального руководителя для воспитателей...
«Использование экологической сказки как ведущего метода в работе с детьми среднего дошкольного возраста по экологическому образованию»
Материал предназначен дляч работы по экологическому воспитанию детей....
Особенности и виды дидактических игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и соц...
Виды игр и их использование в экологическом образовании
Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры во...
2 Виды игр и их использование в экологическом образовании
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся...
Использование технологии экологического образования в работе с дошкольниками
Статья по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...