Консультация для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок»
консультация (средняя группа)

Затуливетер Мария Александровна

Цель:

Объединить усилия педагогов и родителей для помощи в обучении детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

- Взаимодействие родителей и педагога.

- Учить правильно произносить звуки.

- Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

- Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении.

- Развивать умение читать наизусть скороговорки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА» г. СЕВЕРО-КУРИЛЬСКА САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

(МБДОУ - ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНКА»)

Тел.(42453) 2-12-28, 2-19-86,  факс (42453) 2-12-28, severanka1979@mail.ru;http://severanka.shl.prosadiki.ru/

     

           

Консультация для родителей

 «Развиваем речь с помощью скороговорок»

Подготовила воспитатель группы 04

Затуливетер М.А.

                                                                         

                                     

2021-2022 уч. г.

Консультация для родителей

«Развиваем речь с помощью скороговорок».

Цель:

Объединить усилия педагогов и родителей для помощи в обучении детей отчётливо произносить скороговорки, формировать умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

- Взаимодействие родителей и педагога.

- Учить правильно произносить звуки.

- Воспитывать речевую культуру, уверенность в общении.

- Развивать интерес к книгам, формировать потребность (привычку) в регулярном чтении.

- Развивать умение читать наизусть скороговорки.

Воспитатель:   Чем полезны скороговорки?

 Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.  (Воспитатель раздает карточки со скороговорками.)

Скороговорки.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку,

          Видит Грека — в рeкe рак,

          Сунул Грека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

  • Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

  • Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

 Надел кукушoнoк капюшoн,

 Как в капюшоне он смешон.

  • Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

  • Карл у Клары украл кораллы, 

А Клара у Карла украла кларнет.

  • Расскажите про покупки 

Про какие, про покупки 

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  • Купили Валерику и Вареньке 

Варежки и валенки.

  • Юлька-Юленька-юла, 

Юлька юркая была, 

Усидеть на месте Юлька 

Ни минуты не могла.

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  2. После того, как первый этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

  • Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
  • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок». Подготовила воспитатель: Затуливетер Мария Александровна

Слайд 2

Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Слайд 3

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции. Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Слайд 4

Скороговорки . Шла Саша по шоссе и сосала сушку. На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова на траве двора/ Ехал Грека через реку , Видит Грека — в рeкe рак, Сунул Грека руку в pеку, Рак за руку Гpеку цап. Кукушка кукушoнку купила капюшoн. Надел кукушoнoк капюшoн, Как в капюшоне он смешон.

Слайд 5

Итак, проделывайте все пошагово: Первый шаг Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

Слайд 6

Второй шаг. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы .

Слайд 7

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Слайд 8

Четвёртый шаг. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь .

Слайд 9

Пятый шаг. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

Слайд 10

Памятка «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками» Использовать с начала название «чистоговорка» и «выговариволочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка». В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные. Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей : «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее  научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок,...

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»...

Консультация для родителей "Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений"

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением  фонематического слуха....

Консультация для родителей: Развиваем мелкую моторику с помощью прищепок

Различные действия пальцев рук стимулируют процессы речевого и умственного развития. Для стимулирования развития функции речи можно использовать различные подручные материалы. Например, это могут быть...

Консультация для родителей «Развиваем логическое мышление с помощью занимательных игр»

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя...