Рабочая программа по речевому развитию для ранней группы
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по речевому развитию для ранней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1mladshaya_razvitie_rechi.docx | 51.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма ____________________ Л.И. Мифтахова Приказ № от 2021 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма Протокол № от 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для первой младшей группы
(КОММУНИКАЦИЯ)
на основе Примерной общеобразовательной программы
дошкольного образования
с учетом образовательной программы «Теремок»,
научный руководитель И.А. Лыкова; под общей
редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова,
И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, 2019г.
Воспитатели:
Привалова А.Ф.
Иванова О.Ю.
Надым
2021
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для группы второго раннего возраста МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий примерной основной образовательной программы дошкольного образования, комплексной образовательной программы «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А.Лыковой., образовательной программы «Теремок», научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, 2019г.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю, всего 74 раза в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей третьего года жизни допускается не более 10 минут.
Программные задачи
• Формировать интерес к освоению родного языка как средства общения с другими людьми и познания окружающего мира.
• Совершенствовать понимание речи в общении с разными людьми (взрослыми и детьми), в процессе слушания стихов и сказок, просмотра мультфильмов и инсценировок.
• На основе расширения представлений об окружающем мире (о природе, растениях, животных, рукотворных предметах, о людях) помогать устанавливать связи между реальными предметами и их названиями, зрительными и слуховыми образами.
• Комплексно развивать все стороны речи: обогащение активного и пассивного словаря, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры, развитие связной речи.
• Поддерживать и развивать инициативную речь, вербальное общение в форме диалога (ребенок вступает в контакт, слушает, слышит, понимает, задает вопросы, высказывает свои желания, выражает согласие или несогласие, передает отношение).
Данная программа предполагает реализацию национально-регионального компонента.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Коммуникативная | 37 |
2. | Восприятие художественной литературы и фольклора | 37 |
всего: | 74 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу учебного года ребёнок:
- инициативно осваивает язык, в том числе и через активное словотворчество;
- активное приобретение информации вербальным путем: задает разные вопросы, слушает разъяснения;
- с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки;
- испытывает потребность в общении и инициирует общение, может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым, задает вопросы, призывает к действию;
- строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия;
- регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение и осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Обогащение пассивного и активного словаря
Знакомить детей с разными предметами, игрушками в процессе активных действий с ними; побуждать к называнию и элементарному описанию качеств (цвет, форма, величина, характер).
Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений разными словами: существительными, обобщающими словами (игрушки, посуда, одежда, мебель, животные, транспорт); глаголами (в настоящем, прошедшем и будущем времени); прилагательными (описывающими объекты по форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, принадлежности); местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе); наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).
Развивать понимание того, что одним и тем же словом можно называть разные объекты (пушистый шарф, цветок, одуванчик) и что один и тот же предмет можно описать разными словами (мяч красный, большой, звонкий, веселый, новый, мой). Уточнять представления о действиях людей, движениях животных и соотносить их с глаголами. Обогащать словарь названиями бытовых предметов, продуктов питания, одежды, мебели, транспорта, животных и их детенышей, растений, некоторых профессий людей (воспитатель, врач, шофер), частей и деталей предметов (колеса и кузов у машины), вещей (карман, рукав, воротник у рубашки и др.).
Формирование грамматического строя речи
Знакомить с пространственными и временными отношениями в окружающем мире и побуждать детей передавать свои представления в речи.
(Солнце высоко, дерево далеко, рыба в воде, собака в конуре). Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными; использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы); употреблять вопросительные слова (Кто? Что? Куда? Где? и др.). В звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (мяу-мяу — мяукает, ку-ка-ре-ку — кукарекает, кря-кря-кря — крякает). Содействовать изменению слов в единственном и множественном числе (кот — коты, книга — книги), по падежам (это лопатка, дай лопатку, нет лопатки), в настоящем и прошедшем времени (гуляем, гуляли).
Воспитание звуковой культуры речи
Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата. Для становления речевого дыхания в игровых упражнениях учить детей производить выдох через рот плавно и протяжно, говорить внятно, не торопясь, достаточно громко. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах. Учить узнавать животных и персонажи любимых литературных произведений по звукоподражанию.
Формировать интонационную выразительность речи.
Развитие связной речи
Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх.
Поддерживать желание слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым — подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, во второй половине года). Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному с взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития интереса к чтению художественной литературы. Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра).
Инициировать становление и развитие связной речи. Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная, выразительная речь людей из ближайшего окружения. Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении — важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми.
