Добро или зло?
консультация
Предварительный просмотр:
Как сделать, чтобы дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающему миру, отзывчивы к просьбам и поручениям взрослого? Как можно реализовать работу по нравственному воспитанию дошкольников посредством использования художественной литературы и дидактических игр?
Эти вопросы остро стоят перед обществом всегда и во все времена.
Современные родители настолько заняты, что некогда вечером общаться с детьми. А выходные хочется отдохнуть и провести время так, как желают. Чтобы ребенок не мешал, взрослые дают ребенку телефон, планшет и просто включают мультфильмы. Что смотрит ребенок, порой родители и не знают. А ребенок смотрит зарубежные мультфильмы, где процветают драки, ссоры, обиды, мщения и т.д.
Придя в понедельник в сад, ребенка не узнать: он не слышит воспитателей, рассеян на занятиях, даже трудно ему обслужить самого себя.
Посовещавшись с родителями, мы выдвинули гипотезу о том, что процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста будет проходить более эффективно, если:
- систематически в ООД и в режимных моментах применять игры, направленные на нравственное воспитание дошкольников;
- организовать сотрудничество с родителями по проблеме нравственного воспитания дошкольников.
Разработав список литературы, русских мультфильмов, и дидактических игр, мы поставили цель: повысить уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста путем формирования понятий добра и зла.
Родители откликнулись на это, но не все.
Дети смогли увлечь и родителей, в результате было придумано несколько вариантов различных игр. Формы взаимодействия взрослых и детей стали разнообразными:
- чтение и обсуждение художественной литературы (Родители вместе с детьми читали определенное произведение, ребенок рисовал эпизод, который ему понравился, из рисунков делали выставку);
- проведение праздников: включали сценки, которые придумали родители с детьми – «Непослушный зайчик», «Медвежонок Торопыжка»;
- педагогические ситуации. Родители писали вопросы и опускали в «Копилку». Ответы помещали в уголке для родителей, рассматривали на собраниях, проводили вечера «Вопросов и ответов» в ZOMM;
- просмотр слайд-фильмов, видеофильмов;
- организация выставок;
- поисково-познавательная деятельность (проекты).
Это позволило выделить наиболее важные принципы организации деятельности взрослых и детей по нравственному воспитанию:
1. Интеграция материала по содержанию и видам детской деятельности при обучении (взаимосвязь различных образовательных областей, частая смена видов деятельности детей по разным направлениям).
2. Деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми (дети не являются пассивными созерцателями и слушателями, а все время заняты какой-либо деятельностью).
3. Подключение эмоционально-чувственной сферы детей посредством развивающей предметно-пространственной среды (пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки, и выбор, который формирует нравственную позицию»).
4. Обеспечение связи изучаемого материала с жизнью (приведение примеров из жизни людей ближайшего окружения).
Постепенно малоактивные родители стали включаться в наш проект.
Хочется поделиться секретом, что родители раскрылись как творче-ские личности: приносили детские книги, диски и даже создали поделки для театрализованной игры.
Дети стали добрее, внимательнее друг к другу. Если раньше малыш приносил конфету в сад, съедал ее сам. Теперь одну конфету делили на 20 человек. Доставалась по крошке, но всем, никто не говорил, что ему мало. У всех детей сияли лица радостью.
В проектной деятельности ребенок получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за результаты своей деятельности, свои поступки.
Чтобы нравственное воспитание дошкольника было эффективным, стоит учитывать особенности дошкольника, и организовывать процесс обучения в соответствии с данными особенностями. Очень важную роль в нравственном воспитании дошкольника играет трудовая и творческая деятельности, в ходе которых ребенок развивается, реализуется, совершенствует свои навыки. Кроме того, нравственное воспитание ребенка должно осуществляться не только в рамках его взаимодействия с социумом, но и в отношении окружающего его мира.
Литература
Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста /Григорьева Г. Г. - Сборник материалов Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2012. – № 1.
Зыкова Н.А. Проект по инновационной деятельности на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими» Н.А. Зыкова, И.Г.
Климова С.А. Художественная литература как важнейшее средство формирования нравственной культуры у дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...