«Анализ мотивации выбора инновационных тем педагогами ДОУ и результаты их применения в практической работе»
методическая разработка

Бусыгина Светлана Николаевна

В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности.  Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Анализ мотивации выбора инновационных

тем педагогами ДОУ и результаты их применения в практической работе»

Воспитатель:

Бусыгина С.Н.

Санкт-Петербург

2022г.

В модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных организаций названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений.

В настоящее время, практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности.  Когда о дошкольных учреждениях говорят, что они работают в режиме развития, это значит, что они занимаются нововведениями.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, педагогический коллектив должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:
1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение эксперимента.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта). 

Позиция и творческий потенциал педагогов, активное участие, пожалуй, самое главное во внедрении инновационных идей в деятельность ДО.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Его цель- содействовать становлению ребенка, как личности.

К числу современных образовательных технологий, внедряемых в нашем ДО, относятся:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио воспитателя;
  • игровая технология.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом:

- разработка материалов для работы с детьми с использованием комплекса здоровьесберегающих технологий – комплексы утренней гимнастики, включающие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, гимнастика после сна, комплексы упражнений для профилактики близорукости, составление картотеки подвижных игр для детей разных возрастных групп;

- разработка методических материалов для работы с детьми по обеспечению безопасности жизнедеятельности;

- использование природных факторов закаливания – воздушные ванны, соблюдение теплового режима, облегченная одежда в помещении, обширное умывание, регулярное проветривание и т.д.

Технология познавательно - проектной деятельности.

Проектирование как деятельность строится на отношениях «ребенок — взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Технология исследовательской деятельности

Цель: исследовательской деятельности в  нашем детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 
    ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникативная технология

Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, насытить его информацией.

Информационно-компьютерные технологии используются довольно активно в процессе образовательной деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Результат использования информационно-коммуникативной технологии:

  • развитие интеллектуальных способностей ребенка – наглядно-образного мышления, элементов логического мышления;
  • формирование умения планировать, выстраивать логику конкретных событий;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • усвоение знаний происходит быстрее благодаря использованию презентаций, видеофильмов, аудиозаписей, слайдов, компьютерных игр.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего  детского сада:

  • обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;
  • бесконфликтных и безопасных условий ее развития;
  • реализацию имеющихся природных потенциалов.

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют возможность:

  • Построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников
  • Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:
  • Воспитывает толерантное отношение к личности ребенк, формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка
  •  Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских  отношений
  •  Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности.

Инновационная технология «Портфолио педагога»
          Успешного педагога владеющего современными инновационными технологиями образования, имеющего высокий уровень образования и профессиональной компетентности способного прогнозировать свой конечный результат

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

«ТРИЗ»-использование нетрадиционных форм работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и развивать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. 

Инновационная образовательная технология «Мнемотехнология»

 Мнемотехника-это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию.

Особое применение технология находит в группах с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление.

С помощью методов и приёмов Мнемотехники упрощается процесс запоминания, развивается ассоциативное мышление и воображение, повышается  уровень внимания, , повышается уровень развития связной речи.

В результате использования «Мнемотехнологии»

  • Дети могут придумывать сказки на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета.
  • Активнее воспринимают и перерабатывают зрительную информацию с последующим воспроизведением
  •  Приемы работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения дошкольников

Использование опорных рисунков способствуют быстрому   заучиванию стихотворений 

Инновационная Игровая технология

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть воспитательно-образовательного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В неё включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих эмоционально – волевую сферу дошкольника.

Основной инновационной деятельностью в моей педагогической работе является  театрализация

 Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что театрализованная деятельность является самой доступной для детей. Ребенок выражает свои желания и интересы от знакомства с окружающим миром.  Выбирая данную тему, я заметила, что кукольный театр создает хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции. Дети становятся участниками событий, которые разворачиваются по сюжету спектакля, эмоционально сопереживают вместе с героями.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа М.Д.Маханёвой «Театрализованные занятия в детском саду», а также программа «Театр-творчество-дети» Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович.

Новизна и своеобразие  моего педагогического опыта в том, что я использую театрализованную деятельность не только в форме развлечений, праздников,  игр- драматизаций, но в нетрадиционных формах работы с детьми, которую раскрыла в проектной деятельности. Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессионалам, -это и не возможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок, теневого театра. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра. 

Поэтому в группе оборудован театрализованный уголок, где ребёнок может уединиться и разыграть какую – нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно- развивающая среда должна обеспечить право  и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разны виды театра: пальчиковый, настольный, (вязальный), театр на фланелеграфе, теневой, плоскостной, театр на рукавичке, а также уголок ряженья

Материал постоянно обновляется, пополняется ориентируясь на возраст и интересы разных детей.

Результативность опыта

На моих занятиях по театрализованной деятельности “кукла” в руках детей начинает “слушаться” и выполнять то, что от нее требуется. Регулярный показ простых сценок, спектаклей, сказок помогли накоплению опыта и мастерства, помогли развить словарный запас и речь детей, коммуникативные способности.

Я вижу с каким интересом мои дети участвуют в постановках, с каким желанием и ответственностью они подходят к своей роли, каким счастливыми они становятся, когда у них получается создать своего индивидуального персонажа. Каждый ребенок индивидуален и от этого сказочные герои становятся ярче, интереснее. 

Стабильность опыта. 

Конечно, используя свой опыт, я знаю, что часть детей нуждается в индивидуальном подходе, они робкие, нерешительные. Именно индивидуальные занятия помогут таким ребятам преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Подводя итог, хочется отметить, что эффективность воздействия театрализованной деятельности на детей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору сценок, постановок, художественному оформлению, подготовке и проведению спектаклей. 

Заключение.

Подготовить коллектив к инновационной деятельности — это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей.

Отобранные цели и задачи должны быть согласованы и одобрены большинством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым условиям, повышать уровень мотивации и стимулирования, обеспечивать контроль.

При управлении инновационными процессами в ДОУ с учетом прогноза конечных результатов основная часть этих действий обсуждается коллегиально.

Самые крупные мероприятия инновационной деятельности разрабатываются групповым методом. Система методических мероприятий в коллективе должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов, их теоретической подготовке к инновационной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов опытно-экспериментальной группы в работе педагога-психолога

Цель - создание идеальной модели работы с семьями воспитанников, оптимизация детско-родительских отношений и развитие разнесторонней личности ребенка....

Нетрадиционная техника использования коктейльных трубочек «ЧибТехнология», применение новых умений и навыков в практической работе с детьми в условиях ФГОС.

Чтобы зажечь в глазах детей огонек интереса, нужно придумать, найти, оживить, воплотить, сыграть, почувствовать, что я и стремлюсь сделать используя эту технологию....

Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста

В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...

ндивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога 2019 - 2020 учебный год Ф.И.О. педагога, стаж, категория: Труфанова Екатерина Ивановна, стаж работы 6 лет 9мес.; 1 категория.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога/ Карта оценки результатов педагога2019  - 2020     учебный годФ.И.О. педагога, стаж, категория: Труфанова Екатерина Ивановна, с...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Применение здоровьесберегающих технологий в практической работе воспитателя

Дан перечень здоровьесберенгающих техонлогий их содержание...

Анализ мотивации выбора инновационных тем педагогами ДОУ и результаты их применения в практической работе воспитателя

Применение инновационных педагогических технологий способствует :-повышению качества образования;-повышение квалификации воспитателей;-применение педагогического опыта и его систематизация;-...