Успешное решение задач речевого развития немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок.
Рекомендуемые художественные произведения
(примерный перечень).
По мотивам русского фольклора.
«Рукавички новые», «Сова-совушка», «Ну-ка, милый пастушок», «Дубы-дубочки», «Уж я Танюшке пирог испеку», «Ладушки, ладушки, пекла баба оладушки», «Гу-гу-гу-гу-гу-гу, на зеленом на лугу», «Пошел котик на торжок», «Курочка-рябушечка», «Наши уточки с утра – кря-кря-кря», «Как у нашего кота», «Заинька по сеничкам», «Летели две птички», «Жили у бабуси», «Волк-волчок», «Гуси вы, гуси», «Зайчишка-трусишка», «Гуля, гуля-голубок», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Дождик, дождик, пуще!», «Радуга-дуга».
Сказки.
«Курочка ряба», «Репка», «Колобок» (в обработке К.Д. Ушинского), «Теремок», «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова).
Авторские произведения.
Э.Э. Мошковская. «Доктор, доктор, как нам быть?»; Г.М. Новицкая. «Речка льется»; Р.С. Сеф. «Тот, кто моет руки с мылом», «Я хотя и не большой»; Р.А. Кудашева. «В лесу родилась елочка»;
М. Родина. «Снежинки».
Стихотворения.
А.Л. Барто. «Игрушки» («Зайка», «Мишка», «Бычок»», «Самолет» и др.), фрагменты из стихотворений «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Апрель»; В. Бирюков. «Жук проснулся»; А.Г. Костецкий. «Босоногий гусенок»; Э.Э. Мошковская. «Уши»; Г.Р. Лагздынь. «Петушок», «Почему один Егорка?», «Грядка», «Стирка»; Е.А. Благинина. «Вот какая мама», «Мы пускаем пузыри» (отрывок), «Радуга», «Наша Маша»; Е. Гарлапак. «Снежная баба»; Г.А. Ладонщиков. «Зима»; З.Н. Александрова. «В рукавичках маленьких», «Валенки», «Вкусная каша», «Мой мишка»; Н.П. Саконская. «Где мой пальчик?»; И.П. Токмакова. «Каша», «Сад», «Осенние листья», «Поиграем», «Баиньки», «Как на горке – снег, снег»; Н.В. Пикулева. «Приглашение к обеду»; Л. Герасимова. «Ножки пляшут», «Вишневый сад», «Подарок кукле», «Весна»; Э.Н. Успенский. «Про мальчика, который дерется лопаткой», «По девочку, которая все время сосет палец»; Г.А. Ладонщиков. «Играйте вместе», «На песке»; Л.М. Квитко. «Качели» (отрывок); С.Я. Маршак. «Мяч»; Л. Герасимова. «Солнечный зайчик», «Рисую горошки», «Я рисую вечер», «Строим крепость из песка»; В.Д. Берестов. «Больная кукла», «Воробушки», «Веселое лето»; П.А. Образцов «Лечу куклу»; С.Б. Капутикян. «Маша рисует» (отрывок), «Маша обедает»; С.Я. Маршак. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке»; Л.Н. Толстой. «Была у Насти кукла», «Три медведя»; К.И. Чуковский. «Цыпленок»; В.Г. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»»; В.Ф. Коркин. «Что растет на нашей грядке?»; П.Н. Воронько. «Пирог»; М.А. Познанская. «Снег идет»; О.И. Высотская. «Снежный кролик»; Б.В. Заходер. «Строители»; В.А. Левин. «Воробьиное купанье» (отрывок); А.Н. Плещеев. «Осень наступила»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А.Я. Яшин. «После дождя».
Способы проверки обученности воспитанников
Уровень усвоения образовательной программы детьми проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года - апрель–май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (наблюдения) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения детского развития. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: демонстрационный материал, игрушки, настольные театры, куклы би-ба-бо, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда, детские книги и т.д.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 2.
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 2-3 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Образовательная программа «Теремок», научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой, 2019г.
4. «Речевое развитие детей третьего года жизни» О.С. Ушакова, образовательная программа «Теремок» для детей раннего возраста, Москва, 2018г.
5. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
6. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада», 2018г.
