Материал для выступления на Круглом столе для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
методическая разработка

Абдулаева Наталья Сергеевна

ТЕМА: «Подготовка к обучению грамоте дошкольников.»

 

  В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

      Для определения необходимости подготовки детей к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе обучения чтению и письму  Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для выступления на Круглом столе для родителей «Семья на пороге школьной жизни»

Подготовила:  воспитатель  Абдулаева  Н.С.

ТЕМА: «Подготовка к обучению грамоте дошкольников.»

  В современных условиях система образования предъявляет высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений. Совершенно по новому ставится вопрос о преемственности дошкольного учреждения и школы, в том числе в обучении грамоте.

      Для определения необходимости подготовки детей к обучению грамоте следует, прежде всего, понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе обучения чтению и письму  Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает её.

          Основой для обучения детей грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи,  развитие фонематического восприятия.

           Исследования показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами. Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, её элементы.

            Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче, произвольно и преднамеренно строить свои высказывания. Выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи, размышлять о возможных вариантах ее решения, оценивать выполнение вербальной задачи.

             Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматривают как процессы кодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном  звукокомплексе. В письменной речи используется буквенный код. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного комплекса в устную речь, а письмо, наоборот, - перекодирование устной речи.

            Русское письмо – звукобуквенное.  Оно точно передаёт звуковой состав языка. Обучающийся чтению ребенок действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое. Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический  метод обучения грамоте. В основе обучения лежит анализ и синтез звуковой стороны речи.

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении  должно произноситься с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы.

           

 

            При обучении грамоте это проявляется в том, что дети должны четко различать четко все гласные и согласные фонемы, находить гласные фонемы в словах, ориентируясь на гласную букву, определять твердость и мягкость фонем в сочетании со всеми согласными.

            Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание  развитию фонематического слуха.

            Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыками чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети смогли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры речи. Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Задача овладения этими действиями ставится специалистами в связи с обучением грамоте. А сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают звуковому анализу. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

             Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в звуковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляют одну из главных задач специальной подготовки к обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни"

Семинар - практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни" направлен на активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, повышение педагогической компетентности родителей при...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Задачи: 1. Создать благоприятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение. 2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе. 3. Расширить возможности поним...

Консультация для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Как подготовить ребенка к школе?(для родителей будущих первоклассников)Уважаемые родители! В этом году ваши дети пойдут в первый класс. Для того, чтобы вашему ребенку было легко учиться и он испытывал...