Виды познавательно-исследовательской деятельности
презентация
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konina_n.n.pdf | 1.63 МБ |
vidy_poznavatelno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti_konina_n.n.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Виды познавательно-исследовательской деятельности
1 слайд
Известно, что дошкольное детство - это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
2 слайд
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Поэтому работа воспитателя образовательного учреждения должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность.
3 слайд
Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
4-5 слайды
В ДОУ используются следующие виды познавательно-исследовательской деятельности:
- поисково-исследовательская деятельность - это совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов (реализуется в эвристических беседах («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
6-8 слайды
- учебно-познавательная деятельность дошкольников - самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков (реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках);
9-11 слайды
- познавательно-практическая деятельность - стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путём (реализуется в опытах и экспериментах);
12-13 слайды
- предметно-исследовательская деятельность - совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов (реализуется в исследованиях различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года).
14 слайд
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший. Нам важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.
15 слайд
В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки,
16 слайд
иллюстрации книг,
17 слайд
энциклопедии,
18 слайд
лэпбуки,
19 слайд
книжки на липучках), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.
20 слайд
Тема исследования | Вариант мотивирующий |
«Способность воды выталкивать предметы меньшей плотности», занятие с экспериментальной игрой «Тонет — не тонет» в младшей группе | Создание сюрпризного момента. В группу заходит плачущая девочка Таня (воспитанница старшей группы). Воспитатель спрашивает, в чём причина её слёз. Девочка рассказывает, что уронила на прогулке в речку мяч и боится, как бы он не утонул. Воспитатель зачитывает стихотворение А. Барто «Мячик» и акцентирует внимание на том, что в тексте утверждается невозможность мячика утонуть. Ребятам предлагается опытным путём (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) показать Тане, что мяч не утонет. |
Свойства воздуха», занятие «Удивительное рядом» в средней группе | Создание проблемной ситуации с игровым элементом. Воспитатель показывает ребятам фигурку грустного поросёнка и говорит, что Хрюша грустит из-за того, что вчера ему подарили 2 больших воздушных шарика, но что-то случилось с ними за ночь. Ребятам показывают 2 нарисованных шарика: большой улыбается, маленький грустит. Воспитатель спрашивает, почему второй шарик загрустил (сдулся), и предлагает придумать решение, как помочь Хрюше |
Различия пресной и морской воды», занятие «Путешествие в Подводное царство» в старшей группе | Начало занятия строится в виде игрового путешествия на морское дно: ребята вспоминают названия морских животных, разгадывая загадки и ребусы, проводится подвижная игра «Море волнуется — раз!». За отличные знания и проявленную активность Морской царь дарит ребятам сосуд с морской водой, свойства которой они будут изучать в ходе последующего |
«Влияние воды на всхожесть семян и рост растений», экспериментальный проект «Посев сухого и пророщенного гороха» в подготовительной группе | Совместное составление сказки про горошинки с воспитанниками подготовительной группы. Каждый этап экспериментальной деятельности фиксируется в виде абзаца сказки. («Проспали горошинки сестрички всю зиму завёрнутыми в холщовую тряпочку. А сегодня чьи-то тёплые руки достали тряпочку из коробочки и отнесли на подоконник к блюдцу с водой. Одни горошинки с радостными криками прыгнули в этот маленький бассейн, но некоторые из сестричек воды испугались и остались лежать в сухом уголке окна….) |
21 слайд
В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
"Опыты и эксперименты, как один из видов познавательно - исследовательской деятельности младших дошкольников" (с элементами мастер-класса)
Это мой доклад на РМО, с отзывами. Предлагаю, познакомиться и применять в своей работе с детьми....
Конспект НОД с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени"
Конспект занятия с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" для детей старшего дошкольного времени в игровой форме познакомит ...
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
- Мне нравится (1)