.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по речевому развитию в первой младшей группе
О.С. Ушакова «Речевое развитие детей третьего года жизни»
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1, 2 | Мой детский сад (адаптационный период) | 1. Путешествие по групповой ячейке. 2. Путешествие по территории детского сада. | Знакомство ребенка с новым для него местом, людьми, налаживание контакта, взаимодействия для безболезненного прохождения адаптационного периода. |
3, 4 | Осень золотая | 1. «Красная кисточка» 2. «Найди красную игрушку» | 1. Формировать умение узнавать красный цвет на рисунке, группировать предметы по цвету, называть их, соотносить цвет с названием. 2. учить детей различать и называть красный цвет, группировать предметы по цвету, согласовывать прилагательное с существительным в роде. | |
Октябрь | 1, 2 | С бабушкиной грядки | 1. «Сорока-ворона» 2. Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…» | 1. Продолжать учить детей рассматривать картинки (сорока-ворона). Учить отвечать на вопросы. Вызвать интерес к слушанию и обыгрыванию потешек и пальчиковых игр про сороку–ворону. Стр.43 2. Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку. |
3, 4 | Фруктовый сад бабушки | 1. «Коровушка-буренушка» 2 Знакомимся с игрушками (поросенок, утка, лягушка) | 1. Расширять опыт рассматривания сюжетных картинок. Предложить детям назвать части тела коровы, спеть про нее песенку. Учить произносить слова тихо и громко. Стр. 41 2. Учить детей рассматривать игрушки, выделять части и называть их, самостоятельно высказываться об увиденном, образовывать глаголы: хрюкает, квакает, крякает, пищит, внятно произносить звуки у, а, и в звукоподражаниях. Стр. 54 | |
Ноябрь | 1, 2 | Мои меньшие друзья | 1. «Котенька-коток» 2. «Пошел котик на торжок» | 1. Продолжать учить детей рассматривать картинку, узнавать, кто нарисован, называть качества и действия, подбирать ласковые слова. Стр.44 2. Продолжить учить детей рассматривать картинку, узнавать, кто нарисован, называть качества и действия, подбирать ласковые слова. Стр.45 |
3, 4 | Кто живёт на птичьем дворе? | 1. «Курочка – рябушечка» 2. рассказывание сказки «Курочка Ряба» | 1. Вызвать у детей интерес к рассматриванию картинок и установлению соответствий между реальным предметом и его изображением. Учить слышать вопросы воспитателя и отвечать на них. Стр.35 2. учить детей слушать сказку, рассматривать иллюстрации, называть персонажей сказки, выполнять действия, связанные с ними. Стр. 37 | |
5 | Лесные обитатели – звери | 1. «Зайчишка-трусишка» 2. «Сидит, сидит зайчик» | 1. Продолжать учить детей рассматривать картинку, узнавать, кто нарисован, называть качества и действия зайчика, спеть песенку о нем. Стр 46 2. продолжать учить детей рассматривать картинку, узнавать, кто нарисован, называть качества и действия, подбирать ласковые слова. Знакомить с народными песенками и потешками, создавать условия для обыгрывания образов. Стр. 47 | |
Декабрь | 1 | |||
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | Дидактическое упражнение «Ветерок». Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит» | С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением-загадкой, совершенствовать речевой слух. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 2 | |
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя). | Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 7 | |
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | Рассматривание картины «Дед Мороз» | Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, делать простейшие выводы. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 7 | |
Январь | 2, 3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | 1. «Мишка косолапый» 2. Чтение сказки А. Н. Толстого «Три медведя» | 1. Продолжать учить детей рассматривать картинки (медведь), устанавливать связь между изображением и реальным животным. Вызвать интерес к слушанию и обыгрыванию стихотворения про мишку, предложить вместе спеть про него песенку. Стр.40 2. Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 1 |
4 | В мире посуды | «Куклы в гостях у детей» | Закрепить умения детей называть части тела куклы и предметы одежды, соотносить игровые действия с куклой с их словесными обозначениями: учить употреблять в речи прилагательные, обозначающие цвет, протяжно произносить звук а в звукоподражаниях. | |
5 | В мире одежды | «Оля и Айболит» | Формировать умение соотносить со словом игровые действия с куклой, выделять и называть части тела куклы, предметы одежды, правильно произносить звуки о и а в звукоподражаниях. | |
1 | Мои любимые игрушки | Пирамидка из серии «игрушки» | Учить детей целенаправленно рассматривать игрушку – пирамидку, называть цвет колечек от пирамидки, слушать стихотворение про игрушку, отвечать на вопросы. Стр.42 | |
2 | Кто к кормушке прилетел? | Рассматривание картины «Таня кормит голубей» | Учить детей рассматривать картинку и самостоятельно высказываться об увиденном, отображать содержание картины в движениях, соотносить действия с изображением и словом, правильно произносить звуки о, у в звукоподражаниях. | |
3 | Папин праздник | Знакомиться с разными игрушками (автомобиль, лошадка, мышка) | Учить детей рассматривать и называть предметы и их части, общаться со взрослым и другими детьми, высказываться; различать и называть: большой и маленький, правильно произносить звук и, изолированный и в звукоподражаниях. | |
4 | Мы едем, едем, едем… | Рассматриваем картину «Чья лодочка?» | Учить детей рассматривать картину и самостоятельно высказываться об уведенном, соотносить свои действия с изображением и словом; закрепить названия цветов (красный, зеленый, желтый) | |
Март | 1 | Мамин праздник | «Кто как кричит?» | Формировать умение узнавать по звукоподражанию, как различные животные подают голос. Показать пары животных (мама и детеныш), познакомить с названиями (кошка-котенок, собака-щенок, корова-теленок) |
2, 3 | Весна пришла! | 1.«Зеленая кисточка» 2. «Желтая кисточка» | 1.Формировать умение узнавать зеленый цвет, соотносить цвет с его названием, узнавать на рисунке знакомые предметы, сгруппированные по цвету, называть их. 2. Формировать умение узнавать желтый цвет и назвать его; узнавать на рисунке предметы, сгруппированные по цвету, и называть их; закрепить правильное произношение звука а; осваивать элементы драматизации | |
4 | Удивительный мир цветов | «Разные кисточки (красная, зеленая, желтая)» | Формировать умение различать и называть красный, зеленый, желтый цвета, группировать предметы по цвету, узнавать на рисунке предметы и называть их, согласовывать прилагательные с существительным в роде. | |
Апрель | 1, 2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | 1. «Наша Катя» 2. Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка» | Активизировать понимание и употребление в речи слов, обозначающих предмет (игрушку), его качества и игровые действия. Учить слушать вопросы и отвечать на них. Стр. 34 2. Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку). Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 6 |
3 | Все работы хороши (профессии) | Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя) Рассматривание картины «Спасаем мяч» | Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 8 | |
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | Игра «Поручение» | Учить детей эмоционально отзываться на происходящее и самостоятельно высказываться; формировать умение отвечать на вопросы взрослого, правильно произносить звуки в звукоподражаниях, образовывать форму повелительного наклонения глаголов. | |
Май | 1, 2 | Забавные букашки (насекомые) | 1. Рассматривание картины «Возле Большого Пня» 2. Здравствуй, весна! | 1. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 8 2. Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать ее. Гербова В.В.»Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» занятие 7 |
3, 4 | Азбука безопасности | 1. Рассказывание сказки «Теремок» 2. Игра-драматизация «Теремок» | 1. Учить детей слушать сказку, высказываться по собственному желанию, эмоционально откликаться на происходящее, участвовать в рассказывании сказки, внятно произносить звукоподражания, осваивать элементы драматизации. 2. Учить детей внимательно слушать сказку без наглядного сопровождения, проявлять интерес к драматизации, ряжению, использовать фрагменты из сказки в самостоятельной игре, высказываться по поводу происходящего, правильно произносить гласные звуки в звукоподражаниях. | |
5 | Скоро лето! | Игра-инсценировка по сказке «Теремок» | Стимулировать желание детей вносить в самостоятельную игру элементы инмпровизации по мотивам сказки. Прявлять интерес к инсценированию сказки и отдельных эпизодов вместе с воспитателем в самостоятельной игре, высказываться по поводу происходящего, правильно произносить гласные звуки в звукоподражаниях; формировать умение согласовывать в роде глаголы в прошедшем времени с существительными, употреблять глаголы, образованные при помощи приставки (прискакал, ускакал) |
Приложение 2
Показатели педагогического мониторинга развития детей раннего возраста (к концу третьего года);
1-ая младшая группа
№ п/п | ФИ ребенка | 1. Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество | 2. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения | 3. С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье | 4. Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.) | 5. Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия | 6. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки |
1. Инициативно осваивает язык, в т.ч. и через активное словотворчество
2 балла - разговаривает много и активно, заменяет неизвестные слова и незнакомые формы слов такими словами, которые придумывает сам.
1 балл - говорит не очень много; редко, но употребляет придуманные им самим слова.
0 баллов - говорит мало, словотворчество в речи не наблюдается.
2. Активное приобретение информации вербальным путем: задает разнообразные вопросы: «Где? Куда? Почему?», слушает разъяснения
2 балла - задает разнообразные вопросы, выслушивает объяснения.
1 балл - задает разнообразные вопросы, но ответы на них не выслушивает; или ведет себя прямо противоположно: с интересом выслушивает объяснения, инициируемые взрослым, но сам вопросов не задает.
0 баллов - не задает самостоятельно вопросов познавательного характера и не интересуется объяснениями взрослого.
3. С удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье
2 балла - с удовольствием повторяет знакомые стихи, фрагменты
сказок, по собственной инициативе «читает» сам знакомые сказки, стихи, с интересом воспринимает новые книжки, появившиеся в детском саду и в семье.
1 балл - иногда повторяет понравившиеся фрагменты стихов и сказок, слушает новые книжки, но не инициирует самостоятельно их чтение.
0 баллов - не повторяет фрагментов стихов и сказок, не проявляет интереса к их чтению.
4. Испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.)
2 балла - испытывает потребность в общении и инициирует общение. Может быть ведущим в диалоге со взрослым, даже малознакомым (задает вопросы, призывает к действию и т.п.).
1 балл - испытывает потребность в общении, но не слишком активно инициирует его; чаще обращается к знакомому взрослому.
0 баллов - не инициирует общение, плохо откликается на попытки инициировать диалог со стороны взрослого.
5. Строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия
2 балла - строит высказывание, используя все части речи, кроме причастия и деепричастия.
1 балл - строит односложные высказывания (самостоятельно редко употребляет прилагательные, местоимения, наречия).
0 баллов - говорит односложными фразами, употребляя в основном только существительные и глаголы.
6. Регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
2 балла – регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих: поощрение, похвала стимулируют инициативные движения; неодобрение, осуждение тормозят нежелательные действия и поступки.
1 балл – в некоторых случаях может регулировать свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
0 баллов – практически никогда не регулирует свое поведение, ориентируясь на речевые высказывания окружающих.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию в первой младшей группе
Месяц | Неделя | Тема | Материал |
Сентябрь | 1,2 | Мой детский сад (адаптационный период) | |
3,4 | Осень золотая | ||
Октябрь | 1,2 | С бабушкиной грядки | |
3,4 | Фруктовый сад бабушки | ||
Ноябрь | 1,2 | Мои меньшие друзья | |
3,4 | Кто живёт на птичьем дворе? | ||
Декабрь | 1 | Лесные обитатели – звери | |
2 | Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает… | ||
3 | Выпал беленький снежок, да на беленький ледок… | ||
4 | Дед Мороз в гостях у ребят | ||
Январь | 2,3 | Мы на месте не сидим, стол и стульчик смастерим! (мебель) | |
4 | В мире посуды | ||
5 | В мире одежды | ||
Февраль | 1 | Мои любимые игрушки | |
2 | Кто к кормушке прилетел? | ||
3 | Папин праздник | ||
4 | Мы едем, едем, едем | ||
Март | 1 | Мамин праздник | |
2, 3 | Весна пришла | ||
3 | Удивительный мир цветов | ||
Апрель | 1,2 | Мама, папа, я – очень дружная семья | |
3 | Все работы хороши (профессии) | ||
4 | Пилим, пилим, забиваем – дружно папе помогаем (орудия труда) | ||
Май | 1,2 | Забавные букашки (насекомые) | |
3,4 | Скоро лето! |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Дата | Тип мероприятия , тема | Цели и задачи |
1. | октябрь | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей. | Цель: Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду |
2. | декабрь | Сообщение «Воспитываем любовь к книге». | Цель: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка |
3. | март | Информационный стенд «Книжки в нашем доме» | Цель: Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду. Советы по оформлению детской домашней библиотеки. |
4. | май | Консультация - практикум «Роль дидактической игры в обогащении речи детей младшего дошкольного возраста!» . | Цель: Дать знания о важности настольно – развивающих игр, их значении,подборе для детей этого возраста, проведение игры, правилах. Изготовление родителями в группу новой развивающей игры |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие ребенка»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год ...
Рабочая программа по речевому развитию для детей группы с 3 до 4 лет "По следам сказки"
Рабочая программа по речевому развитию для детей группы с 3 до 4 лет "По следам сказки"...
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по речевому развитию для младшей группы
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Рабочая программа по познавательному развитию для ранней группы
Рабочая программа по познавательному развитию для ранней группы...
Рабочая программа по физическому развитию для ранней группы
Рабочая программа по физическому развитию для ранней группы...